Смекни!
smekni.com

История (стр. 11 из 29)

-Самость - бессознательный архетип, главная задача которого в поддержании согласованности всех звеньев и структур личности (стержень всей личности).

Исходя из структуры души, Юнг создал свою типологию личности, выделив два типа:

-экстраверты - люди, которые максимум своей психической энергии направляют во “вне”, на других людей.

-Интроверты - люди, которые всю энергию направляют во внутрь себя.

Однако Самость, стремление к целостности личности не позволяет одной из ее сторон полностью подчинить другую.

Типология Юнга базируется на двух основаниях - доминировании экстра - интровертности и развитии четырех основных психических процессов: мышления и ощущений (рациональные психические функции), чувствования и интуиции (иррациональные психические функции).

У каждого человека доминирует тот или иной процесс, который в сочетании с интро - или экстраверсией индивидуализирует путь развития человека: ощущенческо - мыслительный тип - это когда в сознательном уровне - ощущения и мышление, а в бессознательном - чувствование и интуиция. И чувственно - интуитивный тип - в сознательном уровне - чувствование и интуиция, а в бессознательном - ощущения и мышление.

Хотя главным содержанием души Юнг считал ее бессознательные структуры, он не только не отрицал возможность их осознания, но и считал этот процесс очень важным для личностного роста человека.

Метод психотерапии Юнга отличается от метода Фрейда. Аналитик не остается пассивным, он часто должен играть самую активную роль в сеансе. Кроме свободных ассоциаций, Юнг использовал своего рода «направленные» ассоциации, помогающие понять содержание сновидения при помощи мотивов и символов из других источников.

33. Психологическая теория К. Хорни.

Создатель теории, называемой культурно - философская психопатология. Исходным моментом в развитии личности является так называемая “исходная тревога”, чувство коренной тревоги, бессознательное переживание враждебности мира по отношению к человеку. Это приводит к внутренним конфликтам и воплощается в том, что человек не может выбрать что - то определенное и, более того, оказывается не в состоянии желать чего - либо определенного. В результате человек предпринимает попытки “убежать” от реальности в условные, иллюзорные представления, которыми и руководствуется в жизни. Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую и психологическую.

Психологическая тревога связана с развитием адекватности “образа Я”. Введение понятия “образа Я” - одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что существует несколько “образов Я”:

- “Я” реальное;

- “Я” идеальное;

- “Я” в глазах других людей.

В идеале эти три “образа Я” должна совпадать между собой.

В процессе развития конкретного человека основная тревога определяется первоначально отношениями ребенка и родителей, определенные типы которых Хорни обозначает как “основное зло” (агрессия взрослых по отношению к ребенку, отвержение ребенка, высмеивание ребенка, очевидное предпочтение ему брата или сестры и др.).

Чтобы уменьшить тревогу, личность бессознательно вырабатывает защитные формы поведения.

Хорни обсуждает три основные тенденции личности:

1. стремление (направленность) к людям (но, развиваются невротические потребности: в привязанности и одобрении, в партнере, в престиже, потребность быть предметом восхищения других людей, не переносят одиночества, испытывают ужас от мысли, что их могут покинуть, оставить без общения);

2. стремление (направленность) против людей (потребность ограничивать свою жизнь узкими рамками, стремление к самостоятельности и независимости, желание быть совершенным и неуязвимым, что приводит к полному одиночеству, изоляции);

3. стремление (направленность) от людей (потребность в эксплуатации других людей, стремление к личным достижениям, к власти, доминированию).

Эти тенденции характерны и для здоровой личности, эти тенденции уравновешивают друг друга. Невротическая личность ведет себя в соответствии лишь с одной из них. Это приводит к нарастанию тревоги - в силу того, что потребности, соответствующие остальным тенденциям, не удовлетворяются.

В результате невротик попадает в ситуацию “невротического круга”, т. к. стараясь уменьшить нарастающую тревожность, использует тот самый способ, который привел к ее увеличению. Например, пьяница, на вопрос, почему он пьет, отвечает: “Потому, что мне совестно”, “Совестно, что я пью”.

Иными словами, невротик отказывается от самого себя, от своего “реального Я”, в пользу иррационального “идеального Я”, позволяющего ему чувствовать себя в псевдобезовасности в силу соответствия некоему нереалистическому идеалу. Эти тенденции, закладываясь в детстве, остаются с человеком в дальнейшем, определяя его психологические и социальные трудности.

Фокус терапии, предлагаемой Хорни, - восстановление утраченных реалистических отношений к жизни на основе анализа жизненного пути. Причем Хорни не практиковала проникновение в глубокие эмоциональные проблемы, полагая, что часто это ведет лишь к усугублению переживаний. Психотерапия, считает Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать более адекватное представление о себе.

53.”Теория поля” К. Левина.

Вошел в историю науки как автор теории поля. Полагал, что образ мира формируется сразу как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт (ага - решение, озарение). Человек должен рассматриваться в единстве с психологической ситуацией.

Понятие “поля” связывается Левиным с системой объектов - побудителей человеческой активности, существующих “здесь и сейчас” в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено, когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Квазипотребности - некая напряженная система, нуждающаяся в разрядке, действует до момента разрядки. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется, как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу.

Предполагается, что мы можем понять поведение человека только в его связи с окружающей действительностью. Левин использовал понятие “жизненное пространство”, оно охватывает личность и ее физиологическое окружение. Левин утверждал, что, если мы хотим понять поведение человека в конкретной ситуации, нам нужно сосредоточиться именно на ней, на событиях, которые имеют место непосредственно в этот момент. Другими словами, оказывать влияние на поведение может только настоящее.

К. Левин показывает это экспериментально: испытуемые, оставшись в комнате одни в ожидании экспериментатора, т. е. не имея никакой особенной цели, начинали вести себя в соответствии с тем, что “предлагали” им окружающие предметы: листать лежащую на столе книгу, позванивать в стоящий там же колокольчик, подергивать занавеску и т. д. Ситуативно такого рода полевое поведение возникает в жизни каждого, но, будучи стилистической характеристикой, является признаком патологии.

В дальнейшем от поведения индивида К. Левин перешел к проблеме внутригрупповых отношений, при этом группу он также рассматривал как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.

51.Гештальтпсихология (общий очерк).

Гештальтпсихология возникла в Германии в начале 20 века; основным ее положением является то, что целое важнее суммы составляющих его частей. “Гештальт” - это немецкое слово, которое означает “форма, образ, структура”. Было выдвинута идея целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов.

Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений: свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.

Так, классическим является открытый Максом Вертхаймером, так называемый, фи - феномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения.

В опытах Вертхаймера два одинаковых объекта (отрезка), находящиеся на расстоянии друг от друга, поочередно высвечивались и затемнялись, т. е. “загорались” и “угасали”. Оказалось, что при уменьшении временных интервалов между “вспышками” восприятие двух последовательно загорающихся и гаснущих объектов сменяется восприятием перемещения одного объекта, как если бы один отрезок перемещался и возвращался в исходное положение.

В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся.

Гештальтпсихологи полагали за этим врожденные механизмы и пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона - как структурированная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры. К этим законам относится, например, закон близости элементов, симметричность, сходство, замкнутость и др.

Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении, так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное “переструктурирование” ситуации).

Пример двойственного изображения: два круга, вписанные один в другой: мы можем видеть либо один “вариант”, либо другой, но никогда - оба одновременно.