Смекни!
smekni.com

Проблема эмоциональных состояний в психологии (стр. 12 из 15)

Биологические и психологические характеристики стыда.

Иногда стыд, смущение и вину рассматривают как различные проявления одной и той же эмоции, иногда — как различные эмоции, не имеющие ничего общего меж­ду собой, а иногда — как

различные эмоции, имеющие некоторые общие черты.

Дарвин (Darwin, 1872) пользовался всеми тремя понятиями; «стыд», «смуще­ние» и «вина». При этом различия между стыдом и смущением он никогда не опреде­лял специально и зачастую использовал эти термины как синонимы. Он считал, что стыд принадлежит к большой группе родственных эмоций, в которую кроме него входят смущение, вина, ревность, зависть, жадность, мстительность, лживость, по­дозрительность, самонадеянность, тщеславие, амбициозность, гордость, унижен­ность. Большинство современных теоретиков эмоций соглашаются с тем, что все эти понятия имеют эмоциональный компонент и эмоциональное содержание, но

некоторые возражают против того, что каждое из них есть определенная базовая эмоция со специфическим субстратом.

Объединяя такие понятия, как стыд, смущение и вина в одну группу — «группу стыда» — Дарвин, как всегда, демонстрирует острую наблюдательность. Робкая, с трудом вступающая в общение женщина, скорее всего, испытает ревность, глядя на мужа, получающего удовольствие от встреч с людьми. Пристыженный или оскорб­ленный человек может искать мщения. Лживость зачастую скрывает чувство вины. Тщеславие и самомнение могут служить защитой от стыда и застенчивости. Амби­циозность и непомерная гордыня нередко развиваются у человека, всеми способами избегающего стыда. Униженность же можно считать прямо связанной со стыдом.

Дарвин считал, что каждое понятие из «группы стыда» представляет отдельную эмоцию. По существу, он рассматривал перечень этих понятий как перечень «ду­шевных состояний» или «состояний разума». Несмотря на расплывчатость термина «душевное состояние» он лучше, чем термин «эмоция», определяет такие понятия, как месть, самомнение, гордость, униженность, мы же можем считать его прототи­пом понятия «аффективно-когнитивная структура».

9. Патология и эмоции

а) Причины эмоциональных расстройств

Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания, о которых будет сказано ниже. Однако эти причины носят индивидуальный характер. Есть, однако, причины, которые касают­ся целых слоев общества и даже нации. Такими причинами, как отмечают А. Б. Хол­могорова и Н. Г. Гаранян (1999), являются специфические психологические факто­ры (табл. 17.1) и в частности, особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях. Становясь достоянием индивидуального созна­ния, они создают психологическую предрасположенность к эмоциональным рас­стройствам, в том числе к переживанию отрицательных эмоций и депрессивным и тревожным состояниям.

Холмогорова и Гаранян приводят в своей статье многочисленные факты, подтвер­ждающие это. Кросскультурные исследования депрессии показали, что число депрес­сивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы индивидуальные до­стижения и успехи и соответствие самым высоким стандартам и образцам (Eaton, Weil, 1955а, б; Parker, 1962; Ким, 1997). Особенно это характерно для США, где де­прессия стала бичом американского общества, пропагандирующего культ успеха и благополучия. Недаром лозунгом американской семьи является «Быть на одном уровне с Джонсами».

По данным Комитета по психическому здоровью США, каждый десятый житель этой страны страдает или страдал тревожным расстройством в виде генерализованного тревожного расстройства, агарофобии, приступов паники или социальной фо­бии. Не менее 30 % людей, обращающихся за помощью к терапевтам, кардиологам, невропатологам и другим специалистам, страдают соматоморфными расстройства­ми,т. е. психическими расстройствами, замаскированными соматическими жалоба­ми, не имеющими достаточной физической основы. У этих больных, как правило, зна­чительно повышены показатели по шкалам депрессии и тревоги, но они их не осознают.

Многофакторная модель эмоциональных расстройств


Уровень исследования Объекты исследования
Эмоциональные расстройства
депрессивные тревожные соматоморфные
Макросоциальный Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку
Культ успеха идостижения Культ силы и конку­рентность Культ рацио и сдержанность
Семейный Особенности семейной системы, способствующие индуцированию, фиксации и трудностям переработки отрицательных эмоций
Закрытые семейные системы с симбиотическими связями
Высокие родительские требования иожидания, высокий уровень критики Недоверие к другим людям (вне семьи), изоляция, сверх­контроль Игнорирование'эмоций семейных отношений, запрет на их проявление
Межличностный Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки
Высокие требования и ожидания отдругих людей Негативные ожидания от других людей Трудности самовыражения и понимания других
Личностный Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание
Перфекционизм Скрытаявраждебность «Жизнь во сне» (алекситимия)
Когнитивный Когнитивные процессы, стимулирующие отрица­тельные эмоции и затрудняющие самопонимание
Депрессивнаятриада Тревожная триада «Чувствовать опасность»
Абсолютизация Преувеличе­ние Отрицание
Негативное селектирование, поляризация, сверхобобщеииеи т. д. Операторноемышление
Поведенческий и симптоматический Тяжелые эмоциональные состояния, неприятные физические ощущения и боли, социальная дезадаптация
Пассивность, тоска и недовольство собой, чувство разочарованности в других Поведение избегания, ощущение беспомощ­ности, трево­га, страх критического отношения к себе Эмоции суммируются, переживаются на физиологическом уровне без психологических жалоб

Еще К. Хорни (1936), создав социокультурную теорию неврозов, обратила вни­мание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующей жесткой конку­ренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агресси­вен не я, а те, кто меня окружают). Подавление собственной враждебности ведет, по мнению Хорни, к резкому росту тревоги из-за восприятия окружающего мира как опасного и себя как неспособного противостоять этой опасности вследствие запрета общества на агрессию, т. е. на активное противодействие опасности. Этому способ­ствует и культ силы и рационализма, ведущий к запрету на переживание и выраже­ние негативных эмоций. В результате происходит их постоянное накопление и пси­хика работает по принципу «парового котла без клапана».

А. Б. Холмогорова и Н. Г. Гаранян с помощью разработанного ими опросника вы­ясняли наличие установок на запрет четырех базовых эмоций у здоровых и больных мужчин и женщин. Полученные данные приведены в таблице.

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют, что больные отличаются по уровню запрета на различные эмоции. У первых запрет на отрицательные эмоции выражен больше.

Установки на запрет эмоций в норме и патологии, %

Эмоция Группа
здоровые больные
женщины мужчины женщины мужчины
Печаль 54 62 67 87,5
Гнев 74 57 88 75
Страх 40 60 82 71
Радость 44 48 71 37,5

В то же время видны культуралъные различия при сравнении дан­ных мужчин и женщин. У мужчин выше запрет на страх (образ мужественного чело­века), а у женщин — на гнев (образ мягкой женщины).

Как отмечают Холмогорова и Гаранян, «культ рационального отношения к жиз­ни, негативная установка по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека находят выражение в современном эталоне супермена — непрошибаемого и как бы лишенного эмоций человека. В лучшем случае эмоции сбрасываются как в помойную яму на концертах панк-рока и дискотеках. Запрет на эмоции ведет к вы­теснению их из сознания, а расплата за это — невозможность их психологической переработки и разрастание физиологического компонента в виде болей и неприят­ных ощущений различной локализации» (1999, с. 64).

б) эмоционально обусловленные патологические изменения психического и физического здоровья