Смекни!
smekni.com

Внимание и восприятие (стр. 2 из 2)


4. Подпороговое восприятие.

Подпороговое восприятие, по-видимому, позволяет организму отвечать на поступившие сигналы так, как он не смог бы ответить, если бы они были приняты и оценены сознанием. Эта гипотеза была прежде всего использована в рекламе товаров. Например, было показано, что можно внушить кинозрителям желание потреблять газированные напитки или воздушную кукурузу определенных фирм, показывая неоднократно в течение фильма кадр продолжительностью в 1/24 секунды (так называемый 25 кадр), восхваляющий достоинства этих продуктов; можно так же вызвать у публики большое желание приобрести продукты, в рекламе которых скрыты звуковые или зрительные подпороговые сообщения.

Однако из-за боязни злоупотребления такой практикой, с одной стороны, и из-за того, что ее реальная эффективность осталась неподтвержденной - с другой, возникли сомнения в обосновании самой гипотезы, положенной в ее основу.

Тем не менее, спустя несколько лет появился интерес к лечебному применению такого рода методов, особенно для оказания помощи курильщикам, алкоголикам и тучным людям. Сходные программы были разработаны также для лечения больных шизофренией и депрессией.

Однако, несмотря на все большее число исследований, ведущихся в этом направлении, ничего определенного относительно подобной практики установить пока не удалось.


5. Экстрасенсорное восприятие.

Возможно подпороговое восприятие информации, которая обрабатывается в подпороговой зоне. Она, видимо, улавливает и может вызывать реакции на уровне организма без сознательной оценки соответствующих сигналов.

Экстрасенсорное восприятие состоит в восприятии сигналов, которые не воздействуют непосредственно на органы чувств.

Существует сходство восприятия подпорогового и экстрасенсорного. В обоих случаях речь идет о восприятии сигналов, которые слишком слабы, чтобы дойти до уровня сознания, но все же способны оставить след, который мог бы быть воспринят некоторыми людьми в определенные моменты и в определенном состоянии расслабления и восприимчивости.

Экстрасенсорное восприятие, о котором имеются пока лишь весьма недостоверные данные, должно все-таки рассматриваться как нечто связанное с мозгом.

К экстрасенсорному восприятию относят феномены трех типов: способность «угадывать» факты, недоступные для органов чувств, или ясновидение; способность, улавливать кукую-то информацию о человеке, который находится далеко, или телепатия; способность угадывать то, что произойдет в будущем, или предвидение.

По мнению многих ученых, речь идет не о каких-то уникальных способностях, а скорее об особом развитии возможностей, срытых в каждом из нас. Мы просто не умеем и не хотим их использовать, прежде всего страх мешает нам проявлять такие возможности и развивать их в себе.

Остается еще открыть форму энергии, при помощи которой могли бы передаваться «экстрасенсорные» сигналы, а также физические структуры, способные их принимать. Пограничная зона психологии, изучающая эти явления, называется парапсихологией или псилогией.

Исследования в этой области проводятся с 30-х годов, но в научных кругах эти работы стали обсуждаться только в последние два десятилетия. В настоящее время остается мало таких ученых, которые отказываются видеть в подобных явлениях законный предмет научных исследований.


6. Сенсорная изоляция.

Условия когда у субъекта сводятся на минимум возбуждение рецепторов называется сенсорной изоляцией.

Проблема приема и переработки информации человеком представляет интерес для многих наук. Ею занимаются физиологи в плане изучения работы органов чувств; психологи - в плане изучения познавательных процессов (восприятия, опознания, мышления); специалисты в области кибернетики - в плане разработки некоторых проблем теории познания.

Знание характеристик и закономерностей процессов приема и переработки информации человеком важно не только для развития теории, но и для решения ряда задач, возникающих в педагогической (разработка эффективных методов обучения), медицинской (разработка средств и методов лечения ряда заболеваний) и инженерной практике (разработка технических средств передачи информации человеку).

Одним из важнейших аспектов разработки этой большой проблемы является изучение деятельности человека в условиях недостатка информации, поступающей к органам чувств из окружающей среды, или так называемого «сенсорного голода», т.е. голода по впечатлениям.

Проблема «сенсорного голода» стала особенно острой в связи с развитием целого ряда отраслей техники. Условия, в которых приходится работать человеку, весьма многообразны. Обслуживание некоторых современных видов техники связано с необходимостью длительного пребывания в пространстве малого объема, ограничивающим движение человека, доставляющее человеку весьма бедные однообразные впечатления, значительно суживающие возможности общения человека с другими людьми.

При изучении взаимодействия человека с окружающей средой необходимо учитывать всю систему его сенсорных входов и всю систему как внешних, так и внутренних воздействий.

