Смекни!
smekni.com

Восприятие и понимание информации в процессе обучения (стр. 1 из 3)

ГОСКОМИТЕТ РФ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра “Инженерно-педагогическое электротехническое воспитание”

РЕФЕРАТ

по психологии и педагогике высшей школы

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Выполнил: Анипченко Б.В.,

аспирант кафедры общей и

неорганической химии

Принял: Нестеренко В.М., к.т.н.,

доцент кафедры

“Инженерно-педагогическое

электротехническое воспитание”

САМАРА

1996

Восприятие и понимание информации в процессе обучения

1. Понятие информации, ее классификация и психологическая

структура

Процесс передачи информации как составная часть обучения может и должен оптимизироваться с целью улучшения качества обучения. Под информацией в данном реферате понимается сообщение, зафиксированное искусственно созданными знаками (или знаковыми системами), доступное восприятию и пониманию аудиторией, на которую оно рассчитано.

Итак, понятие информации здесь и далее будет употребляться как синоним сообщения в его психологическом смысле.

Под формой фиксации знаний, или формой предъявления информации, здесь и далее понимается его объективация при помощи той или иной знаковой системы или на каком-нибудь материальном носителе, например на бумаге. Дело в том, что знание как таковое представляет собой психический феномен, является достоянием психики отдельных индивидов и в таком качестве недоступно другим. После же его объективации (фиксации) на материальном носителе, скажем в форме текста, чертежа, формулы и т.п., содержание этого знания (рассматриваемого как информация, сообщение) становится доступным неограниченному числу его потребителей, удобно для распространения в пространстве и времени. Всякая форма фиксации знания есть в то же время и средство коммуникации.

В нашем случае при рассмотрении информации должны учитываться два разнородных аспекта: семиотический и психологический. С учетом этого информацию можно разделить на три крупных класса: синтаксический, семантический и прагматический.

Синтаксическая информация, как и в случае двух остальных классов, состоит из совокупности знаков, объединяемых в тот или иной алфавит (т.е. полный ассортимент определенных знаков, например буквенных, цифровых). В сообщении эти знаки расставляются не произвольно, не в случайном порядке. Они как-то соотносятся друг с другом, находятся в определенной связи. Последовательность и место каждого знака обусловлено установленными правилами. Эти правила очень важны: их отсутствие привело бы к невозможности прочесть сообщение (чертеж, схему, текст).

Семантическая информация - это информация, предполагающая актуальную или потенциальную возможность раскрытия потребителем закодированного теми или иными знаковыми средствами ее содержания, смысла сообщения.

Прагматическая информация нацелена на то, чтобы инициировать определенный образ мыслей, определенное поведение, то или иное состояние.

Психологическую структуру информации можно представить в виде трехзвенной иерархии: знак - значение - смысл.

Роль знака заключается в том, чтобы репрезентировать, замещать какую-либо вещь, выступая “подмененной” сущностью этой вещи, для сознания. В наиболее общем виде знак можно определить как средство коммуникационного взаимодействия и мышления.

Основываясь на определениях понятия “система”, под знаковой системой следует понимать организованное множество знаков с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. Примеры знаковых систем: текст, таблица, чертеж и т.д.

С точки зрения семиотики значение знака можно определить как информацию, несомую знаком.

Понятия знака и значения в современной науке еще недостаточно стабилизировались. Нет единого удовлетворяющего всех определения. Тем более нельзя отнести к разряду точно определенных понятие смысла. Смысл - это интимно-психологические, интимно-личностные образования, идеальный продукт функционирования человеческого мозга. Самый строгий научный анализ не обнаружит смысла или мысли ни в тексте, ни в устной речи, ни в чертеже, ни в музыке. Он обнаружит лишь то, что там на самом деле есть: звуковую последовательность, характеризующуюся определенными значениями частоты, длины волны, интенсивности и т.п., или систему графических построений, организованных по некоторым правилам - и только. Ни в одной форме передачи семантической информации нет и не может быть того, что мы называем мыслью. Как же тогда возможно, например, понимание, научение? На этот вопрос можно дать однозначный ответ - благодаря тому, что некоторая последовательность звуков, графические построения и т.п. представляют собой знаки, а следовательно, имеют и значения. Услышав определенную последовательность звуков, человек узнает в них знаки и в его сознании всплывают связанные с ними значения. Эта совокупность значений представляет собой непосредственную причину генерирования мысли (своей мысли), более или менее совпадающей с мыслью другого человека, которую он зашифровал звуками речи, письма и т.п. Такому шифрованию поддаются отнюдь не все компоненты мысли. Например, некоторые образные и эмоциональные составляющие мысли практически не поддаются кодированию речевыми средствами.

