Смекни!
smekni.com

Культурное общение в клубных объединениях (стр. 4 из 8)

Общественное порицание, в силу специфических особенностей клубного коллектива, используется реже. Однако это отнюдь не означает его ненужности. Коллектив не может относиться безразлично к серьезному нарушению нравственных норм. Он может единодушно и непреклонно потребовать от личности ответа за совершенные поступки. Человек не способен остаться безразличным к мнению товарищей, – он обычно тяжело переживает их неодобрение. Статусный дискомфорт задевает совесть, гордость, чувство личного достоинства. Общественное осуждение означает для провинившегося отказ в уважении и доверии окружающих. Человек не может обрести душевный покой до тех. пор, пока окружающие не вернут ему свое расположение, не восстановят е ним добрые товарищеские отношения. Если этого не происходит, пребывание в коллективе становится практически невозможным.

К числу важнейших факторов, регулирующих поведение людей в самодеятельном коллективе, относятся и коллективные традиции. Коллективные традиции могут успешно использоваться в целях сплочения любительской группы, укрепление межличностных отношений, обогащение содержания и структуры общения.

Традиции пронизывают собой общение и деятельность, сохраняя в них установленный порядок и регулируя их. Практически это выражается в побуждении к определённой деятельности, в сдерживании активности, противоречащей целям и задачам коллектива.

Одной из важных характеристик самодеятельного объединения как воспитательного коллектива служит уровень его эмоциональной жизни. Очень важно, чтобы все, что делается в коллективе, было пережито, прочувствовано, пропущено через сердце каждого из его участников. Здесь мы вплотную подходим к роли таких социально-психологических явлений, как коллективное переживание и коллективное настроение.

По своей психологической сути переживание и настроение имеют много общего. И это вполне понятно: ведь настроение есть не что иное, как результат разнообразных переживаний.

Эмоциональные переживания и настроения группы сохраняют такие характерные качества личностных переживаний и настроений, как импульсивность и динамичность. Вместе с тем они приобретают ряд новых особенностей, среди которых следует особо отметить заразительность, умножение силы проявления, устойчивость. В то же время коллективные переживания и настроения отличаются большей податливостью, чем другие социально-психологические явления, они гораздо легче и быстрее поддаются трансформации. Эта особенность делает их открытыми как для положительных, так и для отрицательных воздействий. Все зависит от того, какие факторы окажутся доминирующими.

Так, общий эмоциональный подъем обладает большой побудительной силой. Его способность захватывать человека целиком может быть использована в качестве могучего рычага для развития буквально всех сторон человеческой психики: взглядов, убеждений, чувств, привычек.

Коллективное переживание и коллективное настроение являются действенными факторами влияния на личность во всех видах человеческого общения. Однако в сфере свободных клубных взаимосвязей они имеют особое значение. Это значение обусловлено характером межличностного общения на досуге, которому присуща высокая эмоциональная насыщенность.

Привлекательность коллективной деятельности и общения намного повышается, когда содержание и форма их не предлагаются «сверху», а определяются самими участниками.

В возникновении и развитии коллективных переживаний очень важную роль играют подражание и эмоциональное «заражение» друг друга одним и тем же чувством. Это взаимовлияние становится особенно сильным при совпадении мотивов деятельности.

Не менее важное значение имеет внутреннее содержание мотивов, и, прежде всего соотношение их субъективной и объективной значимости.

Также важную роль в воспитательной направленности общения играют четкость и слаженность в организации занятий. Благодаря им возникает своеобразная эстетически привлекательная основа для дружного подключения к совместной деятельности: общее дело буквально захватывает каждого, никто не хочет оставаться в позиции стороннего наблюдателя.

Направленному формированию коллективных переживаний способствует специальное введение в совместную деятельность разнообразных эстетических и игровых элементов.

Важным воспитывающим средством является глубокое осознание нужности проделанной работы. Достигнутые успехи всегда вызывают гордость за самих себя, уверенность в своих силах, – и это медленно отражается на характере межличностных отношений.

