Смекни!
smekni.com

Индивидуальное и семейное психологическое консультирование (стр. 25 из 45)

Переориентация клиента

Третий вариант — это не четкое задание или инструкция, а по­пытка переориентировать клиента на иное отношение к своим не­гативным переживаниям, на переосмысление их субъективного смысла. Так, с клиентом можно поговорить о том, что многие окружающие его люди также испытывают различные трудности в процессе общения, что разобравшись в собственных переживани­ях, можно лучше понимать окружающих и в случае необходимости даже помогать им, стоит только попробовать. Другой вариант переориентации — разговор о ценности негативного опыта, о том, что только преодолевая нечто негативное, перешагивая через трудно­сти, человек развивается и достигает настоящих высот в понима­нии себя и окружающего мира (ценность негативного опыта под­робно обсуждается во многих книгах (Франкл В., 1990; Фромм Э., 1990). Эта техника помогает клиенту перестать фиксироваться на негативных переживаниях, позволяет более конструктивно исполь­зовать их).

Все три приведенных выше варианта работы с переживаниями, осложняющими процесс общения, направлены на расширение представлений клиента о себе, внутреннее раскрепощение, повы­шение спонтанности и принятия себя. Особенно полезны эти за­дания, когда у психолога есть возможность обсудить опыт, полу­ченный в процессе их реализации, а при необходимости и скоррек­тировать поведение клиента или нейтрализовать негативные эффек­ты. Наиболее сложной и требующей пристального контроля кон­сультанта является техника парадоксальной интенции (Франкл В., 1990).

Обычно использование домашних заданий и подробный анализ затрудняющих общение переживаний приводят к тому, что негатив­ные моменты становятся менее явными, а, следовательно, умень­шаются и проблемы общения, связанные с ними (если только речь не идет о более глубоких личностных расстройствах, при которых психологическая коррекция в рамках консультирования может ока­заться неэффективной). Но ни работу на уровне взглядов и пред­ставлений, ни анализ переживаний нельзя считать оконченными, если в ходе консультации не обсуждался еще один очень важный уровень общения, который обычно, как лакмусовая бумажка, про­являет трудности клиента, — уровень поведения.

Поведение, затрудняющее общение с другими людьми

Психологу обычно не составляет труда обнаружить неадекватность в поведении клиента. В самом начале разговора, когда он на при­мере конкретных ситуаций рассказывает, в чем заключаются его неудачи и трудности в сфере общения, можно в каждом таком при­мере обнаружить ригидность, странность, противоречивость в по­ведении с другими людьми, вызывающие соответствующую реакцию у окружающих. Важнейший источник, информации об этом — оценка клиента значимыми другими, на мнение которых о себе человек обычно ссылается сам. Обобщая эти трудности, можно представить их в рамках, подробно описанной в главе 3 схемы меж­личностного конфликта, предложенной К. Хорни.

1) Чрезмерная направленность на других — гиперактивность в приобретении контактов, которая чаще всего воспринимается ок­ружающими как нескромность или навязчивость, чрезмерная де­монстративность (много говорит, суетится, звонит).

2) Чрезмерная направленность против других — подозритель­ность, критичность, агрессивность, стремление обвинить, найти "правду", навести порядок.

3) Чрезмерная пассивность, часто приобретающая форму аутизации, когда человек боится сделать что-то, чтобы избежать осуж­дения, постоянно анализирует себя и собственные поступки, не стремится устанавливать и поддерживать с другими людьми какие-либо контакты.

Задача психолога — не просто выявить, что именно делает кли­ент неправильно при общении с другими людьми, но и понять, что лежит в основе такого поведения, какие взгляды, представления и переживания приводят к тем или иным поступкам. Так, например, женщина с традиционными взглядами, с гордостью заявляющая о себе: "Никогда не звоню мужчинам сама, боюсь показаться навяз­чивой" — ведет себя соответствующим образом, всячески демонст­рируя свою холодность и неприступность. Такое поведение можно отнести к третьей группе в соответствии с описанной выше схемой. Обсуждая отношения клиента с другими людьми и анализируя кон­кретные ситуации, можно достаточно убедительно продемонстри­ровать неэффективность, обреченность на неуспех такого способа взаимоотношений с окружающими.

Заниматься коррекцией поведения, не выяснив, почему клиент поступает так или иначе, какие взгляды лежат в основе поступков, какие страхи и тревоги не дают возможности вести себя по-друго­му, не имеет смысла, поскольку само по себе поведение вторич­но. Только закончив анализ взглядов и переживаний, мешающих успешному общению, стоит посвятить специальное время анализу поведенческих паттернов и вместе с клиентом постараться ответить на вопросы типа: "Как вы считаете, а как правильно вести себя в тех ситуациях, которые мы с вами обсуждали?" или "Что вам те­перь следует изменить в поведении?". Серьезный ответ на эти вопросы возможен лишь в том случае, если клиент готов к изменению своих взглядов и отношения к происходящему, если предшеству­ющая часть консультативной беседы прошла достаточно успешно.

Разработка позитивной поведенческой стратегии направлена на то, чтобы помочь клиенту реально избавиться от своих проблем. Поведенческий анализ лучше всего проводить на материале одной-двух конкретных ситуаций общения. Так, например, клиентка рассказывает, что многие мужчины, которые нравились ей, но с которыми отношения складывались не так, как хотелось бы, пря­мо или косвенно обвиняли ее в холодности, неприступности, не­возможности понять, как она относится к партнеру. В качестве конкретного примера она приводит эпизод, когда, провожая ее домой после посещения театра и ресторана, ее спутник спросил, понравился ли ей вечер, проведенный вместе с ним. Все, что она смогла ответить в этой ситуации, звучало так: "Все было неплохо, спасибо". После обсуждения взглядов и представлений этой кли­ентки о мужчинах и нормах отношений между представителями противоположных полов психолог вернулся к вопросу о том, что лучше всего говорить в подобных ситуациях, стоит ли выражать свою признательность и благодарность партнеру и в какой форме. Конеч­но, клиентка должна сама сформулировать подходящий для нее вариант ответа. Здесь не может быть какого-то общего для всех ре­цепта, одним людям удается проявление своих чувств, другие по природе сдержанны и малоразговорчивы. Так, в обсуждаемой си­туации одна клиентка посчитает для себя возможным сказать: "Мне очень понравилось все, огромное тебе спасибо, все было очень здо­рово", другая же сможет похвалить своего партнера, рассказать о том, каким "неотразимым" казался он ей сегодня, начнет строить планы относительно того, как они смогут вдвоем провести время в будущем. Консультанту в ходе такой дискуссии следует выступать в роли стимулятора и критика высказываний клиента. Подобный разговор может, например, проходить следующим образом;

Консультант: Как вы думаете, что вам следовало бы сказать в ситуации, о которой мы только что говорили, что было бы прият­но услышать вашему партнеру?

Клиентка: Я не знаю.

Консультант: А что в таком случае вам самой было бы приятно услышать в ответ?

Клиентка: Ну, что-нибудь типа: "Как мне было хорошо, боль­шое спасибо".

Консультант; Вам было бы этого достаточно?

Клиентка: Ну, пожалуй, можно было бы добавить, что мне было бы приятно, если бы меня пригласили еще раз.

Консультант: Ну, и как бы вы это сказали? и т.д.

Стоит отметить еще раз, что позиция консультанта при таком поведенческом анализе несколько иная, чем в ситуациях выслуши­вания клиента и анализа его проблем. Он должен быть более акти­вен, эвристичен, в случае необходимости способен сам предлагать клиенту какие-то слова и выражения, но так, чтобы тот обязательно имел возможность "примерить" их на себя. В случае необходимо­сти консультант может даже разыграть с собеседником "сцену из жизни", демонстрируя возможные способы поведения или давая обратную связь за партнеров клиента. Конечно, результат такого разговора — это не какая-то конкретная фраза или слова, а лишь ориентир, модель того, как следует клиенту вести себя в подобных ситуациях.

Подводя итог обсуждению консультирования клиентов с труд­ностями общения, нельзя не упомянуть, что есть и другой, не менее успешный путь работы с такими проблемами. Это групповые за­нятия в форме тренинга сензитивности. По сравнению с индиви­дуальными встречами, они имеют определенные преимущества (хотя, как водится, и не лишены некоторых недостатков). Так, в группе клиент может получить обратную связь непосредственно от окружающих, а не через те высказывания, которые он слышал о себе когда-то. Здесь также могут быть отработаны новые формы поведения, человек получает возможность убедиться в том, что такие же проблемы есть не только у него, но и у других, и уже за счет этого уровень тревоги и беспокойства в ситуациях общения может снизиться. Групповые занятия помогают также найти дру­зей, с которыми трудности в общении будут минимальными (Пет­ровская Л.А., 1982). Направляя клиента на групповые занятия, психолог должен иметь в виду, что существуют категории людей, для которых подобные занятия могут оказаться не столько полез­ными, сколько вредными и опасными. Это люди с теми или ины­ми физическими дефектами; люди с серьезными личностными и невротическими расстройствами; те, кто находится в ситуации тя­желых, кризисных переживаний, связанных с потерей близких, жизненными трудностями и т.д. Для подобных клиентов необходи­мы групповые занятия вместе с людьми со сходными дефектами или находящимися в аналогичном состоянии, проводимые по специаль­ной программе.