Смекни!
smekni.com

Гипноз (стр. 1 из 3)


Гипноз.

Гипноз столь же стар, сколь и само человечество.. Клинописные таблички, найденные в междуречье Тигра и Евфрата, свидетельствуют о том, что древнейшему из известных нам культурных народов мира, шумерам, гипноз был известен еще в четвертом тысячелетии до Рождения Христова, и они использовали его тогда точно так же, как это делается в наше время.

Явление, которое сегодня мы называем гипнозом было известно тысячи лет назад. Например, его использовали эллины в храме бога здоровья Асклепия. Судя по древним источникам, больные приходили в этот храм, засыпали и просыпались здоровыми. Этот лечебный сон, вероятно, и был гипнозом. Во время сна жрецы внушали больным, что они излечились. Из сведений, дошедших до нас, мы узнаем, что большинство больных слышали ночью голоса или же видели перед собой образ мужчины, принимая его за самого бога Аскелия.

Известно, что в древнем Египте гипноз применялся как терапевтическое средство. Так, в папирусе Эберса, возраст которого составляет три тысячи лет, описаны методы применения гипноза целителями того времени. Эти методы имеют очень много общего с применяемыми в настоящее время. Египетские жрецы были одновременно и народными врачами.

И древним грекам был известен гипноз и храмовый сон. Больные, пришедшие в храм, должны были вначале на протяжении некоторого времени придерживаться определенной диеты. Следующим этапом подготовки к собственному лечению были благовонные ванны и ритуальные омовения.

Гипноз в форме храмового сна сохранялся вплоть до середины четвертого века. Затем наследие жрецов начали постепенно прибирать к рукам христианские монахи, которые теперь занимались чудесными исцелениями с помощью молитв, святой воды, мощи святых великомучеников и наложения рук. Начиная со времён глубокой древности колдуны и шаманы, маги и жрецы широко использовали разнообразные приёмы и средства, вызывавшие у некоторых людей состояние необычной сосредоточенности и отрешённости от окружающего. То, что человек не реагирует ни на яркий свет, ни на шум, ни на боль от ожогов, порезов и уколов, а подчиняется полностью воле того, кто его усыпил, поражало воображение верующих, казалось им чудом. Считали, что при этом душа человека покидает свою телесную оболочку и вступает в непосредственное общение с “духами” и “богами”.

Существует множество теоретиков о гипнозе. Но я бы хотела рассказать о двоих из них.

Полное научное объяснение гипноза было дано в работах И. П. Павлова и его последователей.Идея И. П. Павлова о том, что гипноз - это разлитое запредельное торможение коры головного мозга вследствие сильного раздражителя. Отсюда сходство гипнотического сна с нормальным сном, при котором также имеется разлитое торможение. Торможение наблюдается и в случаях гипноза животных. И. П. Павлов в своих экспериментах показал, что слабые и повторяющиеся индифферентные раздражители через определенное время также приводят к торможению и засыпанию. Классическим примером этого служат студенты, дремлющие во время скучной и монотонной лекции. Словесное внушение расслабления и сна также связано с торможением, при этом остаются зоны повышенной возбудимости, воспринимающие голос и приказы гипнотизера.

Объяснения, данные И. П. Павловым, открыли дорогу к научному изучению гипноза. Не нужна никакая энергия “особого вида” и обмен этой энергией между гипнотизером и гипнотизируемым. Все дело в соотношении процессов возбуждения и торможения. Изучая фазы сна, И. П. Павлов открыл, что в так называемой уравнительной фазе засыпания, но еще не глубокого сна, легкие и сильные раздражители действуют одинаково эффективно. Во время “парадоксальной” фазы сна слабые раздражители (например, слова) действуют сильнее, а сильные (например, боль) - слабее. Это объясняет, почему слова, произнесенные шепотом, оказывают такой сильный эффект на гипнотизируемого. Обычно человек, спящий глубоким сном, не реагирует ни на что окружающее. Это происходит в результате торможения, охватившего мозг спящего. Однако не всегда сон бывает таким полным. Иногда спящий, не воспринимая большинства раздающихся вокруг него шумов, пробуждается от некоторых, определённых звуков, даже если они и слабы. Мать, заснувшая у кровати младенца, немедленно просыпается от еле слышного звука его голоса, но не реагирует ни на что другое. В подобном неполном сне торможение охватывает не всю кору больших полушарий, какой-то участок её остаётся свободным. Павлов образно называл подобные участки “сторожевыми” или “дежурными” пунктами. Нервные клетки “сторожевого” пункта очень чутко отвечают лишь на определённые раздражения. Одна из форм подобного частичного, неполного сна, при котором подавляющая масса клеток коры заторможена, а “сторожевой” пункт настроен на звук голоса гипнотизирующего, и есть гипноз. Такой бодрствующий пункт остаётся во время гипноза изолированным на общем фоне спящей коры больших полушарий головного мозга. Вот почему всякое, даже очень тихо произнесённое слово гипнотизирующего оказывает яркое, сильное, неизгладимое воздействие на мозг загипнотизированного. Так объясняются явления, казавшиеся прежде совершенно непостижимыми. Возьмём такой интересный пример. Человеку, погружённому в гипнотический сон, дают горькое лекарство, скажем порошок хины, и внушают, что это сахар. И человеку кажется, что действительно у него во рту сладкое. Внушая загипнотизированному, который находится в тёплой комнате, что ему очень холодно, можно вызвать у него дрожь, сужение кровеносных сосудов и т.д.

