Смекни!
smekni.com

А.А. Ивин Теория аргументации (стр. 4 из 10)

Обещания можно истолковать как просьбы к самому себе, т.е. как нормы, адресованные говорящим самому себе и в чем-то предопреде­ляющие его поведение в будущем. Как и все нормы, обещания не яв­ляются истинными или ложными. Они могут быть обдуманными или поспешными, целесообразными или нецелесообразными и т.п.

Оценка. Шестая функция языка — использование языка для выра­жения положительного, отрицательного или нейтрального отношения к рассматриваемому объекту или, если сопоставляются два объекта, для выражения предпочтения одного из них другому или утверждения равно­ценности их друг другу.

В отличие от описаний они не являются истинными или ложными, но могут быть глубокими или поверхностными, обще­принятыми или нет, эффективными или нет и т.п.

Итак, можно выделить шесть разных употреблений (функций) языка: сообщение о положении дел (описание), попытка заставить сделать (норма), выражение чувств (экспрессии), изменение мира словом (декларация), принятие обязательства что-то сделать (обещание) и выражение позитивного, негативного или нейтрального отношения к чему-то (оценка).

Неуниверсальность теории речевых актов. Теория речевых актов раз­рабатывалась преимущественно в рамках лингвистики, что объясняет многие особенности данной теории и прежде всего ее недостаточную общность. В теории пропускаются некоторые основные употребления языка и одновременно выделяются в качестве самостоятельных упот­ребления, очевидным образом, сводимые к основным. Очевидно, что эта теория нуждается в существенной перестройке с тем, чтобы пре­вратить ее из частной концепции в универсальную теорию функцио­нирования языка, применимую не только в лингвистике, но и в фило­софии языка, в теории аргументации, в методологии социальных и гуманитарных наук и т.д.

§ 6. Классификация способов аргументации

Универсальная и контекстуальная аргументация.

В качестве основания классификации предлагается использовать характер аудитории, на которую распространяется воздействие аргументации. Тогда все способы аргументации можно разделить на универсальные и контекстуальные.

Универсальная аргументация применима в любой аудитории. К универсальным способам аргументации относятся прямое (эмпирическое) подтверждение, косвенное эмпирическое подтверждение (в частности, подтверждение следствий), многообразные способы теоретической ар­гументации: дедуктивное обоснование, системная аргументация, ме­тодологическая аргументация и др.

Контекстуальная аргументация эффективна лишь в определенной аудитории. Контекстуальные способы аргументации охватывают аргу­менты к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу и др.

Граница между универсальной и контекстуальной аргументацией относительная. Способы аргументации, на первый взгляд универсаль­но приложимые, могут оказаться неэффективными в конкретной ау­дитории. И наоборот, некоторые контекстуальные аргументы, подоб­ные аргументам к традиции или интуиции, могут оказаться убедитель­ными едва ли не в любой аудитории.

Универсальная аргументация иногда характеризуется как «рацио­нальная», а контекстуальная — как «нерациональная» или даже как «иррациональная». Такое различение не является, как будет ясно из дальнейшего, оправданным. Оно резко сужает сферу «рационального», исключая из нее большую часть гуманитарных и практических рассуж­дений, немыслимых без использования «классики» (авторитетов), про­должения традиции, апелляции к здравому смыслу, вкусу и т.п.

Эмпирическая и теоретическая аргументация. Все многообразные способы универсальной аргументации можно разделить на эмпиричес­кие и теоретические.

Эмпирическая аргументация — аргументация, неотъемлемым эле­ментом которой является ссылка на опыт, на эмпирические данные.

Теоретическая аргументация — аргументация, опирающаяся на рас­суждение и не пользующаяся непосредственно ссылками на опыт.

Различие между эмпирической и теоретической аргументацией от­носительно, как относительна сама граница между эмпирическим и теоретическим знанием. Нередки случаи, когда в одном и том же про­цессе аргументации соединяются и ссылки на опыт, и теоретические рассуждения.

Общая классификация. Из разных способов теоретической аргу­ментации особо важное значение имеют: дедуктивная аргументация (выведение обосновываемого утверждения из других, ранее принятых утверждений), системная аргументация (обоснование утверждения путем включения его в хорошо проверенную систему утверждений, или теорию), принципиальная проверяем ость и принципиальная опровержимость (демонстрация принципиальной возможности эмпири­ческого подтверждения и эмпирического опровержения обосновыва­емого утверждения), условие совместимости (показ того, что обосно­вываемое положение находится в хорошем согласии с законами, принципами и теориями, относящимися к исследуемой области яв­лений), методологическая аргументация (обоснование утверждения путем ссылки на тот надежный метод, с помощью которого оно по­лучено).

