Смекни!
smekni.com

Когнитивная психология (стр. 2 из 3)

В качестве простейшей социальной ситуации Хайдер рассматривает систему, состоящую из трех элементов, триаду (субъект-другой человек-объект) вместе с отношениями между ними: субъект-другой человек; субъект-объект; другой человек-объект.

Объект при этом понимается весьма широко: как вещь, процесс, группа людей, предмет, идея и т. д. Отношения внутри триады могут быть положительными и отрицательными. Таким образом, логически возможны восемь видов триад (табл.). Первые четыре ситуации являются сбалансированными, остальные - несбалансированными. Скажем, я не люблю лыжные прогулки, мой знакомый (ая) тоже их не любит, между нами позитивные взаимоотношения (сочетание 3). В этом нет никакого противоречия - ситуация сбалансирована. С другой стороны, может оказаться так, что я и ненавистный мне человек одинаково (негативно) относимся к некоторой политической партии (сочетание 5). Это уже дисбаланс: я разделяю мнение со своим врагом.

По мнению Хайдера, ситуации пятого-восьмого видов неустойчивы, вызывают чувство дискомфорта и стремление преобразовать их в одну из первых четырех. В целом же возможны три основные способа снятия дисбаланса: изменить одно из отношений с "+" на "–" или с "–" на "+": например, если выясняется, что мой друг страшно любит кошек, а я к ним раньше относился довольно прохладно (сочетание 7), то очень возможно, что я со временем изменю свое отношение к этим домашним животным с отрицательного на положительное, а если моя ненависть к кошачьим превосходит привязанность к другу, я могу пересмотреть не свое отношение к кошкам, а свое отношение к другу; уменьшить значимость одного из отношений, т.е. свести одно из отношений к нулю: если моя хорошая знакомая, например, не выносит разговоров на отвлеченные темы, а я их обожаю (сочетание 8), то я могу отстраниться от ее отношения к данному предмету, нейтрализовать его, прекратив беседовать с ней на отвлеченные темы, а утолять свою жажду философствования в беседах с друзьями; дифференцировать положительное и отрицательное отношения: если мой любимый врач говорит, что кофе вреден для меня, имея в виду действие кофеина на сердечно-сосудистую систему, а я без вкуса и запаха кофе не могу прожить и дня (сочетание 8), то можно в принципе перейти на кофе без кофеина, т. е. дифференцировать, разделить свое отношение к кофе на два типа: отношение к кофе с кофеином – как и у врача, отрицательное; отношение к кофе без кофеина – положительное.

Исследования показывают, что в целом выводы теории подтверждаются, а именно, что люди действительно предпочитают ситуации первых четырех видов остальным ситуациям. Основная трудность состоит в том, чтобы предсказать, какой конкретно стратегией восстановления баланса (первой, второй или третьей) будет пользоваться данный человек в конкретной ситуации. И эта проблема далека от своего окончательного решения, так же, впрочем, как и проблема предсказания способа снятия когнитивного диссонанса.

Тем не менее эффект баланса широко используется в практической социальной психологии, и наверное, наиболее характерным примером его применения является реклама, в которой различные известные личности (предположительно, любимые народом) демонстрируют свою любовь и приверженность определенным напиткам, продуктам питания, предметам одежды и т. п. Авторы рекламы ожидают, и как правило не без оснований, что наше (потребителей) нейтральное или даже негативное отношение к тем или иным товарам под влиянием такой рекламы преобразуется в позитивное (переход от сочетания семь к сочетанию один): мы избавимся, таким образом, от дисбаланса, а производитель – от товара.

Четыре категории диссонанса

Диссонанс в результате принятия решения

Возьмем хрестоматийную ситуацию: девушка купила билеты в театр, но в тот же вечер друзья ждут тебя смотреть футбол. Вне зависимости от выбора, после принятия решения тебя ожидают угрызения совести и сожаления. Отвергнутая альтернатива будет с одинаковым успехом отравлять тебе жизнь и в ложе второго яруса, и в кресле перед телевизором. Посвятив вечер театру, ты придешь к выводу, что все спектакли дрянь, а девушка становится навязчивой. Отдавшись же спортивным страстям, ты решишь, что игра вышла скучной, а твои друзья ограниченные люди. Это и есть когнитивный диссонанс: вначале мы делаем выбор, после чего положительные стороны отвергнутого вступают в конфликт с отрицательными сторонами выбранного, приводя к психологическому дискомфорту. Подобный эффект возникает почти при любом выборе из равнозначных вариантов. Сам того не замечая, ты можешь испытывать легкое недовольство, и выбрав утром галстук, и совершив покупку. Самая наглядная иллюстрация такой борьбы – известный монолог про «большие по пять» и «маленькие по три».

