Смекни!
smekni.com

Культурные и психологические особенности жителей Египта (стр. 2 из 3)

Осознанное и инстинктивное чувство противоположности интересов отдельного человека, группы и государства, власти привело египтянина к максимальной осторожности, ставшей для многих второй натурой. Люди научились скрывать свои мысли, чувства, намерения, говорить вслух то, что от них ждут, но во что они не верят, думать одно, а произносить другое, резко ограждая от внешнего надзора свой внутренний мир, круг своих подлинных интересов. Доверяют только своим родственникам или близким. Прямой и откровенный разговор с египтянином весьма труден. Собеседник нередко скрывает свои убеждения, мысли и хочет, прежде всего, узнать ваши мысли и убеждения, а затем уверить вас, что согласен с ними. Египтянин должен выяснить, насколько можно доверять собеседнику, какой смысл скрыт между строк, когда «да» означает «нет», или наоборот. Разговор стал искусством и средством к достижению цели, особенно если ведется с иностранцем или власть имущим. Египтяне нередко говорят обиняками, ходят вокруг да около темы. Если нет уверенности в положительном исходе беседы, в достижении цели, если собеседник не понял или не захотел понять намека, египтянин все равно доволен: ведь он не получил отрицательного ответа, не испортил отношений, «не потерял лица». «Прощупывание пульса» ‑ важнейшее предисловие к началу разговора. За обычными словами в серьезном, остром разговоре порой трудно найти мысли. Главная цель произнесенного слова ‑ подготовить собеседника к тому, чтобы он воспринял высказанное тобой, а вторая цель ‑ расположить его к себе, сблизиться, с ним. Поэтому египтяне очень редко позволяют политическим или научным конфликтам испортить личные отношения. Острая политическая борьба ‑ одно, а личная вражда ‑ другое дело. Личные связи не всегда совпадают с партийной преданностью, а тем более с политическими или философскими убеждениями. Газетные полемисты, обменивающиеся язвительными и порой оскорбительными выпадами или эпитетами, могут по вечерам вместе играть в домино или крикет в одном клубе.

В Египте удивительно легко устанавливаются поверхностные контакты и псевдодружеские отношения даже в период официальной враждебности между странами. Их облегчают обычная египетская вежливость и гостеприимство. Но подлинное доверие, дружба и откровенность ‑ дело трудное. Если иностранцу удалось внушить доверие, завести настоящих друзей, он может чувствовать себя королем.

Египетское общество ‑ мужское общество. Отношения с женщинами жестко регламентированы обычаем и шариатом. В городах, да и в состоятельных семьях в деревнях, требуют, чтобы женщина закрывала тело и волосы, оставляя открытыми лишь лицо, кисти рук и ступни ног. Но чем больше запрета, тем больше соблазна. Святоши осуждают «испорченность нравов» на Западе, но с интересом рассматривают легко одетых европейских женщин и часто говорят о вопросах пола. Об интимных сторонах человеческих отношений начинают говорить с детства. А сколько на эту тему разговоров среди молодежи и особенно среди поздно женившихся мужчин!

Египтяне считают себя лучшими людьми на земле и, конечно же, лучшими среди арабов. Для большинства их родина ‑ «Мать мира», центр мировой цивилизации.

Семья в Египте священна. Выше многих других благ ставят египтяне прочный семейный очаг. Даже служители культа сходятся во мнении, что безбрачие безнравственно и является преступлением перед религией и обществом. Египетская семья, как правило, состоит не только из мужа, жены и детей. Она представляет собой большую семейную группу, объединенную родственными связями по мужской линии. Во главе ее находятся пожилой мужчина и его жена. Эта группа включает женатых сыновей, их детей, женатых внуков и правнуков. Но их связывают не только общие экономические интересы и кровное родство, но и так называемая «аса бия» ‑ «кодекс чести», социальные связи и обязанности большой семьи. Чувство привязанности к родственникам ‑ каркас, на котором держится семья. Он обрастает плотью взаимных интересов и обязанностей. Это предопределяет силу большой семьи и слабость лишенного семейной поддержки индивидуума. В семье имеет значение родство только по мужской линии. Для прямых родственников жены даже ее дети ‑ не то чтобы чужие, но они принадлежат к другой семье. Однако дети сына считаются членами данной семьи.

Традиционная большая египетская семья основана на власти мужа ‑ главы семейства. До недавнего времени юношу оценивали только на основе репутации и статуса его отца. Социальные связи юноши формировались на основе социальных связей отца. Египетское общество не признавало независимости детей ни экономической, ни в смысле поведения и требовало, чтобы они подчинялись отцу. Покорность и признание авторитета старших ‑ одно из главных достоинств юноши. В египетской семье жесткое обращение с детьми встречается редко, и если дети почитают отца, то они находят у него и нежность, и тепло. Выбор невесты или жениха в Египте ‑ чаще всего дело родителей. Но сейчас все больше считаются с мнением молодых. Весьма распространены браки на двоюродных сестрах и по линии отца, и по линии матери. Что касается красоты девушки, то отдают предпочтение женщинам с чистой белой кожей, стройным, с тонкой талией и полной грудью, правильными чертами лица. Однако физическая красота, чувственная сторона брака хотя и важны, но отступают на второй план перед моральными достоинствами будущей жены, ее происхождением, ее умением вести себя и статусом ее родителей.

