С проблемой наркотика тесно связана проблема проституции. Три тысячи детей в возрасте до 14 лет только в Санкт - Петербурге сегодня торгуют собственным телом, 2 из которых ежедневно погибают. 90 % этих детей - беспризорные.
Для того чтобы заглушить чувство стыда, отвращения, возникающее после «обслуживания клиента», эти дети употребляют наркотик.
Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность и политическую безопасность общества в самой ближайшей перспективе.
Исследования показали, что в России насчитывается до 4,5 миллионов людей, употребляющих наркотик. Если одному наркоману требует 1 грамм в день, то значит, в стране ежедневно продается 4,5 тонны наркотиков, а за полугодие - 820 тонн!
В Хабаровске от употребления наркотиков ежегодно умирает 200 человек. 2522 преступления, в том числе 826 тяжких, непосредственно связаны с наркотиками. В стране за последние 20 лет количество преступлений увеличилось в 15 раз!
Из доклада совета по внешней и оборонной политике РФ за 1998 г.:
«Распространение наркомании на территории России происходит угрожающими темпами…. За последние5 лет количество потребителей наркотиков в стране возросло примерно в 3,5 раза и уже к концу десятилетия может превысить уровень в три миллиона человек. ПОД УГРОЗОЙ ОКАЗЫВАЕТСЯ ВСЕ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТРАНЫ.За последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики. На медицинском учете состоит около 219 тысяч человек, из них 39 тысяч несовершеннолетних и 26 тысяч женщин….
Таким образом, начался процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно действительно крайне нуждается…. Органами внутренних дел выявлено 848 подпольных лабораторий, в которых производились наркотики и шла работа над созданием новых. Во многих из них работали профессиональные химики. Объем синтетических препаратов увеличился в 1,5 раза…. Данные статистики свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний (СПИДом, вирусным гепатитом и т. д.). Выявляемость ВИЧ-инфекции выросла в 8 раз. Смертность от употребления наркотиков выросла в 12 раз, а среди детей в 42 раза…. Новой опасностью стало появление «семейной наркомании», т. е. случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию остальных. Есть случаи, когда детей вовлекали в наркоманию собственные родители…. Если учесть, что истинное число наркоманов в 10 раз превышает число зарегистрированных больных (большинство людей, употребляющих наркотики, нигде на учете не состоит и ни в каких опросах не участвует), то общее их количество в России в настоящее время свыше миллиона человек. При этом количество наркологических диспансеров сократилось на одну треть, число коек в них сократилось
на 60(!) %, а количество врачей-наркологов - на 25 %».
Классики о наркотиках.
Гомер в своей «Одиссее» повествует о том, как легендарный герой Одиссей вынужден выручать из беды своих товарищей, одурманенных лотофагами:
«Лотофаги приветливо встретили их и дали им отведать сладкого лотоса. Но как только съели они его плоды, мгновенно забыли обо всем, забыли и своих товарищей, и родину. Теперь они хотели навсегда остаться в стране лотофагов! Силой тащили мы их на корабль, а они плакали и сопротивлялись, не узнавая никого».
Употребление наркотических средств входило в ритуалы некоторых древних культов, затем в средние века врачи - самоучки использовали наркотики для лечения больных (например, для операций по спасению жизней матери и ребенка при родах).
Французский поэт Шарль Бодлер в произведении «Искание рая» дает образец наркотического сумасшествия. Называет наркотики «одним из самых ужасных и наиболее верных средств, которыми располагает дух тьмы, чтобы вербовать и порабощать достойный сожаления род человеческий».
Деградацию и гибель молодого врача показал на своих страницах и русский писатель Михаил Булгаков. Дневник доктора Полякова начинается гимном морфию, который поет молодой, неискушенный доктор после первого принятия наркотика:
«Не могу не воздать хвалу, кто первый извлек из маковых головок морфий. Истинный благодетель человечества… Боли прекратились через семь минут после укола.
Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начинается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфием. В самом деле: куда годится человек, если малейшая невралгийка может выбить его совершенно из седла!»
А вот конец дневника:
«Итак: горка. Ледяная и бесконечная, как та, с которой в детстве сказочного Кая уносили сани. Последний мой полет по этой горке, и я знаю, что ждет меня внизу… Люди! Кто-нибудь поможет мне? И если кто прочел бы это, подумал - фальшь. Но никто не прочтет.
