разнузданная сексуальность и войны, насилие как средство удовлетворения влечения к смерти. Концепция Фрейда, таким образом, является заострённой концепцией биологического индивидуализма личности.
Неофрейдисты (Хорни, Фромм) пытаются сгладить биологическое понимание
личности, данное Фрейдом. Они стремятся обновить фрейдизм за счёт умале-
ния значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли
культуры (Хорни) и общественных условий в целом (Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе
личности. Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая – это
власть человека над природой; вторая – это одиночество человека вследствие борьбы людей друг с другом. Таким образом, фрейдизм и неофрейдизм остаётся реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём. Фрейдизм уводит личность от решения социальных проблем в мир таинственных психологических явлений и внутренних душевных конфликтов, он рекомендует искать избавления от страданий путём самоанали-
за с помощью психоанализа. [6]
Личность, по Юнгу, включает три основные системы: Эго, личное бессознатель
ное и коллективное бессознательное.
Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет
человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям
Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материн-
ский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять её поведением.
Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.
Юнг впервые предложил две психологические установки, или ориентации личности: экстраверсия и интроверсия.У каждого человека присутствуют обе
установки, но одна из них является доминирующей.
Экстраверсия – направленность вовне, к внешнему миру, к другим людям.
Интроверсия – направленность внутрь себя, в свой внутренний мир.
Развитие личности, или индивидуация, по Юнгу – это процесс интеграции многих внутриличностных функций и тенденций. В своей конечной реализации
процесс индивидуации предполагает выведение архетипа Самости в центр личности. В процессе индивидуации может произойти, по Юнгу, самореализа-
ция, но, к сожалению, она доступна далеко не всем людям, а лишь высоко-
образованным и высоконравственным.
При развитии личности реализуются:
Принцип каузальности (причинности) ставит развитие личности в зависимость от прошлого опыта.
Принцип телеологии (целеположения) ставит развитие личности в зависимость от прогнозируемой цели, т.е. в данном случае развитие определяется не только прошлым, но и будущим.
Принцип синхронии применим к событиям, происходящим одновременно, но не связанным причинно – следственными отношениями.
Принцип наследования, по Юнгу, заключается в том, что наследственность включает не только биологические инстинкты, но и родовые «переживания» в
Форме архетипов – расовых воспоминаний, благодаря повторению их во множестве поколений.
Принцип прогрессии основывается на поступательном развитии, направленном вперёд, в сторону усовершенствования.
Принцип регрессии основывается на прекращении развития, на переключении энергии в сторону более ранних стадий развития, что также может носить приспособительный характер. [2]
1.1индивидуальные проявления и особенности личности
1.1.1 основные подходы к проблеме соотношения биологического и социального в личности
В истории науки были перебраны практически все возможные формально – логические связи между понятиями психическое, социальное, биологическое.
Психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, неза-
висимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического, или только от социального развития, либо как результат их
параллельного действия на индивида или взаимодействия. В концепциях спонтанного психического развития оно рассматривается как полностью детер-
менируемое своими внутренними законами. Вопрос о биологическом и социальном для этих концепций просто не существует: человеческому организ-
му здесь, в лучшем случае, отводится роль некоего «вместилища» психической деятельности, внешнего по отношению к ней. В Биологизаторских концепциях
психическое развитие рассматривается как линейная функция развития организ
ма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием; все особенности пси-
хических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из
биологических законов. При этом нередко используются законы, открытые при
изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. Часто в этих концепциях для объяснения психического развития привлекается основной биогенетический закон (рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит; пытаются найти в психическом развитии индивида повторение ступеней эволюционного процесса в целом или
хотя бы основных этапов развития вида.
Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неодназнач
ность решения проблемы соотношения социального и биологического в личнос
ти. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям.
Исследуя развитие индивида, психология, конечно не ограничивается анализом
только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интере-
сует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соот-
ношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относит-
ся к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общест
ва. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не сущест
вует, а потому вне анализа отношений индивид – общество не может быть и понято. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живёт и развивается.
В глобальном плане формирование и развитие личности можно рассматривать как усвоение ею социальных программ, сложившихся в данном обществе на данной исторической ступени.
Из всего сказанного можно сделать вывод: детерминация развития индивида
имеет системный характер и отличается высокой динамичностью. Она необходимо включает как социальные, так и биологические детерминанты.
Социогенетическая концепция рассматривает развитие личности как результат
прямых воздействий окружающей социальной среды. Социогенетики отводят
человеку пассивную роль существа, приспособляющегося к окружающей обстановке.
1.1.2 структура личности
В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, В.С.Мерлин, К.К.Платонов, В.А.Крутец-
кий, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях ) принципы построения. На
основе критерия соотношения социального и биологического в качествах лич
ности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструк-
туры: 1) – направленность личности;
2)- опыт;
3)- индивидуальные особенности психических процессов;
4)- включает биопсихические свойства.
Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических
подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества
из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности);
1) подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет
качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков