1. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. //Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980.
2. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., 1994.
3. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 1989.
4. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. – М., 1977.
В зоне ясного сознания находят свое отражение лишь очень немногие сигналы из внутренней и внешней среды.Осознаются в данный момент времени те объекты, которые создают препятствия для нормального продолжения регулирования поведения или в силу других причин являются значимыми для человека. Возникшие затруднения или значимые раздражители привлекают внимание и, таким образом, осознаются. После нахождения нового способа регулирования или решения затруднительной ситуации управление снова передается подсознанию.
Таким образом, к сфере подсознания относятся так называемые вторичные автоматизмы (ходьба, бег, профессиональные навыки и т.д.). В сферу подсознания входят также психические явления, имеющие субъективный компонент, еще не ставший сознанием (психика младенцев, просоночное состояние взрослого, послеобморочное состояние и т.д.). Наиболее интересна та часть сферы подсознания, которая разработана в учении З. Фрейда. Фрейд считает, что бессознательное – это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.
Еще один вариант структуры сознания предлагается Ф. Е. Василюком.
1. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии. //Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В.Шороховой. – М.: Наука, 1969.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 1975.
Самосознание, по мнению И. М. Сеченова, это отражение акта собственного сознания. Самосознание позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе.
Осознание себя в качестве некоего устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Самосознание формируется в процессе взаимодействия с другими людьми и связано с оцениванием себя, зависящим от успешности деятельности человека.
В становлении мышления выделяются две стадии:
1) допонятийное мышление;
2) понятийное мышление.
Одновременно со становлением понятий происходит развитие операций мышления. Для допонятийного мышления характерна своя логика и организация. См.:
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследования. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
2. Пенфилд У., Джаспер Т. Эпилепсия и функциональная анатомия головного мозга. – М., 1958.
Виды мышления
Разница между теоретическим и практическим видами мышления, по мнению Б. М. Теплова, состоит лишь в том, что "они по разному связаны с практикой… Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач…, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей"
Подробнее о видах мышления см.:
1. Брушлинский А. В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. – М., 1983.
2. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М., 1984.
3. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
4. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.
5. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981. С. 87-152.
По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:
1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.
4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Препятствия на пути творческого мышления
1. Склонность к конформизму (желание быть похожим на других).
2. Внутренняя цензура (вызванная боязнью оказаться смешным, глупым, экстравагантным, а также боязнью возмездия со стороны других).
3. Ригидность как приверженность старым знаниям и идеям, переоценка их значимости.
4. Желание найти ответ немедленно.
Подробнее см.:
1. Линдсей Г., Холл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. – М., 1981.
Исследование творческого мышления в психологии ведется в четырех направлениях:
■ исследование процесса творческого мышления;
■ изучение продуктов творчества;
Равновесность и гармония между ее компонентами непрерывно нарушается открытостью превращенной формы к среде, к влиянию других форм. Отсюда кризисы, взрывы, катастрофы (часто очистительные) в жизни человека, в его сознании и деятельности. На психологическомязыке это чаще звучит как аффекты, драмы, трагедии. Даже когда равновесие сохраняется, оно не статично, оно не обладает устойчивостью, нарушается, имеет динамический характер… Наконец, каждая из превращенных форм имеет свои собственные законыразвития, в том числе и спонтанного. Источником развития является гетерогенность как исходных натуральных форм (например, живого движения), так и возникающих на их основе превращенных форм. Понимание психического развития и развития человека как порождение превращенных форм – вызов современной психологии со стороны философии культуры и цивилизации"
1. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М., 1980.
2. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии – 1990. – № 10.
3. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 1980.
Л. Фейербах выдвинул идею о существовании сознания для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским.
А. Н. Леонтьев выделял три составляющих в структуре сознания:
■ чувственную ткань образа;
■ значение;
■ смысл.
В. П. Зинченко добавляет еще один компонент в эту структуру: биодинамическую ткань движения и действия. Тогда можно представить себе структуру сознания схематично следующим образом:
■ рефлексивная;
■ духовная;
1. Платонов К. К. О системе психологии. – М.: Мысль, 1972.
2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.
Принцип единства
сознания и деятельности
Принцип единства сознания и деятельности является одним из основополагающих принципов советской психологии. Впервые он был сформулирован С. Л. Рубинштейном в 1933 году: "...Психические свойства личности и ее поведение, сознание и деятельность человека включаются как звенья, как стороны в единый процесс, в котором причина и следствие непрерывно меняются местами. Таков для нас подлинный смысл положения о единстве сознания и деятельности".
В дальнейшем эта проблема разрабатывалась в трудах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Б. Г. Ананьева и др. Согласно их исследованиям и выводам, психика и сознание представляют собой побудительную, регулирующую, ориентирующую и контролирующую часть деятельности; сама же деятельность есть единство двух компонентов психического: отражательно-побудительного (внутреннего) и исполнительного (внешнего).
В. П. Зинченко и Е. Б. Моргунов дают иную картину сложных взаимоотношений между сознанием и деятельностью: "Живое движение порождает действие, действие порождает самосознание, самосознание порождает деятельность, деятельность порождает сознание, сознание порождает свободное действие, свободное действие порождает личность, личность порождает новые виды деятельности, расширяет собственно сознание… В любом случае, когда превращенные формы входят в другие более широкие широкие структуры или выступают автономно, между ними имеются живые противоречия, выступающие одновременно и как точки роста, и как движущие силы развития. Их единство – это лишь моменты в их бытии. С этой точки зрения сколько-нибудь длительное единство сознания и деятельности – это смерть того и другого. Мы уже не говорим о том, что каждая из превращенных форм имеет и собственное сложное строение.
■ изучение креативности как способности;
■ исследование особенностей творческих личностей.
1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.
2. Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонности мышления. – М., 1976.
3. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. – М., 1987.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. //Избр. психолог. исследова-ния. – М.: Изд. АПН РСФСР, 1956.
5. Лук А. Н. Аналитический обзор рефератов по творчеству. –