Личность, является таковой если она функционирует в составе общности, - тем самым предполагается решение вопроса о социальности человека.
Кроме этого, прежде чем рассматривать общность социального и индивидуального, необходимо показать, что всякая отдельная личность, если она самостоятельно существует, а не только функционирует, уже является некоторой сложной общностью.
Действительно, индивидное в личности есть сходное, а индивидуальное – отличное, т.е. индивидное и индивидуальное совместно представляют собой природу человека, родовую человеческую общность, объединяющую отдельного человека со всеми подобными ему людьми, - в смысле сходства и уникальности его родовой психической организации, предполагающей определенную специфику общечеловеческих потребностей и способностей и, в частности, темпераментов и характеров.
Далее субъективное есть уникальное, но уже в социально-историческом, а не в природном плане: человек, как известно является субъектом труда, игры, познания, общения и собственного образования, субъектом всей своей истории и культуры. Объективное же, проявляющееся в содержании актуализированного человеческого потенциала, в социально-профессиональном самоопределении человека, есть сходное.
Субъектное и объектное самоопределение личности совместно представляют собою социальную, культурную человеческую общность, объединяющего отдельного человека с ему подобными разумными существами, в смысле сходства и отличий его социально-психологической организации, предполагающей, что человек обладает не только элементарными психическими функциями, но и высшими интеллектуальными функциями, благодаря которым он и является личностью, способной в конечном счете представлять общество, а не сумму функционирующих особей.
4.3. Логические основания личностного развития человека.
Относительную логическую завершенность процессов образования человека, т.е. полный логический квадрат общностных отношений в структуре личности, можно выявить, если индивидуальное и субъектное, а также объектное и индивидуальное будут пониматься как общности. Первая из этих общностей выражает единство и уникальность общечеловеческой способности к ассимиляции в природных и социальных условиях бытия, что обеспечивает относительную автономность образования и существования человека. Вторая или уже четвертая по ходу обсуждения данного вопроса общность выражает единство и уникальность процесса социализации человека, обеспечивающего неповторимую включенность человека в его общественно-исторические отношения, опосредующие уникальный стиль деятельности, а так же индивидуальный жизненный путь. [ 23 ]
Отметим, что, рассматривая «развитое человеческое мышление» с точки зрения связи логических преобразований. Самыми интересными интерпретациями данной группы можно считать законы диалектического анализа и развития и формирования сказочных и мифологических сюжетов. [ 17 ]
Другими словами, общностный логический подход к анализу содержания процессов, образующих личность, является действительно относительно полным, а именно системообразующих в процессуально-логическом смысле.
Личность, в процессах образования человека предстает как система или, как пентабазис, отличающийся, если принимать во внимание центральную симметрию осей координат самосознания и сознания внутри логического квадрата общностей, наибольшей устойчивостью среди всех логикогеометрических фигур подобного типа. [ 4 ]
В частности, системное представление процессов личностного образования человека в виде пентабазиса как логического квадрата с центральной симметрией координат «самосознание – сознание» дано на схеме №2 (см. приложение).
Логика процессов образования человека не предопределяет фатально то, как именно будет складываться реализация человеком открывающихся в истории общества и культуры закономерностей: они выступают как возможности, как некоторые стратегии развития или существования. В данном случае, когда поведение человека рассматривается с точки зрения меры его свободы и ответственности, известные законы антропологии не столько упрощают жизненное самоопределение, сколько обнаруживают бездну извечной проблематичности его бытия. [ 9 ]
Исторически сложившиеся и логически оправданные способы человеческого самообразования переосмысливаются людьми и , формально оставаясь инвариантными, по существу становятся для них иными. Причем эта инаковость истории и логики вполне подтверждается содержанием жизненного пути людей.
Таким образом, история и логика образования человека не только «повторяется», но и развивается и продолжается.
Трансцендентальность жизненного самоопределения человека исторически сформировавшимся способом его существования как логически взаимосвязанными процессами его самообразования выявляет глубину человеческой природы и показывает, от обратного, не только фундаментальность, но и вечность его бытия. Трансцендентальность человеческого бытия его историко-логическим основаниям побуждает человека стремиться к вершинам самосохранения и продолжения себя в человеческой культуре, к реальностям духовного самоопределения, к решению нравственных проблем.
В результате образования человека не ограничивается его личностным развитием и социализацией, а продолжается как развитие нравственное. Точнее, нравственность самообразования человека является действительным и относительно независимо возникающим основанием его личностного самообразования. Ступени нравственного становления человека ведут к возникновению феномена человеческой культуры. [ 7 ]
По отношению к этому феномену образования человека представляется как аккультурация. История и культура продолжаются не сами по себе, но человек их продолжает, являясь субъектом истории, морали и культуры в целом, в той степени, в которой ему удается претворит в жизнь идеи его духовного творчества. Если эти цели воплощаются в виде новых образовательных институтов, учреждений, социально-антропологических или психолого-педагогических систем, научно-технических и вообще трудовых достижений, то человек действительно обретает себя, овладевает собственной сущностью, проявляющейся в полноценных, исторически и культурно значимых фактах.
Как открытая совокупность таких практических и теоретических фактов строится человеческая цивилизация, в сфере которой вновь формируются исторические типы человеческих личностей с их особенной психологией и нравственностью.
V. Практическое исследование.
Для определения уровня внушаемости я использовал три методики: самооценка эмпатических способностей, оценка суггестивности и дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).
Самооценка эмпатических способностей (по В. В. Бойко).
Самооценку человека весьма целостно представляет методика определения способности к эмпатии. Результаты её применения существенны также социально-психологической характеристики человека в плане индивидуально-своеобразных возможностей овладения им своей родовой сущностью в конкретных межличностных отношениях. (см. таблицу № 2)
Эмпатия (как соопереживание), уже по её определению, предполагает эмоциональные, непосредственные реакции на поведение других людей вплоть до подражания их действиям. На основе эмпатии человек скорее познаёт себя и становится способным сочувствовать себе подобным, понимая и предугадывая их состояние. Развитые эмпатические способности свидетельствуют об адекватном жизненном опыте и о возможности самоконтроля по отношению к явлениям агрессивности, фрустрированности и ригидности. [ 6 ]
Оценка суггестивности.
Эмпатия предполагает наличие у человека определённой внушаемости, позволяющей ему учавствовать в межличностном взаимодействии. При этом и пониженная внушаемость, тем не менее, позволяет достаточно адекватно адаптироваться в человеческом общежитие, опираясь на эмпатические способности.
Дальнейшее изучение структуры самооценки требует учёта результатов этой методики, смысл которой обязательно раскрывается после её выполнения.
Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду).
Внушаемость и эмпатические способности связаны не только с характером активности человека, но и с его самочувствием, которое желательно выразить именно в терминах чувств и эмоций. Для этого вполне применима методика К. Изарда. Её содаржание вновь предполагает активную позицию испытуемых, что является непременным условием самооценки и самопознания. (см. таблицу № 3)
На предприятии, по месту моей непосредственной работы, мною была организована группа в количестве 20 человек, на которой я применил представленные методики. По результатам самооценки эмпатических способностей получил следующие данные:
Высокий уровень эмпатии – 2 человека
Средний уровень эмпатии – 9 человек
Заниженный уровень эмпатии – 5 человек
Очень низкий уровень эмпатии – 4 человека
Показатели по отдельным шкалам вынесены в таблицу (см. приложение, таблица №2):
Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояние, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера. В рациональной эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпотирующему не предвзято выявлять его сущность.