Торможение коры головного мозга объясняет механизм гипноза лишь в общих чертах. Хотя методика введения в состояние гипноза может быть самой разной, тем не менее можно выделить следующие основные группы: первая - методика сильного воздействия, разработанная знаменитым французским невропатологом, психиатром и гипнотизером Шарко. Он использовал такие раздражители, как внезапный грохот за спиной того, кого собирался гипнотизировать, вспышка пламени перед его глазами или неожиданный толчок и падение на руки гипнотизера. Эта техника в определенной степени аналогична ситуациям, приводящим к акинезии у животных;
вторая методика состоит в однообразном повторении воздействия: фиксация глазами блестящего предмета, однообразный шум или тихая музыка, поглаживание лба или висков ( так называемые пассы );
третья методика заключается в словесном внушении состояния расслабления, особое значение имеет связь с голосом гипнотизера: “ Полностью расслабьтесь! Закройте глаза! Вы засыпаете! Веки становятся тяжелыми; ноги расслабленными и тяжелыми, вы не можете их поднять! Сейчас вы полностью расслаблены, засыпаете и вы слышите только мой голос! Выполняйте все, что я вам скажу!” и т. д.
Некоторые методики проведения гипноза сочетают в себе воздействие двух или более таких групп (например, шумы и поглаживания, словесное внушение и музыка ). Раскрытые пальцы и протянутые руки гипнотизера, которые гипнотизируемый фиксирует взглядом, иногда действуют гораздо сильнее постоянного индифферентного раздражителя. Они являются тем жестом, который “поражает”, как бы воплощая в себе силу воздействия гипнотизера.
Не только жест, но уже само появление гипнотизера, которого знают и ждут, действовать как раздражитель, относящийся к первой группе. В лечебной практике был такой случай: в клинику обратился пациент с параличом левой ноги и потерей в ней чувствительности в форме длинного чулка. Он не чувствовал уколов, при укалывании иглой в ноге отсутствовало кровотечение. В средневековой Европе подобное явление считалось верным признаком вселения дьявола. Сегодня известно, что это признак истерического невроза. После успешного сеанса гипноза больной освободился от паралича и чувствительность ноги восстановилась. Он благодарил, но попросил по возможности не входить к нему в палату, потому что ему становится страшно и он цепенеет. Позже он говорил больным, что по его мнению, это лечение связано с дьявольскими силами. Подобный эффект в практике гипноза не является редкостью. Известность психотерапевта и ожидание (готовность, внушаемость) пациента создают благоприятные условия для гипнотического сеанса.
Внушаемость можно усилить, если сеанс проводить во время сна. Во время сеанса тихим голосом, который затем постепенно усиливается, произносятся слова внушения. Вероятно, в древности этот способ внушения использовался во время сна в храме.
Некоторые психотерапевты применяют снотворные средства, дают их испытуемым перед сеансом, чтобы облегчить процесс засыпания и внушения. Известно, что сонный человек более восприимчив к внушению. Однако этот прием невольно вызывает сомнения в способностях гипнотизера.
В восточных религиях широко используются ароматические палочки, которые, медленно сгорая, источают приятный запах ароматических смол (напоминает кадило в православных церковных ритуалах ). Это один из способов создания фонового настроения. Известно, что центр в коре головного мозга, “отвечающий” за различение запахов, является частью лимбической системы, связанной с настроениями и эмоциями. Поэтому не случайно хорошие духи способны создать особую обстановку, поднимать настроение. Более того, этот более-менее постоянный легкий раздражитель одного из анализаторов (способ, используемый при применении второй методики введения в гипноз), как и некоторые другие ароматические соединения, может оказывать химико-медикаментозное воздействие со снотворным эффектом.
В международном журнале экспериментального и клинического гипноза, издаваемом в Филадельфии, описан способ введения в состояние гипноза с помощью использования гипервентиляции (глубокого дыхания). Изменение парциального давления СО в крови, которое появляется через 3-5 минут после интенсивного дыхания, сопровождается изменением возбудимости нервной системы, и это облегчает процесс гипнотизирования.
После введения в состояние гипноза начинается лечебное внушение с целью устранения определенных симптомов и переживаний и улучшения самочувствия. В свое время профессор Чолаков создал так называемый метод гипнотического транса пациенту предлагалось вновь пережить события, которые послужили причиной его болезни. По существу этот процесс представляет собой гипнотически заданную исповедь. Хорошо известно, что неоднократно пережитое событие постепенно теряет свою яркость, в то время как подавленное, неотреагированное, эту яркость сохраняет. В таком случае действует психологический механизм успокоения, вызываемый душевным откровением. Аналогичное воздействие оказывает и церковная исповедь. Хотя согласие больного на такую процедуру предварительно берется, многие из больных говорят об интимной сфере более подробно, чем они это предполагали. В результате их психика травмируется еще больше. Поэтому к подобным сеансам следует прибегать лишь в крайних случаях.
Что же представляет собой механизм, который позволяет гипнотизеру внушить пациенту гипнотический сон, а затем особые действия, ощущения или переживания. Венский врач Месмер (1734-1815), увлекавшийся модными в то время исследованиями магнетизма, в своей диссертации сформулировал понятие “животный магнетизм”, с помощью которого можно якобы изменять состояние организма. Несмотря на то что подобной силы не существует, популярность Месмера, убедительность его данных, отличное владение техникой гипноза обеспечили ему огромный успех в качестве психотерапевта. Он использовал методику второй группы, например металлический шарик, выступающий как маятник, или крутящийся перед глазами больного диск.
Наблюдение показывают, что с помощью гипноза можно изменять ряд вегетативных функций, таких, как частота пульса, величина артериального давления и т. д. Японские ученые показали, что гипноз может влиять на аллергию. Имеются факты, когда под действием гипноза исчезали болевые ощущения. Во время массового гипнотического транса в некоторых религиозных сектах часть верующих наносит сама себе раны, не испытывая при этом боли. В современной медицине гипноз используется для обезболивания пациентов, не переносящих наркоза. Последователи йоги с помощью самогипноза могут привести себя в состояние vita minima (минимальной жизни), при котором частота дыхания составляет один раз в одну или несколько минут, понижен обмен веществ, температуры тела становится намного ниже жизненной нормы.
*************
Подводя итог ко всему выше сказанному, я хотела бы сказать, что эти три темы (сон, сновидения, гипноз) связаны между собой. Например, сон, как известно, тесно связан со сновидениями. Сон со сновидениями - это совсем особое состояние организма, при котором мозг столь же интенсивно работает, как и при бодрствовании, только эта работа иначе организована и гораздо больше засекречена природой. Во всяком случае, сейчас стало ясно: никак нельзя сказать, что во время сна мозг находится в пассивном состоянии. Так же сон связан с гипнозом, так как его можно применить во сне. А сновидения связаны с гипнозом, так как в состоянии гипноза можно видеть фантастические сны или действия, которые внушаются человеку во время гипноза.
Эти три темы важны для изучения человеком. Так как не поняв назначения сна, сновидений и гипноза в жизни, мы утратим совсем немного информации, которая так важна для ее пополнения в головном мозге, для общения с обществом, и т.п.