Э. Г. Эриксон, следуя фрейдовской системе периодизации развития, называет возраст от 6-7 до 11-13 лет латентным периодом развития. «С наступлением латентного периода нормально развитый ребенок (а мы исходим из предположения, что обследуемые нами дети развивались нормально) забывает или, вернее, сублимирует настоятельную потребность «делать» людей путем открытого нападения или спешно стать «папой» и «мамой»: теперь он учится завоевывать признание, занимаясь полезным и нужным делом» [22;363]. По мнению Эриксона, ребенок к этому возрасту убедился, что «в лоне семьи нет осуществимого будущего, и поэтому охотно соглашается приложить себя к освоению трудовых навыков и решению задач…» [там же] У детей развивается усердие и трудолюбие. Прихоти и желания игры постепенно вытесняются целью довести производственную ситуацию до завершения. «Эго ребенка включает в свои границы его рабочие инструменты и навыки: принцип работы приучает его получать удовольствие от завершения работы благодаря устойчивому вниманию и упорному старанию» [там же].
Эриксон считает, что латентная стадия является наиболее решающей в социальном отношении, т. к. «трудолюбие влечет за собой выполнение работы рядом и вместе с другими» [22;365].
Чувство неадекватности и неполноценности – вот опасность, которая подстерегает ребенка на этой стадии. «Если он отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом им положении среди товарищей по орудийной деятельности, то это может отбить у него охоту к идентификации с ними и определенным сегментом орудийного мира.» [22;364].
Таким образом, мы можем говорить о том, что степень удовлетворения тем положением, которое ребенок занимает среди товарищей в определенном виде совместной деятельности, а также успешность овладения навыками этой деятельности влияет на его желание идентифицировать себя с этой группой.
В этом возрасте Я-концепция ребенка под воздействием расширяющегося социального окружения продолжает видоизменяться. «Такие факторы, как новый уровень самовыражения, приобретаемые в процессе усложнившейся учебной работы, более высокий уровень компетентности в целом, внешкольная групповая деятельность обычно поднимают самооценку ребенка. …на этом жизненном этапе Я-концепция основывается на социальных взаимоотношениях и сравнении своих достижений со сверстниками» [2;237-238].
«В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения» [11;253].
В спортивной группе нежелание ребенка идентифицировать себя с группой, как показывают наблюдения, скорее всего, будет выражено в том, что ребенок перестанет посещать тренировки. При условии успешности ребенка в овладении спортивным мастерством, нам представляется важным то положение, которое ребенок занимает в группе, а также восприятие ребенком группы как команды, цель деятельности которой едина для всех ее членов, т. к. только в этом случае у ребенка будет желание идентифицировать себя с этой группой, а, следовательно, и продолжать занятия в ней.
Лишь при желании идентифицировать себя с группой, с которой он тренируется, а также при правильном поведении тренера, ребенок может начать воспринимать свою группу как единую команду.
§2. Понятие команды и спортивной команды. Особенности формирования команды в синхронном плавании.
§2.1 Специфика синхронного плавания.
Синхронное плавание в классификации видов спорта очень сложно отнести к какой-то определенной группе, за исключением того, что оно относится к водным видам спорта.
В психологии спорта выделяется ряд требований, предъявляемых к уровню развития физических и психологических качеств в некоторых видах спорта. Так как синхронное плавание вид спорта относительно молодой и недостаточно изученный с точки зрения вышеназванных качеств, то и в соответствующих разработках он не упоминается. В связи с этим, мы на основании данных В. С. Вайцеховского и М. Эпурана [3;197-199], выделили ряд требований, предъявляемых к уровню развития физических и психологических качеств спортсменок в синхронном плавании.
Вайцеховский выделяет необходимые, дополняющие и второстепенные требования, предъявляемые к уровню развития физических качеств. В синхронном плавании необходимым является ловкость (во всех ее проявлениях), выносливость (способность к работе при длительной задержке дыхания), гибкость, координация движений, «чувство воды»; дополняющим – быстрота, сила; второстепенным – быстрота.