Не менее интересен и другой пример. Загипнотизированный ведёт себя соответственно тому возрасту, который ему внушён. Так, например, взрослый человек, которому внушено, что он двух – или трехлетний ребёнок, ходит по комнате маленькими, неустойчивыми шажками, на вопросы отвечает детским лепетанием: вместо “автомобиль” говорит “атомобиль”, вместо “лошадка» - «лосадка” и т.д.

Молодые же люди, которым внушают, что они старики, ходят как бы с трудом, спина их сгибается, речь напоминает старческую.

Этим свойством гипноза повышать восприимчивость человека к внушаемым ему образам, мыслям, поступкам, а также возможностью словом вызывать глубокие изменения в деятельности его организма с давних времён пользовались священнослужители, а также всевозможные знахари и шарлатаны для демонстрации мнимых чудес. Медицине известно много нервных заболеваний, подчас очень тяжёлых и мучительных (таких, например, как истерические параличи, немота, глухота и т.п.), которые часто не поддаются действию лекарств, но излечиваются внушением, целительным словом врача. Иногда в этих случаях особенно помогает лечебное внушение, произведённое больному, погружённому в гипнотический сон.

Самым же главным доводом в пользу верности разработанного И. П. Павловым и его последователями представления о гипнозе как о разновидности сна служит то, что для возникновения обоих этих состояний необходимы в сущности одни и те же условия, а именно гипнотизирующее действует всё то, что способствует возникновению и развитию коркового торможения. Для того, например, чтобы вызвать у человека гипнотический сонпроливает свет на то, что скрывалось под маской таинственности многие тысячелетия и продолжает кое-где прятаться под ней и сейчас. Наука не только навсегда развеяла туман суеверий и заблуждений вокруг гипноза, но и дала возможность использовать его на благо людям.

Еще одна решающая заслуга в последующем широком распространении гипноза принадлежит английскому врачу - офтальмологу Джеймсу Брейду (1795-1860). В 1841 году в Манчестере ему довелось присутствовать на сеансе, который проводил швейцарский магнетизер Лафонтен. Увиденное показалось Брейду неправдоподобным, и он решил сам изучить предмет с тем, чтобы разоблачить Лафонтена.

Брейд начал проводить опыты, используя в качестве подопытных свою жену, приятеля и своего слугу. Для того чтобы погрузить их в сон Брейд заставил их смотреть на блестящую застежку футляра для хирургических инструментов, которую он держал перед их глазами на уровне переносицы - как хирург-офтальмолог он знал, что фиксация взгляда на блестящем предмете приводит к быстрой усталости глаз.

Это искусственно вызванный сон Брейд назвал “ гипнозом ” - от греческого hypnos, сон. На основе своей теории он разработал чрезвычайно простой метод, позволяющий в сон людей и животных.

Брейд помещал на расстоянии примерно 20 см от глаз пациента примерно на высоте его переносицы блестящий предмет, например, стеклянную призму. Путем простой фиксации взгляда пациента на этом предмете и словесного внушения он в большинстве случаев уже через несколько минут погружал его в состояние гипноза.

Обычно, чтобы ввести человека в состояние гипноза, используют блестящие предметы, ритмические монотонные звуки своеобразных музыкальных инструментов, дым курений, содержащих в своём составе дурманящие, наркотические вещества, многократное повторение заклинаний и молитв.

История изучения и лечебного применения гипноза насчитывает много имён врачей и учёных, которые не побоялись тумана мистики, обмана изаблуждений, долго окутывавших гипноз, и помогли исследованиями поставить его на службу здоровью людей. Среди этих имён следует назвать наших соотечественников физиолога В. Я. Данилевского, психиатра А. А. Токарского и психоневролога В. М. Бехтерева; французских исследователей и врачей А. Льебо, И. Бернгейма,

Ж.-М. Шарко и П. Рише; немецких физиологов В. Прейера, Р. Гейденгайна и многих других.

Многие люди представляют себе гипноз как глубокий транс, своего рода бессознательное состояние, в котором становятся доступными самые глубинные слои психики. Однако подобная глубина гипноза достигается лишь примерно у 20 процентов пациентов.

Большинство же из них достигают гипноза лишь средней глубины, чего, однако, вполне достаточно для обеспечения контакта с подсознанием и эффективного внушения.