Министерство образования РФ
Кафедра истории и политологии
Реферат на тему
Социологические теории личности
Выполнил
Студент гр. ЭТ-4
Исаев А.В.
Проверила:
Бабаева Н.П.
СПб
2004г.
Оглавление. 2
Введение. 3
1.Теории личности в Российской социологии. 3
1.2 Проблема личности в дореволюционный период. 3
1.3 Марксистско-ленинская альтернатива. 4
2. Естественные подходы. 5
2.2 Психоаналитическое направление. 6
2.3 Культурно-историческое направление. 6
2.4 Деятельный подход. 6
2.5 Теория отношений личности В.Н.Мясищева. 7
3. Утверждение ролевой концепции личности /середина 50-х – конец 80-х годов/. 8
3.1 Концепция Фрейда. 9
3.2 Вклад Э.Фромма. 10
3.3 Поведенческая теория (личность как концепция система реакций на различные стимулы)Скиннер, Дж. Хоманс, Х-Д Опп. 10
С древнейших времен человек задумывался над вопросом о своей природе, о том, что он собой представляет, какое место занимает в мире. каковы границы его возможностей, способен ли он стать господином своей судьбы или обречен быть ее слепым орудием. Сегодня роблема человека находится в центре внимания многих наук. Любая соиологическая теория всегда предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, как строятся отношения между личностью и обществом, каковы закономерности поведения личности и чем они определяются. Поэтому каждая теория либо создает свою объяснительную модель личности, либо явно или неявно пользуется уже существующими моделями. Отсутствие единства в понимании того, что есть личность, — характерная черта современной социологии. Многомерная сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его социальных связей и отношений определяют множество теоретических подходов и позиций в понимании этого феномена, множество различных моделей, образов человека в современной социологии.
1.Теории личности в Российской социологии.
Большая часть двадцатого века прошла в противостоянии двух систем. Одним из критериев их различения явилось отношение к человеку. Социализм утверждал абсолютный приоритет общества, а в личности видел лишь проекцию общественных отношений.
Возобладала идея представить личность как диалектическое единство социального и индивидуального. Такой подход закрывал дорогу безудержным претензиям психологизма и социологизма.
Следуя хронологическому порядку можно рассмотреть как пердмет науки складывлся в ходе её истории.
1.2 Проблема личности в дореволюционный период
В 1868 г. К.Д.Ушинский писал, что «если педагогика хочет вопитывать человека во всех отношениях, она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»». Писатель перечисляет чертову дюжину наук,«в которых обнаруживаются свойства
предмета воспитания, т.е. человека».
В русской философии и социологии проблема личности была одной из наиболее актуальной. В построении самых разных дореволюционных социологов «детерминантой общественных явлений» объявлялась психика человека. Наиболее цельную концепцию представляла субъективная щкола П.Л.Лаврова. Чтобы покончить со спорами партий, считал он, «следует прежде всего построить теорию личности», тем более, что «теория личности имеет своё значение и, может быть, немаловажное в практической жизни общества». П.Л.Лавров подчеркивал, что «истинаая общественная теория требует не подчинения общественного элемента личному и не поглощения личности обществом, а слияния общественных и частных интересов».
Другой представитель субъективной школы – Н.К.Михайловский, по утверждению советских исследователей, разработал концепцию влияния разделения труда на личность и проблему подражания. Изучая механизм отношений между толпой и тем человеком, которого она признаёт великим, Михайловский вычленяет исторический момент, общественный строй, личность героя, психологию массы и какие-то «пока неизвестные причины, которые превращали людей в автоматов».
Приведенные примеры показывают, что зарождающаяся социология личности до революции вполне соответствовала европейскому уровню и субъективная школа была не единственной в России.
Н.И.Кареев считал, что функция термина «личность» в системе теоретических понятий – связать воедино влияния органические и неорганические /культура и социальная организация/.
Развернулась борьба за развитие точных метедов изучения личности.
1.3 Марксистско-ленинская альтернатива.
