Смекни!
smekni.com

Анализ суицида под углом зрения взаимоотношения человека (стр. 10 из 12)

внимания при естественнонаучном рассмотрении вещей, чувства,

аффекты, волевые акты, даны нам не через посредство особых органов

восприятия, а связываются для нас непосредственно и нерасторжимо с

представлениями, относимыми нами к внешним предметам.

2. Отсюда следует, что выражение внешний и внутренний опыт означает

не различные предметы, а различные точки зрения, применяемые нами в

рассмотрении и научной обработке единого самого по себе опыта. Эти

точки зрения подсказываются нам тем, что каждый опыт расчленяется

непосредственно на два фактора: на содержание, данное нам, и на

способ нашего восприятия этого содержания. Первый из этих факторов

мы называем объектами опыта, второй - испытующим субъектом. Отсюда

получаются два направления в обработке опыта. Первое - то, которому

следует естествознание: естественные науки рассматривают объекты

опыта в их свойствах, мыслимых независимо от субъекта. Второму

направлению следует психология: она рассматривает совокупное

содержание опыта в его отношениях к субъекту и в тех свойствах,

которые ему приписываются непосредственно субъектом, поэтому

естественнонаучная точка зрения, поскольку она возможна лишь

благодаря отвлечению от субъективного фактора, содержащегося во

всяком действительном опыте, может быть названа точкой зрения

опосредствованного опыта, а психологическая точка зрения, которая

снова устраняет это отвлечете и все, проистекающие отсюда,

следствия, точкой зрения непосредственного опыта.

3. Возникающая таким образом задача психологии, как общей,

координированной естествознанию и восполняющей ее эмпирической

науки, находить свое подтверждение в способе рассмотрения всех наук

о духе, основой которых служит психология. "Все эти науки,

филология, история, учение о государстве и обществе, имеют своим

содержанием непосредственный опыт, поскольку он определяется

взаимодействием объектов и познающих и действующих субъектов.

Поэтому ни одна из наук о духе не прибегает к помощи отвлечений и

гипотетических вспомогательных понятий естествознания;

объекты-представления и сопровождающие их субъективные движения

почитаются в них непосредственною действительностью, и они стараются

объяснять отдельные составные части этой действительности из их

взаимной связи. Этот прием психологического истолкования,

применяемый в отдельных науках о духе, должен быть, следовательно,

также и приемом самой психологии.

3а. Так как естествознание исследует содержание опыта в отвлечении

от испытующего субъекта, то обыкновенно его задача определяется

также как "познание внешнего мира", причем под внешним миром

разумеется совокупность данных нам в опыте объектов. Соответственно

этому задача психологии определялась иногда как "самопознание

субъекта". Однако это определение недостаточно" потому что, кроме

свойств отдельного субъекта, к предмету психологии относятся также

различные взаимодействия между ним и внешним миром и другими

подобными субъектами. Кроме того, это выражение может быть легко

истолковываемо в том смысле, как если бы внешний мир и субъект были

отдельными составными частями опыта или по крайней мере могли бы

быть разделяемы на независимые друг от друга содержания опыта; в

действительности же внешний опыт всегда связан с функциям восприятия

и познания субъекта, а внутренний опыт содержит в себе представление

о внешнем мире, как свою неотъемлемую составную часть. И это

взаимоотношение проистекает с необходимостью из того, что в

действительности опыт не есть несвязанная сумма отдельных различных

областей, а образует единое связное целое, предполагающее в каждой

своей составной части как субъект, воспринимающий содержание опыта,

так и объекты, даваемые субъекту; в качестве содержания опыта.

Поэтому и естествознание не может отвлекаться от познающего

субъекта, а лишь от тех его свойств, которые или отпадают, подобно

чувствам, как скоро мы отбросим мысленно, субъект, или же, подобно

качествам ощущений, должны быть относимые на счет субъекта на

основании физического исследования. Напротив, психология имеет своим

предметом совокупное содержание опыта в его непосредственных

свойствах.