Перед тем как написать Бомгарду, все вспомнил. В особенности всплыл вокзал в Москве в ноябре, когда я убегал из Москвы. Какой ужасный вечер. Краденый морфий я впрыскивал в уборной. Это мучение. В двери ломились, голоса гремят, как железные, ругают за то, что я долго занимаю место, и руки прыгают, и прыгает крючок, того и гляди, распахнется дверь.
С тех пор и фурункулы у меня.
Плакал ночью, вспомнив это…
Бомгард не нужен мне и не нужен никто. Позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую - нет, нельзя. Лекарство у меня под рукой. Как я раньше не догадался!
Ну-с, приступаем. Я никому ничего не должен. Погубил я только себя. Что же я могу сделать?
Тетрадь Бомгарду. Все».
Между первыми и последними строками - год жизни. Всего за год образованнейший, воспитанный человек становится безвольным, грубым, он не может остановиться, он лжет себе и дорогому человеку, который находится рядом, он становится вором, а затем и самоубийцей. Финал оды морфию - браунинг.
Вспомним, строки эти писал доктор, до мельчайших подробностей изучавший в университете действия морфия и знавший о последствиях его употреблении. Он знал все. Но в теории. На практике оказалось все намного страшнее.
Картина гибели была очевидна:
«…Через час я был в нормальном состоянии. Я попросил у нее извинения за бессмысленную грубость. Сам не знаю, как это произошло. Раньше я был вежливым человеком.
…В сущности говоря, мне понятны ее беспокойствия. Морфий - грозная штука, привычка создается очень быстро. Но маленькая привычка не есть морфинизм?»
А вот и первые опыты с кокаином.
«Бес в склянке. Кокаин - бес в склянке. Действие его таково:
При впрыскивании почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство. И это продолжается только одну, две минуты. Потом все исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма. Весна гремит, черные птицы перелетают с обнаженных ветвей на ветви, а вдали лес щетиной, ломанной и черной, тянется к небу, и за ним горит, охватив четверть неба, первый весенний закат.
Я меряю шагами одинокую пустую большую комнату в моей докторской квартире по диагонали от дверей к окну… А затем мне нужно поворачивать и идти в спальню. На марле лежит шприц рядом со склянкой. Я беру его и, небрежно смазав йодом исколотое бедро, всаживаю иголку. Никакой боли нет. О, наоборот: я предвкушаю эйфорию, которая сейчас возникнет. И вот она возникает. Я узнаю об этом потому, что звуки гармошки, на которой играет обрадовавшийся весне сторож Влас на крыльце, рваные, хриплые звуки гармошки, глухо летящие сквозь стекло ко мне, становятся ангельскими голосами, а грубые басы в раздувающихся мехах гудят, как небесный хор. Но вот мгновенье, и кокаин в крови по какому-то таинственному закону, не описанному ни в какой из фармакологий, превращается во что-то новое. Я знаю: это смесь дьявола с моей кровью. И никнет Влас на крыльце, и я ненавижу его, а закат, беспокойно громыхая, выжигает мне внутренности. И так несколько раз подряд, пока я не пойму, что я отравлен. Сердце начинает стучать так, что я чувствую его в руках, в висках… а потом оно проваливается в бездну, и бывают секунды, когда я мыслю о том, что более доктор Поляков не вернется к жизни…»
Поэкспериментировав с кокаином, доктор делает выводы.
«Я - несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадет на долю такая же участь, как и мне, не пробовать заменять морфий кокаином. Кокаин - сквернейший и коварнейший яд…. Сегодня я - полутруп».
«Книга у меня перед глазами, и в ней написано по поводу воздержания от морфия: «… большое беспокойство, тревожное, тоскливое состояние, раздражительность, ослабление памяти, иногда галлюцинации и небольшая степень затемнения сознания…»
Галлюцинаций я не испытывал, но по поводу остального я могу сказать: - о, какие тусклые, казенные, ничего не говорящие слова:
-«Тоскливое состояние»!..
Нет, я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей, чтобы они были жалостливее к своим пациентам. Не «тоскливое состояние», а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя… в теле нет клеточки, которая бы не жаждала… Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!