В условиях частичной изоляции начинает особенно сильно проявляться влияние так называемых сверхслабых или неспецифических раздражителей. Например, поднесение магнита к голове испытуемого, находящегося в гипнозе, приводит к сдвигу в пространстве зрительных образов или даже к их исчезновению. Гипноз может рассматриваться как своеобразная сенсорная изоляция организма, в условиях которой магнитное поле начинает ощущаться более сильно, чем обычно.

Задача изучения и влияния сенсорной изоляции сводится к оценке состояния организма как функции величены потока информации в случае уменьшения этого потока до некоторой минимальной величены.

Для наиболее эффективных исследований в этом направлении необходимо:

- ввести признаки состояния организма (наиболее характерные для данной ситуации) и вести обсуждение всех экспериментов по сенсорной изоляции, пользуясь этими признаками;

- пронормировать величину потока информации, воздействующего на испытуемого в эксперименте;

- пронормировать и поддерживать на постоянном уровне во всех экспериментах поток информации по тем каналам, которые не могут быть изолированными;

- обеспечить в эксперименте контроль параметров среды.

Формулировка условий сенсорной изоляции требует оценки количества поступающей информации (с учетом всех возможных каналов восприятия) до «изоляции» и во время «изоляции», и только тогда можно будет сравнивать между собой результаты различных экспериментов.

Длительная изоляция является основным этнологическим фактором психических нарушений. Степень выраженности психических нарушений, характер их клинической картины определились главным образом личностными особенностями испытуемых, что имеет большое практическое значение при отборе лиц для работы в особых, сложных условиях (полярные экспедиции, исследования космоса и т.д.).

Самый известный в научном мире эксперимент с сенсорной изоляцией - это эксперимент, произведенный в Университете Мак-Гилла в 1956 году Героном и его сотрудниками. Ученые предложили добровольцам пробыть как можно дольше в специально устроенной изоляционной камере.

В первые дни эксперимента отмечалось повышенное настроение, говорливость, активное стремление к общению с окружающими, некоторая взбудораженность с элементами тревожности, опасений за свое здоровье. Позже появлялись жалобы на то, что начинает надоедать монотонность, однообразие, дни стали похожими один на другой, нет ничего нового, надоели одни и те же лица, одни и те же разговоры; время идет медленно. Появилась раздражительность, несдержанность, ворчливость. Малейший пустяк мог послужить поводом для бурных эмоциональных реакций, конфликтов с исследователями, обслуживающим персоналом. Испытуемые стали менее общительными, на вопросы часто отвечали неохотно, односложно, формально. Настроение временами было пониженным. Ухудшался сон, некоторые жаловались, что надоели одни и те же исследования, бурно протестовали против новых исследований, хотя бы они и были для них легкими. В то же время отмечали, что свободные от исследований дни (выходные, праздничные) они чувствовали себя хуже, было особенно скучно, не знали, чем заняться, «куда себя девать», время тянулось особенно медленно.

К концу эксперимента нарастала раздражительность, отдельные испытуемые заявляли, что бывают такие состояния, что хочется что-нибудь «выкинуть», кого-то ударить, «запустить чем-нибудь, что попадет под руку», жаловались, что временами (чаще по вечерам) «наваливалась тоска», вспоминался дом, родные, близкие.

У ряда испытуемых имели место и более сложные психические нарушения, как, например, ипохондрия, неопределенный страх, довольно выраженная депрессия, параноидная настроенность.

У самых выносливых испытуемых возникали галлюцинации, и это, по мнению ученых, указывало на то, что без внешних раздражителей интеллектуальные функции и сама личность неизбежно деградируют.

Другой ученый, Дж. Лилли, в тот же период проверял действие сенсорной изоляции на самом себе. Он делал это в непроницаемой камере, где он был погружен в солевой раствор с температурой, близкой к температуре тела, так что был почти лишен даже ощущений, связанных с весом собственного тела.

Однако его выводы диаметрально противоположны выводам, сделанным психологами Университета Мак-Гилла. По мнению Лилли, условия изоляции в камере, напротив увеличивают сенсорный опыт, и это происходит без участия известных внешних раздражителей.

Индивидум, находящийся в условиях сенсорной изоляции, оказывается лицом к лицу со своим внутренним миром и представляющими его образами; этот мир находит свое выражение в форме разнообразных иллюзий и галлюцинаций.


Литература.

1. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. - Москва: Изд-во «Просвещение», 1986

2. Что такое психология. Том 1. Ж. Годфруа - Москва: Изд-во «Мир», 1992.

3. Проблемы сенсорной изоляции. Сборник статей. Под редакцией Смирнова А.А. - Москва: 1970.