Представления К.Маркса о личности было отчеканено в знаменитом тезисе: «сущность человека не есть абстракт, присуший отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественный отношений».
В.И.Ленин считал, что социолога должны интересовать не состояния отдельных индивидов, а вероятные действия определенных классов.» «Личные исключения из групповых и классовых типов, конечно, есть и всегда будут. Но социальные типы останутся».»Дело тут именно в социальном типе, а не в свойствах отдельных лиц».
В последующий период социолизма отличался упрощенным представлением о личности. Человек в годы ленинско-сталинской реакции исторического материализма рассматривался как существо в основном рациональное. Достаточно сделать людей сознательными – и они будут делатьто, что хорошо , и не будут делать то, что плохо. Роль эмоций, страстей, недооценивалась.
Идеологическая линия становилась всё более жесткой. Некоторые обществоведы отрицали необходимость изучения личности.
1.4 1917 – 1955 годы. Социально-филосовская позиция немарксистов.
После победы революции большевики поглащены неотложными делами, и поначалу идеологический контроль ещё слаб: публикуются произведения самых разных по отношению к марксисзму направлений.
Предрекая неудачу коммунистических опытов, П.А.Кропоткин упрекает марксистов: они требуют, чтобы люди стали не тем, что они есть. Среди потребностей личности великий анархист выделяет потребность в свободе: «свобода есть возможность действовать, не вводя в обсуждение своих поступков боязни общественного наказания».Целью общественной жизни он считает наиболее полное накопление объема жизни - индивидуацию».
После революции наиболее систематический абрис социологии дал П.А.Сорокин. Составленная им программа преподавания социологии начинается с анализа социального взаимодействия, причем особо исследуются его элементы – индивиды и свойства последних. Подробно рассматриваются влияющие на поведение факторы – космические биологические, социально-психологические.
В Программе прослеживается детерминирующее влияние социальных сил на личность и этапы формирования в биологическом организме социальногго Я, постепенная «социализация».Социология в Программе понимается как «наука о поведении людей /формах,причинах,результатах/, живущих в среде обитания себе подобных, а не как наука о каком-то едином обществе.
Авторитетный психолог Г.И.Челпанов, придерживался идеалистической концепции . Свободу воли он трактовал «не в том популярном значении слова, что она беспричинна, а в том, что наше Я …есть истинная причина нашего действия».
Альтернативную позицию обозначил ВС.М.Бехтерев. Он писал в 1921г., «что личность есть явление бисоциальное. При этом биологическим элементом в ней являются темперамент и инстинкты, наклонности и способности». Наряду с «личной сферой органического характера» развивается «личная сфера социального характера», которая является важнейшим руководителем» всех реакций, связанных с другими людьми и отношениями с ними. Она преобладает над органической сферой личности.
М.Я.Басов замечает, что социальная среда, окружающая и формирующая личность, порой накладывает отпечаток даже на чисто биологическиепроявления организма. Поэтому личность «надо относить к породившей её среде, к условиям её социального бытия».Басов впервые в истории советской науки вводит категорию «деятельность». Теперь и сам человек предстает «как деятель в окружающей среде».
2.2 Психоаналитическое направление.
Работы З.Фрейда, который исследовал бессознательное в личной структуре, уже в 10-е годы вызывали большой интерес в России. В начале 20-х гг. в Москве был создан Государственный психоаналитический институт. Однако уже в середине 20-х гг. начались жестокие пресследования психоаналитиков, ибо психоанализ совершенно не применим к марксизму. Это направление оказалось одной из реприссированных наук наряду с генетикой.
Активное возрождение психоанализа началось уже в годы перестройки. В 1990г. была основапна Российская психоаналитическая ассоциация, в 1991г. – учрежден Восточноевропейский институт психоанализа, в 1996г. Президент России издаёт указ «О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа».
2.3 Культурно-историческое направление.
Основоположник этого направления – Л.С.Выготский впервые в истории советской психологии обратился при изучении поведения к системе культурных знаков. Ещё в 1925г. он назвал искусство средством преобразования личности.