Завершая разговор об основных организационных формах культурного общения, отметим, что в совокупности своей они составляют развитую систему, позволяющую людям в каждом конкретном случае выбрать для себя наиболее подходящий и удобный вариант использования свободного времени.

Общее формирование личности

Обусловленность процесса общения

Межличностные взаимосвязи – это такая сфера человеческой жизни, в которой социальный мир отражается во всем его многообразии. Не случайно в марксистской теории подчеркивается, что «люди, сознательно или бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений».

Взгляды, убеждения, привычки человека – словом, все, что относится к его внутренней позиции, – неизменно отражают то объективное положение, которое личность занимает в системе доступных ей общественных отношений. «Устройство группы, характер взаимоотношений между ее членами служит для индивида своеобразной моделью общества вообще. Индивид, свободно и хорошо чувствующий себя в своих первичных группах, обычно против, там, где человеческие отношения не клеятся, у людей нередко вырабатывается настороженно-недоверчивое отношение и к обществу».

Воспитательные возможности общения обусловлены взаимозависимостью между совокупностью свойств самой личности и системой ее межличностных отношений. «В сущности, моральное качество, свойство личности есть не что иное, как много раз повторенное и в результате этого закрепленное в системе привычного нравственного сознания и привычных действий человека отношение».

Механизм воспитывающего общения можно условно представить в виде следующей схемы.

Все начинается с человеческих потребностей. Для удовлетворения их люди вступают в определенные взаимодействия. В процессе взаимодействий рождается система отношений к различным объектам окружающего мира, и в первую очередь к людям,с которыми человек непосредственно общается. Взаимодействие никогда не является разовым – оно периодически повторяется, отражаясь в сознании субъектов. Поэтому отношения закрепляются в виде взглядов, идей, установок, норм, которые и начинают определять все практическое поведение личности.

Необходимо отчетливо понимать складывающуюся в общении зависимость между внешними и внутренними условиямиВнешние условия – реальные взаимосвязи и место, занимаемое человеком в системе межличностных отношений, – играют весьма важную роль. Однако сами по себе они еще не обеспечивают формирования личности. Второй полюс – внутренняя позиция человека. Именно она показывает, как индивид относится к своем общественному статусу, доволен ли им, и если нет, то каковы его желания и стремления.

Внутренняя позиция личности, вне всякого сомнения, – ключевой момент воспитательного процесса. Влияние непосредственного окружения становится действенным только тогда, когда он отражается в личностной сфере, сфере человеческих потребностей и мотивов деятельности. Мы сталкиваемся здесь со сложнымпереплетением объективных и субъективных факторов, и задачазаключается втом, чтобы сделать их управляемыми.

Взаимосвязь общения и воспитания

Самосознание личности развивается под влиянием двух основных факторов. Одним из них является интроспекция, открывающая человеку свое «я», в результате ее мы получаем новые или более точные представления о свойствах собственной личности. Второй фактор – оценка нас другими людьми; эта оценка корректирует результаты внутреннего самоанализа, помогает сделать их точнее и объективнее.

Очень важную роль в полноценном осознании человеком самого себя играет коллектив, членом которого он является. Коллектив дает возможность проанализировать свое поведение, внимательно всматриваясь в зеркало общественного мнения. Человек обычно так и поступает: характеризуя себя или других, он подразумевает не личность вообще, а личность в системе ее непосредственных взаимосвязей.

Применительно к взрослому субъекту клубного общения процесс самосознания начинается отнюдь не с нулевой отметки. Однако клуб вносит в этот процесс очень специфический вклад: человек получает здесь возможность познать и оценить себя по таким параметрам, которых нет или почти нет в иных сферах его жизнедеятельности.

В зависимости от знания самого себя формируются наши способности к оценке других людей. Н.Г. Чернышевский отмечал, что тот, «кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». Между тем правильное восприятие ближайшего круга общения является предпосылкой для установления полноценных межличностных отношений.