"Я повернул кресло к камину и погрузился в
дремоту. Атомы мелькали у меня перед глазами. Их
длинные ряды, переплетенные самым причудливым
образом,находились в движении, извиваясь и
крутясь, как змеи. Но что это? Одна из змей
ухватила себя за хвост, и этот образ насмешливо
завертелся у меня перед глазами. Я очнулся как
быот вспышки молнии; весь остаток ночи я
потратил, работая над следствиями моей
гипотезы... Давайте учится грезить, господа!"
Ф.А.Кекуле, немецкий химик. (Из описания
открытия кольцевой структуры бензола)
1. ВВЕДЕНИЕ.
Воображение - особая формачеловеческой психики, стоящая отдельно от
остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное
положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы
психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом связано с деятельностью организма,
будучи в то же самое время самым<психическим> из всех психических процессов и
состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не
проявляется идеальный изагадочный характер психики. Можно предполагать, что
именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к
психическим явлениям вдревности, поддерживало и продолжает его стимулировать
и ниши дни. Что же касаетсязагадочности этого феномена, то она состоит в том,
что до сих пор нам почти ничегоне известно именно о механизме воображения, в
том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека
локализовано воображеиие? Сработой каких известных нам нервных органических
структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного
ответить не можем. Во всякомслучае об этом мы можем сказать гораздо меньше,
чем, например, об ощущениях,восприятии, внимании и памяти, что, конечно, не
говорит о небольшой значимости данного феомена в психологии и поведении
человека. Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы
знаем очень много о том, какоезначение воображение имеет в жизни человека,
как оно влияет на его психическиепроцессы и состояния и даже на организм. Это
и побуждает выделить испециально рассмотреть проблему воображения. Благодаря
воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет
ею. Почти вся человеческаяматериальная и духовная культура является продуктом
воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для
психического развития и совершенствования вида <гомо сапиенс>, мы уже
достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его
сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.
Обладая богатым воображением, человек может <жить> в разном времени, что не
может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах памяти,произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее
представлено в мечтах и фантазиях. Воображение является основой
наглядно-образного мышления,позволяющего человеку ориентироваться в ситуации
и решать задачи безнепосредственного вмешательства практических действий. Оно
во многом помогает ему в техслучаях жизни, когда практические действия или
невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны). От
восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда
соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если
воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что
соответствует в действительности то оно носит название фантазии. Если, кроме
того, воображение нацелено набудущее, его именуют мечтой.
2. ВЛИЯНИЕВООБРАЖЕНИЯ НА ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ.
2.1 СВОЕОБРАЗИЕВООБРАЖЕНИЯ КАК ОРГАНИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.
2.1.1.ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ.
Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное,
продуктивное и репродуктивное.Активное воображение характеризуется тем, что,
пользуясь им, человек пособственному желанию, усилием воли вызывает у себя
соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно,
помимо воли и желания человека.Продуктивное воображение отличается тем, что в
нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто
механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же
творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача
воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии,такое воображение больше напоминает восприятие
или память, чем творчество. С феноменом воображения в практической
деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества.
Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в
искусстве, называемоенатурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что
по картинам И.И.Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как
все растения на его полотнахвыписаны с <документальной> точностью. Работы
художников-демократов второйполовины XIX в. И.Крамского, И.Репина, В.Петрова
при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы,
максимально приближенной к копированию действительности. Источником любого
направления в искусстве можетбыть только жизнь, она же выступает в качестве
первичной базы для фантазии. Ноникакая фантазия не способна изобрести нечто
такое, что человеку не было бы известно. В связи с этим именно реальность
становится основой творчества ряда мастеров искусства, чей полет творческой
фантазии уже не удовлетворяютреалистические, а тем более натуралистические
средства выражения. Но эта реальность пропускается через продуктивное
воображение творцов, онипо-новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом,
наполняя свои произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к
точечному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая
объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д. Даже произведения
такого некоммунистического модернистского направления искусства, как
абстракционизм, ставшего основой современного авангарда, нередко создавались
при помощи продуктивноговоображения. Например, знаменитое абстрактное полотно
П.Пикассо <Герника> - это не хаотическое нагромождение геометризованных тел
или их частей, а прежде всегоотражение трагических событий войны в Испании
1936-1939 гг. Если рассматривать и попытаться трактовать каждую отдельную
деталь этой картины, то за абстрактнойформой возникает вполне конкретный
образ, конкретная мысль. Таким образом, с продуктивным воображением в
искусстве мы встречаемся и втех случаях, когда воссоздание действительности
реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория,
иррациональная образность, закоторой - вполне очевидные реалии. Плодом такого
воображения является роман М.Булгакова <Мастер и Маргарита>, фантастика
братьев Стругацких, антиутопиив русской и зарубежной литературе (Е.Замятин,
О.Хаксли, Дж.Оруэлл),фантастические кентаврицы и кентаврята
четырнадцатилетней московской школьницы Нади Рушевой (рис. 1). Обращение к
столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и
эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего
творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем
запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник
создает его в своем воображении,прилагая к этому сознательные волевые усилия.
Нередко активное воображениенастолько захватывает творца, что он утрачивает
связь со своим временем, своим<я>, <вживаясь> в создаваемый им образ. Немало
свидетельств этому в литературео писателях. Например, одно из них: во время
работы над романом <Мадам Бовари> Гюстав Флобер, описывая отравление своей
героини, почувствовал во рту вкусмышьяка. Реже импульсом творческого процесса
становится пассивное воображение, так как <спонтанные>, независимые от воли
художника образы чаще всегоявляются продуктом подсознательной работы творца,
скрытой от него самого. И темне менее наблюдения за творческим процессом,
описанные в литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного
воображения в художественномтворчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль
в своем творчестве уделялсновидениям, запечатлевая их в своих фантастически
мрачных произведениях. Кроме того, творческий процесс, начинаясь, как
правило,с волевого усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько