МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Академия педагогики
Факультет психологии
Реферат по курсу “Суггестология и гипноз”
“Использование метафор и историй с целью наведения транса”
Фамилия, и.о. студента
Студенческий билет
Преподаватель ______________________
Рецензент ______________________
1999
Нормативная часть
1. Классические формы суггестивного воздействия
Теории классического гипноза
Исследования внушения в экспериментальной психологии и психофизиологии
Внушение и раппорт
Методы и техники гипнотизации
Использование гипносуггестивных методов в психотерапии и психологической помощи
2. Неклассические суггестивные техники и эриксонианский гипноз
Использование суггестивных техник в образовании
Основные представления об эриксонианском гипнозе
Особые стратегии в рамках эриксонианского гипноза
3. Самогипноз
Самовнушение и самогипноз
Варианты аутосуггестивных воздействий
Творческая часть
«Использование метафор и историй с целью наведения транса»
Введение
Варианты использования терапевтических историй в психологической практике
Приёмы эффективного составления терапевтических историй
Роль терапевтических историй в психологической помощи детям
Терапевтическая история как средство активизации трансового внимания
Заключение
Список литературы
Нормативная часть
1. Классические формы суггестивного воздействия
Теории классического гипноза
История развития представлений о внушении и гипнозе насчитывает тысячелетия – жрецы древних цивилизаций всегда умели вызывать “святой сон”, предназначенный для лечения различных болезней и расстройств. Примерно в 1530 году швейцарский врач Парацельс создал теорию, согласно которой здоровье человека зависит от влияния некоего магнетического флюида, который представляет собой излучение небесных тел. В дальнейшем различными исследователями эта мысль была развита – считалось, что сам человек излучает магнетические поля, которыми может контролировать психическую и физическую жизнь других людей.
Спустя более чем два столетия венский врач Франц Антон Месмер развил эту теорию и занимался лечением в соответствии с её принципами. Основные понятия месмеризма следующие: а) для успешного лечения сам месмерист должен быть здоров; б) месмеричская сила зависит от индивидуальных особенностей субъекта; в) для магнетизирования нужно выбирать спокойное место, одеваться легко; на ход процесса также влияют сомнение, моральные воздействия; г) магнетический сеанс постепенно удлиняется с 10 до 20 минут и т.д. Основным достижением Месмера была не его псевдонаучная теория, а разработанный им метод погружения в транс, который он увязал с сомнамбулизмом. Он видел, что терапевтическое воздействие наиболее качественно по отношению к пациентам, погружённым в состояние транса.
Само понятие “гипноз” (от греческого “сон”) ввёл хирург Джеймс Брэд. Он сделал вывод, что феномен магнетизма обязан не воздействию потусторонних флюидов, но воздействию сил, которые имеет сам индивид, находясь в состоянии транса. Далее, врач-француз А.А. Льебо усовершенствовал сам способ гипнотизации, повысив действенность лечения. Продолжателем дела Льебо стал профессор медицинского института в Нанси И. Бергнейм. Вместе с большой группой учёных он приступил к широкому исследованию гипноза и сопутствующих явлений. Бернгейм первым указал на существование внушения в бодрствующем состоянии посредством механизма самовнушения.
В то же время в парижской больнице Сальпетриер практиковал невролог Ж.М. Шарко, также исследовавший гипноз и проводивший эксперименты с больными истерией. Шарко выделил три характерные стадии гипноза, но сформулировал неправильный вывод о происходившем, решив, что повышенная внушаемость составляет главную черту больных истерией и стало быть, явления гипноза относятся к патологическому состоянию.
Школа Нанси вела яростный спор со школой Сальпетриер по этому поводу, в результате доказав, что гипнотического состояния можно добиться у любого психически здорового человека при помощи внушения.
Исследования внушения в экспериментальной психологии и психофизиологии
Русские учёные трезво подходили к учению о животном магнетизме, но в то же время стали исследовать практическую и лечебную деятельность месмеристов. Профессор Харьковского университета В.Я. Данилевский в многочисленных экспериментах изучал гипнотические явления у животных. В 1891 году он сделал вывод, что гипнотическое состояние у человека и у животных очень сходно по проявлению. Он объяснял гипноз, как паралич воли и самостоятельности мышления, а причиной считал психическое принуждение. Конечно, это было далеко от действительности.
Русский психофизиолог В.М. Бехтерев, изучая особенности гипнотического состояния человека, пришёл к выводу, что большую роль при наступлении гипнотического состояния человека играют словесное внушение и ряд физических раздражителей. Он подразделял гипноз на три стадии – малый, средний и глубокий. Бехтерев изучал особенности повышенной внушаемости в коллективе, разработал методику коллективного гипноза, которую использовал при групповом лечении больных.
И.П. Павлов установил условия, способствующие повышению восприимчивости к внушению. Согласно Павлову, основой повышенной внушаемости является понижение предела работоспособности корковых клеток, что вызывает их облегчённую тормозимость. На основе учения Павлова врач Е.С. Катков разработал подробную классификацию различных стадий и степеней глубины гипноза. Более поздние исследования установили, что гипноз не может быть частичным торможением коры головного мозга, так как понятие “торможение” неприменимо к популяции нервных клеток головного мозга.
В наши дни на кафедре психотерапии Центрального института усовершенствования врачей удалось установить, что гипноз возникает как качественно самостоятельный режим работы мозга, не похожий ни на сон, ни на бодрствование. Был сделан вывод, что первостепенное место в возникновении и протекании гипноза принадлежит далеко не полностью сознаваемым психологическим факторам, а именно характеру воздействий, исходящих от гипнотизирующего, а также значимых установок испытываемого.
Внушение и раппорт
Внушение – это подача информации, воспринимаемой без критической оценки и оказывающей влияние на течение нервно-психических и соматических процессов. Внушение содержится в любом общении людей. Любая речь – это внушение, действенное или нет в зависимости от таланта и умения говорящего и готовности слушающего поверить, от активности и достаточности ума. Внушением можно назвать всякое информационное воздействие на личность помимо сознательного контроля разума.
Сопутствующее внушению понятие – внушаемость. Человек обладает врождённым механизмом податливости ко внушению, который находится в определённой связи с присущими людям способностями к научению и развитию. При проведении гипноза важен учёт внушаемости пациента. Её можно определить с помощью ряда специальных приёмов. Их принцип заключается в том, что если пациент показывает в этих испытаниях плохие результаты, то он скорее всего будет сопротивляться погружению в гипнотическое состояние. К ним относятся: тест равновесия тела (приёмы с падением назад или вперёд), внушение сцеплённых пальцев рук или век глаз, определённых внушённых запахов, внушение невозможности согнуть руку/ногу или встать со стула, внушение забыть свою фамилию и ряд других.
Словесный контакт гипнотизирующего с гипнотизируемым, находящимся в гипнотическом состоянии, называется раппорт. Он может быть изолированным, когда реакция происходит только на слова гипнотизёра, или обобщённым – пациент может различать тембр или интонации голоса гипнотизёра. В недирективном гипнозе бывает и несловесный раппорт – например, путём синхронизация дыхания.
Методы и техники гипнотизации
Многолетний опыт использования гипноза в лечебных целях способствовал выделению из общей массы заболеваний тех, при которых гипнотерапия даёт наиболее хорошие результаты. Это в первую очередь неврозы и наркомания. Особенно благоприятные результаты наблюдаются при применении гипнотерапии для устранения невротических симптомов, навязчивых страхов и состояний, характерных для психастении, при бессоннице, при депрессивных состояниях, при сексуальных неврозах. Гипнотерапия полезна даже при лечении кардиальных неврозов или стенокардии. Многие авторы указывают на то, что гипноз может вызывать улучшение состояния и оказать срочную помощь во время приступа астмы, избавлять от аллергии. Гипнотерапия даёт прекрасные результаты при лечении больных, страдающих ожирением – ведёт к нормализации обменных процессов, снижению аппетита. Также показано применение гипноза в урологии и гинекологии. Перечислять можно долго; я подытожу тем, что эффективность гипнотерапии общеизвестна при почти любых заболеваниях и как метод психопрофилактики.
Выделяется два основных метода гипнотического воздействия: авторитарный и недирективный. Авторитарный гипноз – техника медицинского гипноза, гипнотические индукции, предполагающие обусловленное повиновение пациента. Напротив, методики недирективного гипноза основаны на строго индивидуальном подходе и недекларированном характере воздействия.
Обычные методы в практике гипноза – воздействие на зрительный анализатор, воздействие на слуховой анализатор, воздействие на кожный анализатор, а также вербальное (словесное) воздействие. При воздействии на зрительный анализатор гипнотизируемого просят фиксировать взгляд на предмете, расположенном на расстоянии примерно 25-30 см от глаз. Внушения монотонны, повторяются многократно, носят конкретный образный характер. К способам воздействия на слуховой анализатор относятся все методы, при которых проводится использование шумовых и звуковых раздражителей. Хорошо известно действие тикающих часов, стука метронома, однообразного гудения, шума колёс поезда и так далее. Речь гипнотизёра при проведении словесного внушения должна работать соответственно – быть монотонной, тихой, однообразной. Воздействие на кожный анализатор заключается в использовании так называемых пассов, а именно слабых однообразно повторяющихся раздражений кожи. Наконец, при использовании вербального метода наступление гипнотического транса достигается одними словами. Большую роль играют слова, ритм и интонация речи: гипнотизёр произносит слова внушающим тоном, иногда растягивая некоторые слова с небольшими паузами между фразами.