Б.В.Зейгарник выделяет три блока расстройств:
1. Нарушение операциональной стороны м-я
2. Нар-я динамики м-я
3. Нар-я личностного компонента м-я.
I. Нарушение операциональной стороны м-я
1).Снижение уровня обобщения.
В суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Оперирование общими признаками становится (заменяется) установлением сугубо конкретных связей М\у предметами. При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным вообще недоступна задача на классификацию. Иногда испытуемый объединяет предметы как элементы сюжета – конкретно-ситуационные сочетания (объяснение пословиц, где эта операция четко выступает). Такие решения были у олигофренов (95%), рано начавшийся эпилептический процесс (86%), у значительной части больных перенесших тяжелые формы энцефалита (70%). Часто возникают затруднения в понимании переносного смысла пословиц, поговорок. В следствии того, что слово выступает для больных в его конкретном значении, они не могут осмыслить условность, которая кроется в поговорке. Особенно это проявляется в опыте на опосредованное запоминание – пиктограмме. Было обнаружено у больных эпилепсией, энцефалитом и олигофренов ситуативный х-р суждений, непонимание переноса, условности. Это обнаруживалось и при актуализации ассоциаций. Мыслительная д-сть этих больных несовершенно отражает предметы, явления и их взаимосвязи, ибо полноценный процесс отражения объективных св-в и закономерностей вещей всегда предполагает умение абстрагироваться от конкретных деталей.
Эпилепсия : составляет группу слов – петух, козел, собака, лошадь, кошка. Объясняет: Собака, петух, козел – все это в хозяйстве. М.Б, кошка ему не нужна, хотя нет, если есть собака может быть и кошка». Составленная им группа, не группа «животные», а конкретные животные у конкретного хозяина, у которого может и не быть кошки.
Н/Р Олигофрения: исключение четвертого лишнего. Предлагалось выбрать из ботинка, туфли, сапога и ноги. «Здесь только одна туфля, один ботинок… пары нет. Как же их одеть? Их скорее можно отбросить, ногу обязательно оставить надо. Можно и с одной ногой, с костылем».
2). Искажение процесса обобщения.
У таких больных отлет от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Они в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений существенные же отношения м\у предметами часто не учитывают. В задании на классификацию предметов руководствуются чрезмерно общими признаками неадекватными реальным отношениям м\у предметами. Шизофрения – чаще встречается бессодержательные или выхолощенные ответы (объединяют вилку, стол и лопату по принципу твердости) – 67%. При выполнении пиктограмм – выполняет с большой легкостью, т.к. могут образовать любую связь безотносительно к содержанию поставленной задачи. Условность рисунка становится столь широкой и беспредметной, что не отражает реального содержания слова. Преобладание формальных , случайных ассоциаций создает основу для бесплодного мудрствования– резонерства. Возможно этим объясняется факт, что речь этих больных не облегчает, а затрудняет выполнение задания. Произносимые больными слова вызывают новые, случайные ассоциации, к-е больными не оттормаживаются. По данным эксперимента, нарушение процесса обобщения происходит потому, что в мышлении доминируют связи, неадекватные конкретным отношениям. Резонерские суждения определяются не столько нарушением понятий, сколько стремлением подвести любое незначительное явление под определенную концепцию . Ш-я: слово, предложенное для определения – часы. «Импульс или пульс жизнедеятельности всего человечества». «Предмет для обихода, это скопление атомов» (резонерство).
II. нарушение динамики м-я.
М-е – процесс. Осуществление опосредования, перехода от одних суждений к другим, связано с более или менее длинной цепью умозаключений. Эта цепь переходящая в рассуждения – истинное проявление м-я как процесса. У ряда больных (сосудистые заб-я мозга) колебания умственной работоспособности приводили к подобным колебаниям, выступавшим как непоследовательность суждений.
1.Лабильность мышления – хар-я особенность в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения в основном не был снижен, операции сравнения и переноса не были нарушены. Но адекватный х-р суждений не был устойчивым.
- при классификации предметов: легко усваивают инструкцию, применяют адекватный способ решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но спустя некоторое время оставляют правильный путь. Эпизодически сбиваются на случайные сочетания. (м.б. чередование обобщенных и конкретно-ситуационных сочетаний, логические связи могут подменяться случайными сочетаниями, образование одноименных групп). Н\Р больной М (закрытая травма ГМ) – начал раскладывать карточки по обобщенным признакам, образуя группы растений, животных, вдруг начинает сомневаться, куда отнести Мухомор. «Он вредный, отнесу его в сторону» (конкр.-ситуац.) Больная Ш (артериосклероз ГМ). Правильно выделив группу инструментов, кладет туда же «кузнеца», т.к. он нарисован с молотом и вообще работает пользуясь инструментами. До этого выделила группу людей . на вопрос «А что у вас в этой группе?» отвечает «люди», и самостоятельно перекладывает кузнеца в группу людей. Такие нарушения динамики м-я не приводили к грубым нарушениям строения м-я, лишь искажают правильный ход суждения на какой- то отрезок времени. Но в некоторых случаях – носит более стойкий хар-р, изменяет само строение мышления.
