Смекни!
smekni.com

Клиническая психология (стр. 13 из 41)

Кратко: вторым ф-м блоком коры ГМ является блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации. Он расположен в задних отделах полушарий и включает в зрительные (затылочные), слуховые (височные), и общечувствительные (теменные ) отделы коры ГМ и соответствующие подкорковые структуры. Аппараты имеют иерархическое строение, распадаясь на первичные зоны, к-е принимают информацию и дробят ее на мельчайшие составные части, вторичные (проекционно – ассоциативные) зоны, к-е обеспечивают кодирование (синтез) этих составных частей и превращают соматотопическую проекцию в функциональную организацию, и третичные зоны (зоны перекрытия), обеспечивающие совместную работу различных анализаторов и выработку надмодальных (символических ) схим, лежащих в основе комплексных форм познавательной д-сти.

3-й блок программирования, регуляции и контроля сложных форм д-сти (контроля за протекающей д-стью). Ч-к не только пассивно реагирует на поступающие сигналы, он формирует планы и программы своих действий, следит за их выполнением и регулирует поведение, приводи его в соответствие с этими планами и программами. Он контролирует свою сознательную д-сть , сличая эффект действий с исходными намерениями и корригируя допущенные им ошибки. Аппараты этого блока расположены в передних отделах больших полушарий, кпереди от передней центральной извилины. «Выходными воротами» блока и двигательных импульсов является первичная двигательная зона коры . Первичная двигательная кора не может работать изолированно. Все движения ч-ка в той или иной степени нуждаются в тоническом пластическом фоне, к-й обеспечивается базальными двигательными узлами и волокнами экстрапирамидной системы. Эта система обеспечивает фон всех произвольных движений. Подготовка двигательных импульсов д.б. обеспечена как в аппарате самой передней центральной извилины, так и в аппаратах надстроенных над ней вторичных зон двигательной коры, к-е готовят двигательные программы. Передняя центральная извилина является проекционной зоной, исполнительным аппаратом мозговой коры.

21. Проблема «мозг и психика». Варианты решения этой проблемы в отечественной и зарубежной науке (узкий локолизационизм, антилокализационизм.)

В объяснениях того, как работает мозг долгое время существовали две основные концепции - это концепция узкого Локализационизма (Брока, Вернике), в соответствии с которой психическая функция помещалась в определенный участок или зону мозга и нарушение этого участка приводило к нарушению функции. Сторонники узкой локализации пытались непосредственно соотнести каждую психическую функцию с определенной узкоограниченной зоной мозга,. Локализационизм: ПФ ― неразложимая на компоненты единая психическая способность, которая должна быть полностью соотнесена с мозгом. Мозг рассматривается как совокупность различных центров, каждый из которых целиком "заведует" определенной психической функцией. Поражение какого-либо мозгового центра ведет к необратимому нарушению соответствующей функции.

Вторая концепция - концепция Антилокализационизма (Джексон, Флуранс), в соответствии с которой предполагалось, что весь мозг участвует в осуществлении психической функции. Представители антилокализационного подхода считали, что все области мозга эквипотенциальны и равно ответственны за психические функции, выраженные в поведении. Согласно этой точке зрения характер дефектов определялся не местом повреждения, а объемом поврежденного мозга. Антилокализационные теории - мнение о раздельности "духовной жизни" и мозга и отрицание возможности обнаружения материальной базы мышления. Эта теория возродила идеи о некоем "потенциале массы", согласно которым мозг представляет собой однородную недифференцированную массу, одинаково функционирующую во всех своих отделах. . ПФ- так же неразложимая психическая способность, что и выше, но: мозг трактуется как однородной целое, , равноценное и равнозначное для всех ПФ во всех своих отделах. ПФ связаны равномерно со всем мозгом, и любое поражение мозга приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех ПФ одновременно. Степень нарушения ПФ не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга.

История науки знает отрицание самой возможности связывать мозг и психику, отрицание самой проблемы локализации ВПФ человека (Гельмгольц, Шеррингтон).

Ни одна из этих двух позиций не обеспечивала необходимой научной базы для дальнейших исследований в этой области.

Попытки объединить необъяснимое в каждой теории привели к появлению эклектической теории, в соответствии с которой элементарные функции можно локализовать в отдельных участках мозга, а высшие психические функции не локализуются. И тогда возник вопрос, как же соотнести высшие психические функции с работой мозга в целом. Эта работа, в частности, была проведена Лурия, который создал теорию системно-динамической локализации. Создание этой концепции шло по пути пересмотра основных понятий, которые существовали в то время. В частности, это был пересмотр понятия функции. Традиционное понятие функция - некое локальное событие. То есть существует орган, и есть функция, которую он выполняет. Но в то же время с переходом к более сложным функциям организма, например функции дыхания, такое определение функции становится невозможным. Осуществляется эта функция посредством целого ряда органов, который объединяется в общую функциональную систему с конкретной целью.

В 19 в. клинической неврологии удалось выявить связь между локализацией поражения мозга и изменениями в психике больных, как субъективными, так и объективными. В начале 19 в. Ф.Галль первым занялся подобными исследованиями и пришел к заключению, что головной мозг состоит из систем, каждая из которых может быть связана с тем или иным психическим процессом. В 20 в. интерес ученых сместился в сторону экспериментального исследования поведения и, в частности, того, как удаление отдельных участков мозга или их стимуляция влияет на поведение. В результате первостепенное значение приобрела количественная регистрация инструментального поведения, а не анализ субъективных вербальных отчетов.

Лурия: теория системной динамической локализации ВПФ человека создавалась в борьбе с этими направлениями. В советской психологии было пересмотрено понятие функции. ВПФ стали рассматривать как социальные по генезу, опосредованные психологическими орудиями, системные построения, осознанные. Представление о ПФ стало представлением о психологических системах, обладающих сложным психологическим строением и включающем много психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции.

Любая сложная психическая деятельность обеспечивается работой сложных констелляций мозговых зон, составляющих звенья единой системы. Некоторые из этих звеньев являются жесткими, т.е. принимают постоянное участие в реализации ПФ, другие ― гибкими, которые включаются в работу лишь при определенных условиях. Гибкие звенья системы составляют тот подвижный динамический аппарат, благодаря которому достигается изменчивость функций.

Формируясь прижизненно под влиянием социальных воздействий ВПФ меняют свою психологическую структуру и соответственно свою мозговую организацию.

Каждая ПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высокодифференцированных разделов, каждый из которых вносит свой вклад в реализацию функции. Непосредственно с мозговыми структурами следует соотносить не всю ПФ, даже не отдельные ее звенья, а те физиологические процессы (факторы), которые осуществляются в соответствующих мозговых структурах. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов. составляющих в целом закономерное сочетание нарушений ВПФ ― определенный нейропсихологический синдром.

22. Проблема междуполушарной ассимитрии мозга. Краткая характеристика левшества.

Межполушарная асимметрия ― неравноценность, качественное различие того "вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию. Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях мозга. Это направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функциональная асимметрия ― разное по характеру и функциям участие левого и правого полушария в мобилизации психической функции.