Все упомянутые способы универсальной (эмпирической и теоре­тической) и контекстуальной аргументации составляют основу всех способов аргументации, но, ко­нечно, ими не исчерпывается множество возможных приемов убежде­ния.

Эмпирическая аргументация

§ 1. Прямое подтверждение

Непосредственное наблюдение. Прямое подтверждение —это непо­средственное наблюдение тех явлений, о которых говорится в обосновы­ваемом утверждении.

Например, если кто-то сказал: «She is tall and nice-looking», мы, не зная англий­ского языка, не можем сказать, истинно это предложение или нет. После перевода («Она высокая и привлекательная») мы способы, конечно, определить, соответствует это действительности или нет.

При косвенном подтверждении речь идет о подтверждении логи­ческих следствий обосновываемого утверждения, а не о прямом под­тверждении самого утверждения.

Теоретическая нагруженность фактов. Чувственный опыт челове­ка — его ощущения и восприятия — источник знания, связывающий его с миром. Обоснование путем ссылки на опыт дает уверенность в истинности таких утверждений, как «Эта роза красная», «Холодно», «Стрелка вольтметра стоит на отметке 17» и т.п. Нетрудно, однако, заметить, что даже в таких простых констатациях нет «чистого» чувст­венного созерцания. У человека оно всегда пронизано мышлением, без понятий и без примеси рассуждения он не способен выразить даже самые простые свои наблюдения, зафиксировать самые очевидные факты.

Например, мы говорим: «Этот дом голубой», когда видим дом при нормальном освещении и наши чувства не расстроены. Но мы скажем «Этот дом кажется голубым», если мало света или мы сомневаемся в нашей способности или возможности наблюде­ния.

Теоретическая нагруженность фактов особенно наглядно проявля­ется в современной физике, исследующей объекты, не наблюдаемые непосредственно, и широко использующей для их описания матема­тический аппарат. Истолкование фактов, относящихся к таким объек­там, представляет собой самостоятельную и иногда весьма сложную проблему.

Относительная надежность опыта. Неопровержи­мость чувственного опыта, фактов относительна. Нередки случаи, когда факты, представлявшиеся поначалу достоверными, при их тео­ретическом переосмыслении пересматривались, уточнялись, а то и вовсе отбрасывались.

Особенно сложно обстоит дело с фактами в науках о человеке и обществе. Проблема, во-первых, в том, что некоторые факты могут оказаться сомнительными и даже просто несостоятельными, а во-вто­рых, в том, что полное значение факта и его конкретный смысл могут быть поняты только в определенном теоретическом контексте, при рассмотрении факта с какой-то общей точки зрения. Эту особую зави­симость фактов гуманитарных наук от теорий, в рамках которых они устанавливаются и интерпретируются, не раз подчеркивал русский фи­лософ А.Ф. Лосев. В частности, он писал, что факты всегда случайны, неожиданны, текучи и ненадежны, часто непонятны. Поэтому волей-неволей приходится иметь дело не только с фактами, но еще более того — с теми общностями, без которых нельзя понять и самих фактов.

Чувственный опыт, служащий конечным источником и критерием знания, сам не однозначен, содержит компоненты Теоретического зна­ния и потому нуждается в правильном истолковании, а иногда и в, особом обосновании. Опыт не обладает абсолютным, неопровержи­мым статусом, он может по-разному интерпретироваться и даже пере­сматриваться.

Позиция, когда опыт и опирающаяся на него теоретическая кон­струкция представляются в равной мере сомнительными, не кажется достаточно обоснованной. Эмпирические данные, факты обладают, как правило, гораздо большей устойчивостью, чем опирающиеся на них теории. Все теории, даже представляющиеся сейчас вполне надеж­ными, гипотетичны: со временем они будут пересмотрены и на смену им придут другие, более совершенные теории. Иначе обстоит дело с фактами. Пересмотр обобщающей их теории не означает автоматичес­ки ревизии лежащих в ее основании фактов. Они могут истолковы­ваться по-новому, но их основное содержание остается неизменным.

Например, вода закипает в обычных условиях при 100°С; свинец плавится при 322°С — эти фактические утверждения принимались теорией теплоты как особого ве­щества — флогистона; они оставались верными в корпускулярной теории теплоты и не подвергаются сомнению современной, квантово-механической теорией теплоты.

Сходным образом обстоит дело и с эмпирическими законами, не­посредственно опирающимися на опыт. Они более устойчивы, чем включающие и объясняющие их теории: новая теория так или иначе включает их в свой состав наряду с хорошо проверенными фактами.

Факты, даже в этом узком своем применении, не обладают абсолютной «твердостью». Даже взятые в совокупности, они не составляют совершенно надежного, незыблемого фундамента для опирающегося на них знания. Факты значат много, но далеко не все.