Смекни!
smekni.com

Невменяемость (стр. 2 из 6)

Невменяемый, как и любой другой человек, характеризуется множеством различных признаков, свойств и качеств: социальных, психологических, физических и др. Ему свойственны определенные социальные роли, связи и отношения, хотя и специфические. Для него характерна своя, особая психология – психология психически больного человека. Ее особенность в том, что объективные социальные отношения отражаются и преломляются в сознании и воле невменяемого через призму неадекватных субъективно-болезненных оценок. Невменяемому присущи специфические мотивы и установки поведения. Последние не всегда вытекают из психопатологического состояния невменяемого и обуславливаются им. Нередко они имеют под собой реально-бытовую основу. Невменяемого характеризует свой, специфический личностный и правовой статус, который позволяет отграничить его как от психически больного, так и от преступника.

От психически больного невменяемый отличается таким социальным качеством, как общественная опасность (ее характер и степень). От преступника тем, что в структуре личности невменяемого содержатся психопатологические нарушения такой степени, которые исключают его социально-психологическую способность проявлять свое отрицательное (виновное) отношение к интересам общества и государства в форме умысла или неосторожности. Поэтому применение уголовной ответственности к невменяемому – бесцельно. Цели уголовной ответственности в отношении невменяемого не могут быть достигнуты.

В пользу признания Уголовным правом невменяемого личностью свидетельствуют сами цели принудительных мер медицинского характера, гармонически сочетающиеся интересы общества и интересы психически больного, а также то, что общество проявляет гуманистическое отношение к психически больному и, считая его личностью, охраняет от преступных посягательств его жизнь, здоровье, права и интересы. Например, за противоправное лишение жизни невменяемого, за использование невменяемого в преступных целях в качестве орудия преступления и т.д. наступает уголовная ответственность на общих основаниях, предусмотренных в законе.

Общественная опасность невменяемого и уголовно-правовая квалификация его деяний.

Общая характеристика невменяемого и его общественно опасных деяний.

Выборочные исследования показывают, что в расчете на 1000 социально опасных психически больных, находящихся на специальном учете в психоневролгических диспансерах, интенсивность совершения ими общественно опасных деяний более чем в три раза превышает показатель интенсивности преступности, рассчитанный на 1000 всего населения. В настоящее время на 1000 осужденных приходится 10 человек, признанных в установленном законом порядке невменяемыми, к которым судом применены принудительные меры медицинского характера. Количество невменяемых, к которым применены принудительные меры медицинского характера в связи с совершением ими предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний, за последние десять лет увеличилось в целом по стране почти в два раза. При этом следует учесть, что значительное число дел об общественно опасных деяниях невменяемых не доходит до суда (они прекращаются еще на стадии предварительного расследования).

Данные выборочных исследований показали, что среди совершенных невменяемыми деяний занимают: первое место – кражи, грабежи, разбои и хищения; второе – хулиганство; третье – убийства; четвертое – причинение телесных повреждений; пятое – изнасилования; шестое – угон автомотосредств; седьмое – иные деяния, предусмотренные различными статьями УК РФ.

При совершении общественно опасных действий невменяемые применяли в большинстве случаев обычные (простые) способы. По делам об общественно опасных действиях против личности почти в каждом втором случае применялись способы, объективно представляющие общественную опасность: общеопасный способ (поджог и т.п.), способ, опасный для жизни многих людей, особо жестокие и мучительные способы.

Большинство общественно опасных деяний невменяемыми совершается в возрасте от 18 до 40 лет. Несовершеннолетние невменяемые составляют по удельному весу 4% от общего числа таких лиц. Невменяемые в возрасте 41-50 лет составили 16%, а свыше 50 лет – 9% к общему числу лиц, признанных невменяемыми.

Изученная практика показывает, что иногда применение мер административного, дисциплинарного и общественного воздействия (в то числе и неоднократное) не достигает цели лишь потому, что данное лицо нуждается в медико-профилактической помощи, но отнюдь не в различного рода мерах дисциплинирующего воздействия, которые не только не способствуют, но подчас провоцируют совершение невменяемым общественно опасных действий.