Лабильность м-я у больных МДП в маниакальной фазе – больные не задумываются над вопросом, адресованным к ним, не вникают в смысл задания, импульсивно приступают к выполнению. Возникающие ассоциации носят хаотический х-р и не оттормаживаются. Любое возникающее представление, эмоц. переживание получают свое отражение в речи; сосредотачиваются лишь на короткие промежутки времени. Неустойчивость способов выполнения работы достигает чрезвычайно утрированной формы – повышенной откликаемости. Особенно это видно в экспе-те на ассоциации. Часто больные в ответ на слово экспе-ра называли предмет, находящийся у них перед глазами. Н\р больной в гипоманиакальном состоянии, выделив группу людей, вдруг увидев картинку «кузнец», стал декламировать: «Мы кузнецы и друг наш молот… люблю старые революционные песни… песня – наш друг. А есть здесь что-то напоминающее песню, искусство? Да, картинки неважно нарисованы, рисовал художник от слова «худо». Больной смеется и не выполняет задание. Когда э-р просит его обратиться к заданию, больной замечает, что хотел отделить людей от животных и продолжает раскладывать по обобщенному признаку.
2. Инертность мышления – антипод лабильности. В основе его лежит инертность связей прошлого опыта. Больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида д-сти на другой. Часто встречается при эпилепсии, иногда у больных с отдельными последствиями тяжелых травм ГМ, при некоторых формах умственной отсталости. Качество их умственной продукции невысока, темп работы замедлен.
Эксп-но - y исследование обнаруживает замедленность, тугоподвижность их интеллектуальных процессов. Даже когда могут обобщить материал, допускают ошибочные решения если им необходимо переключиться на новый способ решения задачи. Изменение условий затрудняет работу ® решение доступно если оно выполняется только одним определенным способом. Конкретные связи прошлого опыта инертно доминируют в мысл. Д-сти и определяют весь дальнейший ход их суждений. Из-за инерт. связей опыта б-е часто не упускают ни одной детали, ни одного св-ва предмета. Это стремление к уточнению своеобразное эпилептическое резонерство, проявляющееся в обстоятельности, излишней детализации, к-е метафорически обозначается в клинике как «вязкость»м-я. При классификации объектов, больные не только не объединяют в одну группу диких и домашних животных, но каждое из домашних животных выступает для них как единичных экземпляр. В результате само задание классификации не выполняется даже на конкретном уровне.
III. нар-е личностного компонента м-я.
Обусловлены наруш-ми личности: разноплановость, наруш-е критичности, и саморегуляции.
М-е – сложная саморегулирующаяся форма д-сти, определяется целью, поставленной задачей. Существенным этапом явл-ся сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Утеря целенаправленности м-я приводит не только к поверхностности и незавершенности суждений, но и к тому, что м-е перестает быть регулятором действий ч-ка. Связь нарушения м-я с изменением мотивационной сферы наблюдаются при разных заб-ях. Уже при искажении уровня обобщения - нарушение мотивац. компонента (случайные маловероятные связи актуализируются с такой же частотой, как и упроченные). Значимым является для ч-ка то, что приобрело смысл в его жизнед-сти. практич-я д-сть формируется устойчивостью предметного значения вещей. Восприятие мира включает и смысловое и отношение и его предметно – объективное значение. У больных Ш. эта устойчивость объективного значения вещей нарушается. Наряду с актуализацией обычных признаков, отношений м\у предметами, могла актуализироваться и неадекватная. Нарушение критичности м-я. Отсутствие контроля за решением задачи.
Разноплановость м-я, - суждения больных о каком- либо явлении протекают в разных плоскостях. Основа классификации не носит единого хар-ра: объединяют предметы в течении одного задания то на основании св-в предметов, то на основании личных вкусов. В мыслит-ой д-сти переплетаются логические суждения, обрывки представлений, элементы воспоминаний, желаний. Парадоксальность установок таких больных, смысловая смещенность приводили к глубокому изменению структуры любой д-сти, как практической, так и умственной. В качестве существенного выступало то, что соответствовало измененным парадоксальным установкам. Н/Р Г. Ш-я параноидная форма. Классификация предметов: слон, лошадь, медведь, бабочка и др. животные – животные. Самолет, бабочка – группа летающих. Лопата, кровать, ложка, автомобиль, самолет – железные. Предметы, свидетельствующие о силе ума ч-го. Цветок, кастрюля, кровать, уборщица, пила, вишня – предметы, окрашенные в красный и синий цвета. Стакан, чашка, кастрюля – посуда. Выделяет группы то на основании обобщенного признака, то на основании материала, цвета и т.д.