8. Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических искажений. Исследование восприятия в школе «New Look».
Процесс построения предметности образа восприятия:
1) создание перцептивных конфликтов: превращение восприятия образа из операции в действие. Стрэттон: инвертирующие очки. Адаптация начинается с периферии: мир сначала теряет реальность, затем восстанавливает предметность (животное не может адаптироваться – призмы на глазах кур). Но при фиксации внимания – эффект неправильности. Эксп-т с зеркалом: свое тело видится вынесенным вперед.
Статья Грегори:
Гельмгольц: для правильного восприятия необходимо перцептивное обучение!
Эксп-ты Хелда: важность активных движений животного для формирования зрительного восприятия (котята росли в темноте – корзинки).
Гибсон: отклоняющие призмы, искажения сетчаточных изображений, которые восстанавливаются по мере ношения призм. Сходный эффект структурного последействия (линия кажется изогнутой в другую сторону). Предположение о существовании у человека особого вида адаптации: изменение механизмов зрительного восприятия пространства.
Колер: окрашивающие очки. После их снятия мир окрашивается наоборот! Видимо, это рез-т процессов компенсации в мозге.
Смит: камера, монитор – испытуемый наблюдает за своей рукой при письме. Инверсия вызывает расстройство письма. Временная отсрочка: еще большее нарушение.
Логвиненко: инвертоскоп – разрушение видимого мира:
- потеря констанстности видимого положения предметов
- исчезновение константности формы
- нереальность предметов
Адаптация – в форме построения нового видимого мира. 3 стратегии адаптации:
- игнорирование перевернутости зрит пространства
- разрыв с логикой предметного мира
- восстановление константности.
В ходе перцептивной адаптации возникает новое восприятие как некое новообразовние не вместо прежнего, а наряду с ним: образование новых нервных связей.
2) псевдоскопическое восприятие: псевдоскоп – смена знака диспаратности (левая и правая сетчатки меняются местами). Линейная перспектива меняет знак. Влияние сознания при оценке пространственных форм:
- объект неопределенной формы: у нас возникают различные объект-гипотезы
- объект с определенной формой:
- стакан с водой: при переворачивании – правило подобия (желе). Необходимость соблюдения предметной нормы.
- жгуты на руке – уходят под кожу
- бумажный конус: превращается в воронку. Его тень начинает восприниматься как чернильное пятно.
- маска лица: лицо не оборачивается (константность восприятия формы), но кукольное – да.
- 2 объекта: один оборачивается (конус), другой – нет (игрушечный слоник). Они одинаковой высоты, на них положен карандаш – перцептивный конфликт:
- карандаш удерживает предметную ситуацию
- конус оборачивается – карандаш делится пополам: семантико-логическая регуляция внутри процесса порождения пространственного образа.
Возможность создания искусственных органов чувств: феномен кожного зрения (зрение без сетчатки) – Варньеро. Помещение на тело вибрационных датчиков с телеизображением – постепенное различение форм объектов (ощущения объективируются и выносятся вовне). Но трудно определить объем.
Брунер «новый взгляд»: потребности и ценности как организующие факторы восприятия.
2 типа детерминант восприятия:
1. автохтонные – св-ва нс, законы перцептивной организации
2. поведенческие – научение, мотивации ценности
Море стимулов – индивид осуществляет отбор: перцептивная гипотеза. Она складывается под влиянием потребности и фиксируется при подкреплении.
3 гипотезы:
1) чем выше социальная ценность объекта, тем выше действие поведенческих детерминант
2) чем выше потребность индивида в объекте, тем выше действие повед д-т
3) неопределенность восприятия облегчает действие повед д-т
1. 30 детей, 10 лет - 2 группы – регулирование размера круга света ручкой:
- сопоставление с размерами монет различной ценности по памяти
- при предъявлении монет
В контрольной группе – картонные кружки вместо монет.
Рез-т:
- величина монет оценивается выше величины кружков.
- с увеличением достоинства монет растет отклонение величины
2. 2 группы: богатая и бедная: бедная сильнее пеероценивает величину монет.
3. У богатых детей: завышение больше при оценке по памяти, у бедных – по предъявлению.
Гипотеза: у бедных ослаблена фантазия, подавлена деят-ть воображения; у богатых неопределенность восприятия дает свободу воображению.
9. Определение мышления. Классификации видов мышления.
Дункер: мышление есть процесс постановки и решения творческих задач.
