Смекни!
smekni.com

Понятие одаренности (стр. 3 из 3)

Критерии детской одаренности эффективно используются лишь в условиях разрешенное по общих проблем организации педагоги­ческой работы но развитию творческих способностей школьников. Творческая работа детей педагогически эффективна тогда, когда целесообразна с точки зрения ее полезши! ценности, обществен­ной значимости. Прямая цель творчества, способная вдохновить и стимулировать активную деятельность ребенка, состоит в самоутверждении путем создания материальных и духовных ценностей. Косвенная, собственно педагогическая цель заключается в том, чтобы в процессе целесообразной полезной деятельности детей развить их сущностные силы: интеллект, зрение, слух, чувства, руки, пальцы, нервную систему, умения и навыки, способность приобретать и использовать знания. Эти цели достигаются, когда в организации детской жизни и труда широко применяются мето­ды творческого характера. Среди них—игры с использованием детской импровизации, выдумки; собственные задачи и практичес­кие упражнения; деловые письма, дневники, сочинения, стихи, рас­сказы, песни, рецензии, критические статьи; анализ современных общественно-политических событий, исторических фактов, произ­ведений искусства и данных науки; участие в спектаклях; актив­ность в творческой, экономической, производственной, организа­торской деятельности, в исследовательской работе. Важно также поощрение в творчестве детей самостояния: отстаивания ими споем позиции, оригинального видения мира, неординарного авторского проекта, на первый взгляд, абсурдного подхода к проблеме, проявления самостоятельной мысли, подвижничества. Необходимо также поддержание в детском творческом коллективе атмосферы честной, открытой критики в сочетании с доброжелательностью и взаимопомощью.

Детские таланты обнаруживаются и раскрываются в обстанов­ке, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников. В орга­низации жизни, воспитания и обучения учащихся поток их твор­ческой деятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все большее жизненное пространство и время. Элементы творче­ства должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке. Пусть совсем ненадолго, но все учащиеся попадают в ситуации необходимости проявления самостоятельно­сти, своего нестандартного мышления. На следующей ступени творческого развития каждый школьник получает возможность выбора предмета по интересу и осуществляет его творческое ос­воение. Серьезным подспорьем развития творческих способностей становится индивидуализация — выбор для каждого ученика оп­тимальных форм и средств обучения. Наибольшие возможности творческого совершенствования всех школьников обеспечиваются широчайшей сферой внеклассной, внешкольной работы, участием в многообразных общественных организациях и неформальных объединениях, в том числе по месту жительства. Это исследова­тельские технические центры и центры эстетического воспитания, дома и дворцы пионеров и школьников, общества охраны природы и любителей книги, друзей животных, изучения и сохранения на­циональной культуры, отряды поддержки социальных, культурных, спортивных общественных инициатив. Общеобразовательные и дифференцированные учебные занятия, система внешкольных го­сударственных и общественных учреждений позволяют вовлечь буквально всех школьников в процесс саморазвития способностей и дарований.

Реализация идеи всеобщего развития детского творчества и одаренности не снимает проблемы раннего, специального, обосно­ванного воспитания и обучении отдельных юных талантов. Это вызвано, обусловлено и оправдано проявлением у части совсем еще маленьких детей интересов, склонностей, а также природных психических, психофизиологических и физических данных, требую­щих для своего развития ранней специализации и включения в специфическую деятельность. Ряд профессий в области науки, языка, искусства требует специфической тренировки и развития психики, мышления, приобретения умений и навыков еще в до­школьном возрасте. Возникновение и умножение школ для особо одаренных обусловлено еще и острой потребностью общества в кадрах особо сложных, тонких, дефицитных профессий. В ответ на нее возникают и развиваются физико-математические, балетные, языковые, художественно-изобразительные, художественно-про­мысловые, музыкальные, физкультурно-спортивные, актерские, а теперь и педагогические специальные классы и школы.

Таким образом, проблема детской одаренности осознается в теории и реализуется па практике одновременно как необходи­мость всеобщего развития творческих способностей всех детей, создания талантливого "человеческого сообщества, обеспечивающе­го материальное благополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем же требование осуществления специфиче­ского воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных областях человеческого творчества.

Список использованной литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М., 1968.

2. Блонский П. П. Избр. Пед. И псих. соч.: в 2-х т.— М., 1979.— Т. 2.— С. 5—188.

3. Давыдов В. 15. Проблемы развивающего обучения.— М., 1986.— С. 55—83.

4. Кон И. С. Психология юношеского возраста.— А1., 1979.

5. Макаренко А. С. Пед. соч.: в 8-ми т.—М., 1983.— Т. 3.

6. Сухомлинский В. Л. Рождение гражданина.— М., 1071.

7. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1906.