Психопатологическая характеристика невменяемых выглядит следующим образом: 63% невменяемых страдали шизофренией, 12% – алкогольными параноидами различных вариантов, 7% – последствиями черепно-мозговой травмы, 6% – эпилепсией, 5% – олигофренией, остальные – инволюционным психозом, органическими заболеваниями ЦНС, сифилисом мозга – 7%. Данные о значительном числе больных шизофренией, среди невменяемых свидетельствуют, с одной стороны о распространенности данной формы психического заболевания среди населения; с другой – о повышенной опасности больных шизофренией, большей склонности их к совершению опасных действий; с третьей – о расширительной трактовки диагноза «шизофрения».

Среди невменяемых высок рецидив общественно опасных действий: от 15% до 85% (напр. по делам о «хулиганстве» невменяемых). Велика в этиологии общественно опасных деяний роль пьянства и алкоголизма. По нашим делам, около 2/3 невменяемых лиц во время совершения общественно опасных действий находились в состоянии алкогольного опьянения (в том числе в 5% случаев имело место наркотическое опьянение). Психически больные в состоянии опьянения представляют повышенную опасность для окружающих (особенно больные алкогольными параноидами с рецидивирующим и острым течением).

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что значительное число общественно опасных деяний невменяемых имело почву реально-бытовых отношений. По этого рода делам в 90% случаев потерпевшими были дети, супруги, другие родственники, соседи, знакомые и т.п.

Исследование показало, что требования закона (п.4 ч.2 ст.404УПК РФ), о выяснении поведения невменяемого до и после совершения общественно опасного деяния нередко не соблюдается. Между тем в силу прямого указания закона данные о личности невменяемого должны устанавливаться и учитываться судом при определении характера и степени общественной опасности невменяемого и при решении вопроса о применении, индивидуализации принудительных мер медицинского характера (ст.408 – 410 УПК РФ), а также при их изменении или отмене (ст.412 УПК РФ).

Исследование показало, что 4/5 невменяемых нуждаются в принудительных мерах медицинского характера.

В данных по стране обращает на себя внимание, с одной стороны, тенденция к уменьшению числа невменяемых, направляемых на принудительное лечение в психиатрические больницы общего типа, с другой – значительное увеличение числа невменяемых, направляемых в психиатрические больницы для лечения на общих основаниях, и невменяемых, направляемых на амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра. Едва ли оправдана такая переориентация практики при назначении принудительных мер медицинского характера в условиях тенденции роста психически больных и проявлении этой тенденции в общественно опасных деяниях невменяемых. В этой связи уменьшение числа рекомендаций о принудительном лечении невменяемых в психиатрических больницах общего и специального типа может свидетельствовать некоторой недооценке отдельными экспертами и судами общественной опасности лиц, признанных невменяемыми, которые ранее уже совершали общественно опасные деяния, и возможность рецидива с их стороны не исключена. Кроме того, вызывают сомнения случаи, когда некоторые суды по рекомендации экспертов-психиатров назначают принудительное лечение в больнице общего типа невменяемому, страдающему шизофренией в остром периоде и совершившему особо опасное деяние (напр., лишение жизни). Пленум Верховного Суда подчеркнул, что правильной является практика тех судов, которые, не связывая себя рекомендациями экспертов-психиатров, решают вопрос о назначении невменяемому принудительных мер медицинского характера того или иного вида (или их неприменении) дифференцировано, т.е. на основе совокупности всех материалов дела, характеризующих общественную опасность невменяемого, характер совершенных им общественно опасных действий и ситуацию, в которой эти деяния были совершены.

Недооценка общественной опасности невменяемых, совершивших особо опасные деяния и по своему состоянию здоровья способных к рецидиву – недопустима. Между тем практика прекращения принудительных мер медицинского характера в больницах общего типа свидетельствует о тенденции к увеличению числа выписываемых лиц данной группы. Практика показывает и то, что расширительные рекомендации к прекращению принудительных мер медицинского характера в отношении невменяемых лиц при недостаточном наблюдении за ними во внебольничных условиях могут привести (а нередко и приводят) к совершению этими лицами повторных общественно опасных действий. Преждевременное прекращение названных мер ведет к снижению их профилактической роли (по эффективности результаты этих мер все еще далеки от идеала). Исследования показали, что многие лица, раннее находившиеся на принудительном лечении на общем основании, рецидивируют, причем некоторые вскоре после отмены принудительных мер медицинского характера.