Диссонанс в результате вынужденного совершения поступков

Поучаствовать в ритуальной прополке картошки, воспользоваться надежным контрацептивом, заплатить налоги – нам все время приходится делать то, что не хочется. Если разобраться, то насиловать себя человеку приходится не то что каждый день – по несколько раз в час. Начиная с самого утра: подъем, зарядка, бритье, завтрак... «Столкновение двух противоположных знаний об одном и том же объекте» начинается с самого момента пробуждения. Объект, то есть ты, это, с одной стороны, физический организм. И ему, этому организму, требуется утром еще 2-3 часа сна. С другой стороны, ты организм социальный, которому нужно топать на работу. Типичный когнитивный диссонанс. Неприятные моменты рабочего процесса мы опустим, достаточно того, что на работе нам не дают спать. Ближе к ночи, когда тело, наконец, проснувшись, начинает требовать приключений, разум напоминает, что пора баиньки. Мы снова недовольны и не знаем, на кого обижаться – то ли на свое физическое «я», то ли на социальное. В такие моменты в нашем сознании происходит столкновение положительных сторон желаемого с отрицательными сторонами вынужденного действия. Мы проклинаем страну, в которой родились, огрызаемся на близких, бьем посуду, короче говоря, испытываем дисгармонию внутреннего мира.

Несогласие с убеждениями социальной группы

Социальных групп у каждого из нас немало. К ним относятся и семья, и друзья, и рабочий коллектив. И в каждой группе существуют определенные правила, убеждения, нормы поведения. Несогласие с убеждениями своей социальной группы – это еще один источник когнитивного диссонанса. К примеру, все твои друзья давно обзавелись машинами. Машины стали основной темой их бесед, машины вошли в их жизнь на правах, которые имела в твоей жизни не каждая девушка. И, конечно, им, твоим друзьям, обидно, что ты не разделяешь их помешательства. Возможно, ты не являешься обладателем фыркающей железяки просто потому, что она тебе не нужна. Поездка на машине до работы занимает 45 минут, а на метро 20. Ты не знаешь, что такое техосмотр, не стоишь перед субботней дилеммой «пить или не пить», тебя не преследуют кошмары о переборке двигателя. Но с другой стороны, тебе также неведома особая радость пройденного техосмотра. Ты не участвуешь в дискуссиях о преимуществах «Таврии» над «Окой», поездки за город и перевозка вещей – для тебя проблема. И нет-нет, да и придет мысль: «а может быть, они правы?» В таких ситуациях индивид, даже если он абсолютно уверен в своей правоте, неизбежно переживает по поводу несоответствия мнения собственного и мнения окружающих. Причем противостоять большинству бывает намного труднее, чем изменить собственную позицию.

Диссонанс в результате неожиданных последствий действия

Любое действие подразумевает наличие цели. Достижение цели является ожидаемым результатом действия. Но иногда результат отклоняется от намеченного. Ты идешь домой, имея целью обрадовать всех своим повышением в должности. Но вместо радостных возгласов слышишь: «Ты и так все вечера торчишь на работе, а теперь, надо полагать, собираешься туда переселиться?» Ты, вспомнив молодость, хочешь ловким ударом вернуть ребятам вылетевший мячик, но вместо этого попадаешь в голову сидящей старушки и теряешь ботинок. Или, к примеру, в ответ на оригинальную реплику «Девушка, можно с вами познакомиться?» получаешь разъяснения маршрута в такие дальние края, что забываешь, куда и зачем шел. Именно в этот момент ты и попадаешь в ловушку двух взаимоисключающих знаний. С одной стороны, использованная тактика всегда приводила тебя к победе, с другой, именно она послужила причиной провала. Любой неожиданный результат несет в себе это противоречие между ожидаемым и полученным. Неудивительно, что в итоге ты расстраиваешься, злишься, удивляешься, в общем, обретаешь то самое состояние «психологического дискомфорта».

Три способа эффективной борьбы с когнитивным диссонансом

Однако сам факт существования когнитивного диссонанса, в сущности, представляет мало интереса. Мы и так знаем, что проблема выбора или неприятная развязка не приносит положительных эмоций. Намного интереснее проследить, как наше сознание справляется с такими ситуациями. Работая в 1957 г. над теорией когнитивного диссонанса, американский психолог Фестингер пришел к выводу, что человек не может долго пребывать в состоянии стресса и стремится восстановить внутреннюю гармонию, как уже было сказано выше. Опыты над пациентами показали, что существуют три основных способа борьбы с противоречивыми знаниями.