Смекни!
smekni.com

Нейролингвистическое программирование (стр. 2 из 3)

Описанная выше возможность работы с субъективной/внутренней реальностью человека, позволила НЛП далеко продвинуться в области психотерапии и психокоррекции. Если рассматривать НЛП в историческом развитии, можно заметить, что сначала было разработано множество разнообразных терапевтических моделей, предназначенных для работы с самыми разными симптомами. В НЛП такие модели называются техниками. Практикующий психотерапевт мог обучиться этим техникам и решать с их помощью большинство задач, с которыми обычно обращаются клиенты. В последнее время конкретных техник появляется все меньше, так как, обучившись работе с мыслительными и поведенческими стратегиями человека, НЛП-психотерапевт может сам определять наиболее эффективные пути к достижению желаемых изменений и создавать собственные техники для каждого клиента. Такой подход позволяет НЛП-психотерапевту дать себе полный отчет в своих действиях в каждый момент времени работы с клиентом и выбрать наиболее эффективное направление дальнейшего движения.

Подходы НЛП

Итак, до того, как перейти к рассмотрению конкретных симптомов и методов работы с ними, следует разобрать некоторые базовые подходы НЛП к психотерапии. НЛП относится к процессу психотерапии как к обучению. Это означает, что если человек столкнулся с затруднениями и решил прийти за помощью к психотерапевту, то к данному моменту он использовал все известные ему методы разрешения этой трудности. Участвуя в тех или иных действиях, предлагаемых психотерапевтом, человек не только решает поставленную перед собой задачу, но и обучается новой стратегии, которая в будущем может помочь ему самому справляться с подобными ситуациями.

Одним из основополагающих взглядов НЛП в области психотерапии является убеждение в том, что каждый человек обладает всеми внутренними ресурсами для решения всех своих задач и достижения всех своих целей. Работа психотерапевта заключается в технологической организации процесса, который позволил бы клиенту найти и закрепить в себе скрытые ресурсы и возможности, нужные для продвижения к намеченной цели. Такой подход дает множество позитивных эффектов как для клиента, так и для самого психотерапевта. Поддерживая свою веру в то, что клиент сам способен найти выход из сложившейся ситуации, консультант избавляет себя от соблазна навязать ему свое «правильное» решение. Давно известно, что попытка переноса собственного субъективного восприятия реальности на опыт клиента дает для него малоэффективный результат, но позволяет решать похожие жизненные трудности самого психотерапевта (эффект переноса).

Другой важный подход, отличающий НЛП от многих других направлений психотерапии, это уверенность в том, что любых изменений можно достичь достаточно легко и с наименьшими негативными переживаниями. Если обращать внимание только на конечный результат, то все современные направления психотерапии, достаточно хорошо справляются с большинством сложностей возникающих в жизни человека. Только пути, которые выбирают психотерапевты разных школ, при этом сильно отличаются. Одну и ту же ситуацию, связанную с травмирующими переживаниями в детстве, можно разрешить, погрузив человека в нее еще раз и заставив прожить заново все неприятные чувства, чтобы отреагировать их. А можно работать так, чтобы во время консультации человек находился как минимум в нейтральном состоянии, а еще лучше, когда он испытывает позитивные чувства даже, казалось бы, в самых трудных ситуациях. Характерным примером может служить работа в технике «Быстрое лечение фобий», в которой человек вместо повторного проживания своего испуга до обморочного состояния, может позволить себе от души посмеяться. В этом нет ничего сверхъестественного, если человек знает, как устроен механизм фобической реакции. Конечно, выбор того, в каком состоянии быть клиенту во время консультации во многом зависит от взглядов психотерапевта и используемых им инструментов. Многие люди до сих пор думают, что чем труднее давалось решение, чем больше сил и слез потратил человек для достижения результата, тем более ценен этот результат. Мало кто привык к тому, что учиться можно легко и с удовольствием.

Еще один важный вклад, который внесло НЛП в психотерапию, это вопрос экологичности любых изменений. Порой человек так стремится избавиться от «наболевшего» (лишний вес, страх высоты, курение, аллергия), что совершенно забывает подумать о последствиях этих изменений. Поэтому иногда полученные «благие изменения» перечеркивают все то хорошее и полезное, что было у человека раньше. Например: ожесточенная борьба с лишним весом может привести к анорексии (полному исхуданию). Став абсолютно бесстрашным, человек может, однажды подойдя близко к краю пропасти, оступиться и упасть с большой высоты. Другим примером неэкологичных изменений может служить работа с «вредными привычками» и навязчивостями, которая обычно сводится к устранению этого «негативного поведения». В результате чего человек может потерять гораздо больше, чем приобретет. Многие, бросив курить, становятся более раздражительными, менее работоспособными и малообщительными. Эти «вылеченные» люди теряют привычный для них способ успокоиться и расслабиться во время курения, они больше не находят повода, чтобы сделать перерыв в работе, им трудно общаться с незнакомыми людьми без сигареты в руках. Подобный набор неучтенных выгод, сопровождающий «вредную привычку», может привести к возвращению старого симптома или его замещению. В случаях, аналогичным этим (алкоголизм, наркомания, переедание и другие мании), очень важно, убирая старую, неприятную человеку реакцию, заменять ее такой, которая была бы более эффективна прежней и сохраняла бы ее позитивные эффекты.