М. Эпуран в различных видах спорта выделяет специфический для этого вида спорта вид психологической деятельности и необходимые качества. Опираясь на его классификацию, мы можем сказать, что для синхронного плавания специфическим является мобилизирующе-функциональный и координационно-эстетический виды психической деятельности, а необходимыми психологическими качествами для спортсменок в данном виде спорта будут: сенсорно-моторные качества, волевые, особенно способность к мобилизации воли, упорство, стойкость, артистичность, эстетические и творческие сенсорно-моторные качества.
Ханин характеризует деятельность человека как совокупность предметно ориентированных действий. Соответственно в спорте выделяются индивидуальные, групповые и командные предметно ориентированные действия.
В индивидуальных видах спорта, где нет взаимодействия между участниками, спортсмен действует самостоятельно и не должен согласовывать свои действия с действиями других. В коллективных и командных видах спорта групповое взаимодействие и распределение функций между спортсменами требует организации их совместных действий, которое обеспечивается общением.
В этом смысле специфика синхронного плавания заключается в том, что оно является как индивидуальным видом спорта, так и командным. Это связано с тем, что в программу соревнований входит оценка технической стороны выполнения фигур и выступлений с сольной произвольной программой, и в этом случае спортсменки одной команды соревнуются между собой, они действуют самостоятельно и не должны согласовывать свои действия с действиями других.
В программу соревнований так же входят выступления дуэтов и групп, которые требуют взаимодействия и распределения функций между спортсменками, организации их совместных действий, а это обеспечивается общением. Кроме того, для достижения синхронности в исполнении отдельных элементов необходимо, чтобы спортсменки, что называется, чувствовали друг друга, работали в общем ритме и эмоционально поддерживали друг друга, а для этого необходимы отношения сотрудничества и сплоченность команды. Таким образом, взаимоотношения в команде могут быть довольно сложными и противоречивыми, т. к. спортсменки – партнерши в этом виде спорта обычно являются и соперницами, что может накладывать свой отпечаток и на психологическую атмосферу в коллективе. По мнению А. Л. Попова внутригрупповое соревнование –социально психологический феномен, который обнаруживается в группах, созданных для сотрудничества. Соревнование чаще всего носит негласный характер и возникает между членами группы, воспринимающими партнеров как равных по способностям, и может приносить удовлетворение даже в случае проигрыша. «Соревнование способствует установлению хороших межличностных отношений. Лица, отчетливо воспринимаемые как более способные, как правило, стараются повысить компетентность остальных, а те, в свою очередь, охотно обучаются» [14;102].
«… взаимодействие участников является частью их коллективной совместной деятельности и становится возможным в результате их межличностного общения. Таким образом, спортивную деятельность схематически можно представить как совокупность индивидуальных, групповых и командных предметно ориентированных действий и межличностного общения.
При всей своей самостоятельности в спортивной деятельности, общение, тем не менее, выступает в качестве важного компонента предметно ориентированных действий. Однако его отличает от предметной деятельности направленность на партнера (субъектная направленность).
Межличностные взаимоотношения участников являются либо предпосылкой, либо следствием их общения, но никогда не бывают тождественны процессу общения». [18;7]
Согласно концепции А. В. Петровского определяющими для коллектива являются взаимоотношения, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности [18;19]. В то же время межличностные отношения могут влиять на желание или нежелание одной спортсменки работать в дуэте с другой или выполнять какие-то совместные элементы при работе в группе, несмотря на то, что у них совпадает уровень спортивного мастерства, физические и анатомические данные (имеющие в синхронном плавании далеко не последнее значение). Ввиду этого, спортсменка, показывающая высокие результаты в технической и произвольной сольной программах, может «завалить» все выступление группы или дуэта, если не может сработаться с партнершами по команде в силу негативных межличностных отношений.
Общие цели всех членов команды сочетаются с общественно-значимыми мотивами. «Достижение их возможно при сплоченном коллективе, отличительной чертой которого являются положительные взаимоотношения»[9;53].
§2.2 Основные аспекты понятия “команда”.