2. Восприятие, понимание и наглядность информации

Прием информации человеком начинается с ощущения. Так, например, при чтении мы вначале ощущаем некоторую неоднородность фона и нанесенных на нем графических построений, потом узнаем буквы и т.д.

Если ощущение - это отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающей действительности, то восприятие - это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и характеристик. Продуктом восприятия всегда выступает более или менее сложный образ предмета.

Согласно современным представлениям информация в центральной нервной системе оценивается по двум основным признакам: физическим свойствам сигналов и значимости содержащихся в них сообщений. Оба вида оценки связаны с деятельностью разных мозговых структур.

Идентификация объекта восприятия - это опознание стимула как данного. Опознание объекта предполагает формирование его перцептивного образа и сличение его с ранее сформированными и хранящимися в памяти “эталонными”, в памяти хранится не один эталонный, а некоторое организованное в систему множество образов.

Возможности человека при идентификации объекта довольно ограничены. Так, согласно данных ряда исследований при опознании разнообразных объектов число эталонных образов, с которыми сличается перцептивный, не превышает семи-восьми в случае наличия одного различительного признака. Эта величина представляет собой длину оперативного алфавита и соответствует объему оперативной памяти. Увеличение числа различных признаков увеличивает информационную емкость объекта. Человеку редко приходится сталкиваться с одномерными стимулами. Объекты нашего восприятия, как правило, многомерны. При опознании таких объектов он может сличаться с разными системами оперативных алфавитов (т.е. системами эталонных образов) - в зависимости от того, какие признаки выделяются как главные в процессе восприятия.

Современные теории и модели опознания еще не могут удовлетворительно решить проблему алфавита признаков, которыми пользуется человек при опознании знаковых объектов и вообще предметов.

Декодирование - заключительная фаза процесса опознания (и восприятия) - в основном заключается в “переводе” воспринимаемых знаков в те единицы внутренней речи, которые непосредственно связаны с представлениями и мышлением.

Понимание - это специфический познавательный процесс, сложное, иерархически построенное психическое отражение объектов познания, в результате которого создаются новые и воссоздаются старые, но по-новому видимые, так или иначе эмоционально окрашенные системы концептов и образов, объединяющие в себе собственно продукт этого отражения с соответствующими элементами личных знаний.

Например, простые предметные ситуации понимаются на уровне восприятия, то формула, как правило, - на уровне мышления.

Целесообразно различать два принципиально разных случая: понимание знаковых и незнаковых объектов. Если в первом задача понимания состоит в раскрытии, уяснении, образно выражаясь, кем-то заложенного в объект смысла, декодировании его, то во втором сами по себе объекты, как правило, смысла не имеют (если не считать таких, как машины, приборы, сооружения и другие продукты человеческой деятельности, где с определенными оговорками можно считать, что при их создании в них был “заложен смысл”) и человек в этой второй ситуации понимания сопоставлением, сравнением и т.п. связей и отношений объекта как бы привносит в него “новый смысл”, примеривает свой привнесенный в объект понимания смысл и в случае удачности такой примерки считает объект понятным.

Проблема наглядности первоначально, еще в глубокой древности, возникла в связи с трудностями представления многих фрагментов различных культов и целых религий.

С тех далеких времен вплоть до начала нашего столетия проблема наглядности была единственно проблемой педагогической практики. Но в начале века она стала также проблемой практики рекламы и пропаганды, а в 20-е - 30-е годы сложилась дисциплина - педагогическая психология.

В процессе развития цивилизации оперирование знаками обогащало их содержанием, увеличило возможности мыслительных процессов. Вместе с тем знаки, если не считать немногих подражательных звуков и изобразительных жестов, начисто утратили какое-либо подобие, связи их с предметами, которые были ними означены. Таким образом, преимущества новой, основанной на применении знаков познавательной структуры достались человечеству не “бесплатно” - они были куплены утратой наглядности значительной части знаний.