Также одной из отличительных особенностей НЛП является вера в то, что в любой ситуации наиболее продуктивно первым делом подумать о том, что делать дальше, а не о том, кто виноват в произошедшем. Работая в настоящем над задачей или сложностью, чаще гораздо эффективнее сразу вкладывать ресурсы в создание более привлекательного будущего, нежели тратить силы на погружение в прошлое для поиска причин, возникшей ситуации. В связи с этим НЛП-психотерапевт большую часть времени уделяет детальной и качественной проработке «желаемого результата» клиента. Часто, приходя к психотерапевту, клиент знает, «чего он не хочет», «от чего он устал», «что ему надоело в жизни», но слабо представляет, что ему действительно нужно. А делать что-то без определения конкретной цели, это все равно что, думая, как избавиться от дождя и снега, пытаться уговорить строителей построить дом, не дав им при этом точного проекта будущего дома. Возможно, то, что они построят, будет устойчиво (а возможно и нет), но есть большая доля вероятности, что заказчика это постройка разочарует, так как она может сильно различаться с его ожиданиями, о которых строители ничего не знали. Поэтому, только собрав точную и достоверную информацию о цели клиента, убедившись в его готовности отвечать за продвижение к ней, НЛП-психотерапевт выбирает наиболее подходящую для данного клиента стратегию изменений. Такой подход можно сравнить с работой хорошего штурмана, который готов, используя свои знания и умения, разработать вместе с клиентом наиболее безопасный, быстрый и экономичный маршрут к достижению желаемого пункта назначения[4].

Симптомы в НЛП

Все представленные выше особенности работы НЛП в области психотерапии выражаются в используемой консультантами Модели S.C.O.R.E. S.C.O.R.E. - это аббревиатура английских слов: Симптомы, Причины, Результаты, Ресурсы, Эффекты. Модель S.C.O.R.E. - это минимальное число элементов, о которых НЛП-консультант собирает информацию для получения устойчивых изменений; это траектория движения НЛП-консультанта при работе с клиентом[5]. Особенно важен в этой траектории порядок, в котором происходит сбор информации. Первое с чего начинает работу НЛП-консультант - сбор информации о симптомах клиента. Во-первых, они, обычно, и так хорошо видны, так как клиент приходит на консультацию уже в актуальном состоянии. Во-вторых, имея описание актуального состояния, консультант может оценить эффективность своей работы, сравнив его с результатом изменений. У опытного консультанта этот шаг занимает всего несколько минут. Следующий шаг один из самых объемных - всесторонний сбор информации о Желаемом состоянии/Цели клиента. За ним следует этап проверки Эффектов, которые могут последовать за достигнутым результатом, как круги на воде, образующиеся вслед за брошенным камнем. На этом этапе есть возможность «заглянуть» в более далекое будущее, за Желаемый результат и проверить, что все последствия его достижения будут позитивны для клиента и его окружения. В случае если эффекты позитивны (например, в результате изучения иностранного языка у человека появится возможность расширить круг своих знакомств, найти высокооплачиваемую работу и в целом улучшить жизнь своих близких), то они увеличивают мотивацию человека к достижению своей цели. Если же часть эффектов окажется негативной (например, решение реорганизовать работу предприятия может надолго вывести из привычного рабочего режима его служащих), то всегда можно вернуться на шаг назад дополнить и переформулировать цель. Далее у консультанта есть выбор: при возможности получения изменений без работы с Причинами, он может сразу собирать информацию о Ресурсах, нужных клиенту для продвижения к его цели. Когда для достижения Желаемого результата важно знать, что было с клиентом в прошлом, сначала собирается информация о Причинах, а уже затем о Ресурсах. Работа с Причинами по возможности сводится к минимуму, и в это время консультант максимум внимания уделяет сохранению позитивного состояния клиента. Как можно заметить, такая последовательность работы позволяет с одной стороны собрать всю нужную для изменений информацию наиболее коротким путем (без повторного прохождения шагов), а с другой стороны сделать всю сессию для клиента наиболее легкой и приятной.