Брак на не мусульманке дозволен для мужчин-мусульман. Выходя замуж за мусульманина, женщина-немусульманка не обязана отказываться от своей религии, но ее дети будут мусульманами. В прошлом мусульманке вступать в брак с иноверцем запрещалось под угрозой смертной казни. С тех пор нравы и законы изменились. В Египте женщине, вышедшей замуж за иноверца и принявшей его веру, не грозит смерть, но от нее требуется отчаянная смелость или безумная любовь. Совершая такой шаг, она рвет все свои прежние родственные отношения и социальные связи. Выходя же замуж за иностранца, она часто вынуждена покинуть страну.

Главное, чем женщина укрепляет свои позиции, на кого опирается в большой семье, ‑ это ее дети, точнее ‑ сыновья. Чем их больше, тем больше у нее влияния, тем больше к ней уважения. Рождение детей ‑ смысл жизни и смысл брака. Отец ждет наследника, большая семья ждет помощников. Мальчики-подростки выйдут в поле вместе с родителями, и они же обеспечат родителей в старости. Рождение сына всегда предпочтительнее, чем дочери, но появление на свет девочки не трагедия. Ее тоже окружают нежностью и заботой, и дочь платит родителям своей любовью.

Имя новорожденному сыну чаще всего дает отец, девочке ‑ мать. У египтян-мусульман приняты часто арабские имена или арабизированные имена из Библии и Евангелия. Мальчиков часто называют в честь пророка (Мухаммед, Ахмед или Мустафа), одного из членов его семьи (Али, Хасан, Хусейн и т. д.) или кого-нибудь из его сподвижников (Омар, Осман, Аир), а также в честь какого-нибудь пророка или патриарха древности (Ибрахим, Исхак, Исмаил, Якуб, Муса, Дауд, Сулейман и т. д.), или дают ему имя, означающее «Раб Господа», «Раб милосердного», «Раб могущественного» и т. д. (Абдаллах, Абдар-Рахман, Абд аль-Кадир). Девочку чаще всего называют именем жены, или одной из любимых дочерей пророка, или еще кого-нибудь из членов его семьи (Хатига, Айша, Амина, Шатима, Зейнаб), либо дают ей имя, означающее, что она «любимая», «благословенная», «драгоценная» и т. д. (Махбуба, Мабрука, Нафиса), иногда именуют ее названием цветка или какого-либо другого приятного предмета.

Имена собственные, как правило, не передаются от родителей к детям, поэтому вторые имена часто обозначают родственные отношения: Абу Али (отец Али), Ибн Ахмад (сын Ахмада) и т. д. Иногда вторым именем служит прозвище, например: Нур ад-Дин (свет Веры), ат-Тавиль (высокий). Иногда они связаны со страной, где человек живет, с местом, где он родился, происхождением, семьей, сектой, ремеслом или видом занятий, например: ар‑Рашиди (из города Рашид), ас-Саббаг (красильщик), ат-Тагир (купец). Такие имена часто передаются по наследству и становятся семейными.

Мальчики до шести-семи лет растут среди женщин. Церемония ритуального обрезания, которую совершают в этом возрасте, считается как бы первым шагом к включению мальчика в общество взрослых мужчин. После обрезания его начинают приучать к работе, он помогает отцу в поле, его могут брать на пятничную молитву, если он крепкий, ему разрешается поститься.

Женщина, как правило, лишена возможности социального самоутверждения вне семьи, а в семье находится в подчиненном положении. Она хорошо знает, что мужчина ‑ хозяин в доме и несет ответственность за семью. Она также знает, что живет за счет мужа. Даже в городе лишь у меньшинства женщин есть самостоятельная работа. Свое место большая часть женщин видит в семье и только в семье. Если мужчина содержит дом, то она ‑ его хозяйка, не терпящая вмешательства мужчины в ее дела. На практике жена оказывает большее влияние на мужа. Согласие в семье для египтянина и египтянки ‑ желанное дело. «У кого хорошая жена, тот возвращается домой до ужина», ‑ говорит пословица. Жестокое обращение с женами, в общем-то, исключение. Шариат разрешает правоверному иметь до четырех жен. Но в Египте господствует моногамия.

Египтянки привлекательны пропорциональным сложением, мягкими чертами лица, густыми, черными как смоль волосами. Их огромные черные глаза, осененные густыми ресницами, прекрасны, Муж-египтянин ‑ страшный ревнивец и уверен, что за женой нужен глаз да глаз, иначе она готова изменить.

В арабских странах большое значение придается исламским традициям. В мусульманском мире иностранец не может обращаться с вопросами или просьбами к женщине, это считается неприличным, все контакты, обсуждения ведутся с мужчинами. При встрече в арабских странах мужчины обнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопывают по спине и плечам, но такие знаки внимания возможны только между своими и не распространяются на чужестранцев.