Таким образом, последнее основание для отделения естествознания от

психологии и от наук о духе следует искать только в том, что всякий

опыт содержит, в качестве составных факторов, объективно данное

содержание опыта и испытующий субъект. Впрочем, мы не хотим, само

собою разумеется, этим сказать, что это разграничение предполагает

уже логическое определение обоих факторов. Такое определение

возможно становится, очевидно, только на основании

естественнонаучного и психологического исследования и ни в коем

случае не может, следовательно, предшествовать ему. Предположение,

общее естествознанию и психологи с самого начала, состоит в

сопровождающем всякий опыт сознании, что в опыте даются объекты

какому-нибудь субъекту, при чем однако не может быть и речи

первоначально о познании условий, лежащих в основе этого различения,

или о каких-нибудь определенных признаках, которыми один фактор мог

бы отграничиваться от другого. Поэтому самые выражения объекта и

субъект в этой связи представляют собою только позднейшее

перенесение на ступень первоначального опыта различий, которые

принадлежат уже логически развитой рефлексии.

Вследствие этого взаимоотношения естественнонаучное и

психологическое истолкование опыта дополняют друг друга не только в

той мере, поскольку первое имеет дело с объектами при возможно

большем отвлечении их от субъекта, а второе учитывает участие

субъекта в возникновении опыта, но и в том смысле, что оба

толкования становятся на различную точку зрения в рассмотрении

каждого отдельного содержания опыта. Естествознание стремится

исследовать, каковы свойства объектов в отвлечении от субъекта, и

поэтому даваемое им познание есть опосредствованное или познание в

понятиях: вместо непосредственных объектов опыта естествознанию

остаются содержания понятий, получаемые из этих объектов путем

отвлечения от субъективных элементов наших представлений. Но это

отвлечение требует в то же время известных гипотетических

восполнений действительности. Именно, естественнонаучный анализ

показывает, что многие составные части опыта, например содержание

ощущений представляют собою субъективные действия объективных

процессов, так что эти последние не могут содержаться в опыте в их

независящих от субъекта свойствах. Поэтому естествознание стремится

обыкновенно добыть эти элементы опыта путем гипотетических

вспомогательных понятий, построенных относительно объективных

свойств материи. Психология исследует, напротив, содержание опыта в

полной его действительности, представления, относимые к объектам,

вместе со всеми субъективными движениями, примыкающими к ним, и

поэтому способ ее познания есть непосредственный или воззрительный:

воззрительный в том более широком значений, которое получило это

понятие в новейшей научной терминологии и согласно которому оно

означает не только непосредственные содержания восприятий внешних

чувств, особенно зрения, но всю конкретную действительность, в

противоположность мыслимому отвлеченно и в понятиях. Связь

содержаний опыта, как она дана действительно субъекту, может быть

установлена психологией только в том случае, если она, с своей

стороны, будет совершенно воздерживаться от этих отвлечении и

гипотетических вспомогательных поняли естествознания. Если,

следовательно, и естествознание и психология суть эмпирические

науки, так как они имеют своей задачей объяснение опыта, - правда, с

различных точек зрения, - то все-таки психология должна быть названа

более строго эмпирической наукой в виду своеобразных особенностей,

присущих ее задаче.

Этика работы практического психолога основывается на

общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на

положениях Конституции Российской Федерации, защищающих

права человека. Предпосылки свободного и всестороннего

развития личности и ее уважения, сближения людей,

создания гуманного общества являются определяющими для

деятельности психолога. Этические принципы и правила

работы психолога формируют условия, при которых

сохраняются и упрочиваются его профессионализм,

гуманность его действий, уважение людей, с которыми он

работает.

В своей работе практический психолог руководствуется

следующими принципами и правилами:

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемому.

Организация работы психолога должна быть такой,

чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили

ущерба его здоровью, состоянию или социальному

положению.

2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет

право браться за решение только тех вопросов, по

которым он профессионально осведомлен и наделен

соответствующими правами и полномочиями выполнения

психокоррекционных или других воздействий.

3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо

предвзятое отношение к испытуемому, какое бы

субъективное впечатление он ни производил своим

видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный

психологом в процессе его работы с испытуемым на

основе доверительных отношений, не подлежит

сознательному или случайному разглашению и должен

быть представлен таким образом, чтобы он не мог