Леонтьев: мышление есть процесс отражения объективной реальности, в результате которого происходит переход от явления к сущности. Мышление человека имеет общественную природу.
Ассоцианизм: мышление есть сложная цепь ассоциаций, протекающих в сознании. Но проблема целенаправленности – учение об апперцепции.
Вюрцбюргская школа:
- несводимость к простому ассоциированию
- подчиненность цели (детерминирующая тенденция)
- безобразность.
Но отрыв от чувственности и практики.
Гештальтпсихология: мышление как непосредственное усматривание искомого решения, выражающееся изменением стр-ры проблемной ситуации в сознании сб. Это автохтонный, самопорождающийся процесс.
Леви-Брюль: идея о качественных изменениях мышления в ходе исторического развития.
Келер: изучение генетических корней мышления в животном мире – интеллектуальное поведение обезьян (орудийный интеллект).
Выготский: мышление животных превращается в человеческое под влиянием перекрещивания линии развития практических предметных действий и линии развития голосовых реакций в трудовой деят-ти.
Валлон и Пиаже: словесно-логическое мышление развивается из практических интеллектуальных операций путем интериоризации в условиях общения со взрослыми и развития речи.
Выготский: развитие мышления в онтогенезе есть процесс усвоения р-ком общественно-исторически выработанных действий и операций.
При взаимодействии с предметами труда возникновение действий, подчиненных познавательной цели – закрепление с помощью языка в содержании сознания общества. Редукция произносительной стороны речи – переход к внутренней словесной мыслительной деят-ти. Разделение труда – отделение умственного труда от физического. Мыслительная деят-ть имеет то же строение, что и предметная.
Рубинштейн: процесс мышления – это прежде всего анализирование и синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и обобщение, являющиеся производными от них. Анализ выделяет существенное, вычленяет явление в чистом виде в существенных для него закономерностях. В этом случае анализ переходит в абстракцию. Синтез – установление связи между различными элементами. Это две стороны единого процесса. Основным признаком ума вообще является умение выделить существенное.
3 типа классификаций:
1. Типологии: 2 противоположных типа по одному критерию
1) Образное и речевое – по наличию предпочитаемых средств (образ – знак)
2) Первобытное и современное – по типу ориентации в среде.
Люсьен Леви-Брюль: оба типа сосуществуют. Единица первобытного: коллективное представление (синкретический образ). Свойства: мистичность (нет деления между фактом и оценкой) и пра-логичность (эмпирический критерий достоверности).
3) Реалистическое и аутистическое – по отношению субъекта к реальности.
Блейлер: принятие и неприятие суб реальности. Аутистическое есть и у детей. По Пиаже: аутистическое первично, развитие мышления – от аутизма к реализму (социализация). При патологии сильнее страдает реалистическое. По Блейлеру первоначальным является реалистическое: обладая аутистическим мышлением нельзя выжить, приспособиться к реальности. Но оно необходимо при принятии решения в неопределенной ситуации, прогнозирование, воображение, антиципация удовольствия. Преобладает у детей и при сильных аффектах.
Реалистическое | Аутистическое |
Представление действительности | Представляет себе то, что соответствует аффекту |
Цель- нахождение истины | Вытеснение неприятных представлений |
Регулирование отношения к внешнему миру | Создание удовольствия |
4) интуитивное и аналитическое
2. Функциональные классификации
1) Теоретическое и практическое – по типу задач (Теплов). Практическое связано с принятием решения.
2) Конкретное и абстрактное - по типу установки (Гольдштейн). В норме обе установки постоянно взаимодействуют. Конкретная – предназначена для данной ситуации, которая рассматривается как типовая. В неопределенной ситуации – абстрактная. Необходима для понимания мира, позволяет обобщать, планировать в уме, основа произвольности.
3) Творческое и критическое – по порождению и отбору идей (Осборн). Техника мозгового штурма. Критическая установка не только завершает творческий процесс, но и предшествует ему (взаимодействие):
Схема творческого процесса (Уоллес):
1. Анализ предыдущих сходных ситуаций, условий и требований задачи
2. Созревание – б/с работа, порождение гипотез
3. Озарение – нахождение принципа решения
4. Проверка истинности
3. Генетические классификации:
1) наглядно-действенное
2) наглядно-образное
3) словесно-логическое
2 критерия:
- форма представления объекта мышления
- способ оперирования с объектом (действие, образ, знак)