Индивидуально-типологические особенности дружбы, проявляющиеся, в частности, в степени её глубины и исключительности, изучены слабо. Важным фактором является, по-видимому, темперамент; импульсивные люди легче раскрываются перед другими, и это вызывает ответный эмоциональный отклик, облегчая установление дружеского контакта. Есть люди, у которых потребность в психологической дружбе вообще мало развита; это бывает следствием не только эгоизма или эмоциональной бедности, но и гипертрофии мотива достижения: человек, целиком поглощённый предметной деятельностью, уделяет меньше внимания собственным переживаниям и окружающим людям.
Одна из самых распространённых проблем юношеского возраста – застенчивость, однако благоприятный внутриколлективный климат и интимная дружба помогают юношам и девушкам преодолеть застенчивость и имеют в этом смысле большую психотерапевтическую ценность.
Вопрос о соотношении генезиса самосознания и психологической интимности стал предметом спора двух американских психологов – Э.Г. Эриксона и Г.С Саллливэна. По мнению Эриксона, становление идентичности, т.е. целостного самосознательного Я, предшествует вызреванию у личности способности к устойчивой психологической близости с другим челловеком. « Только когда формирование идентичности в основном завершено, становится возможной истиная интимность, которая фактически является одновременно и слиянием, и противопоставление индивидуальностей… Юноша, который не уверен в своей идентичности, избегает межличностной интимности или же склонен к такой интимности, в которой есть только видимость «совместимости», но без подлинного слияния или реального самозабвения». Одним словом, Эриксон считает, что прежде человек должен завершить строительство своего Я, а затем заводить друзей.
В противоположность Эриксону, Салливэн полагает, что именно психологическая интимность, подтверждение и одобрение со стороны близкого человека открывает личности её истинную сущность и позволяет обрести устойчивое Я. Поэтому он придаёт особое значение близкой дружбе юношей, видя в ней средство формирования отзывчивости к переживаниям другого и общей альтруистической установки. Таким образом, именно друг позволяет человеку построить своё Я.
В целом возрастная динамика дружбы не может быть понята без учёта того, кто, с кем, как и по какому поводу общается. И грани между «юношеской» и «взрослой» дружбой неизбежно становятся подвижными и условными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Мы рассмотрели важнейшие социально-исторические и психологические закономерности дружбы, стараясь всюду, где только возможно, опираться не на общие рассуждения, а на строгие факты науки.
Сама потребность в дружбе – нравственная потребность, которая возвышает личность, делает её добрее, гуманнее, щедрее к людям. Как писал В.А. Сухомлинский, «именно дружба является одной из сфер воспитания любви к человеку, взаимного уважения, ощущения тончайших душевных движений в другом человеке». Нравственный кодекс дружбы воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие взаимоотношения. И степень реализации этого идеала во многом зависит от нашихусилий.
Любовь.
Любовь – более сложное явление, чем привязанность, а значит и более трудное для определения и изучения. Люди жаждут любви, живут ради нее, умирают из-за нее, и тем не менее только в последние несколько лет любовь стала серьезной исследовательской темой в социальной психологии.
Интересен тот факт, когда у людей спрашивают, почему они дружат с кем-либо или что их привлекает в партнере, большинство с готовностью дают ответ: «Мне нравится Хелен, потому что она нежная, остроумная, начитанная». Такие объяснения оставляют в стороне то, что социальные психологи считают самым важным, - нас самих. Говоря, что кто-то привлекателен, мы имеем ввиду, что он привлекателен для кого-то, то есть для самих. Поэтому более точным с психологической точки зрения был бы ответ: «Мне нравится Хелен, потому что мне нравится то, что я чувствую, находясь рядом с ней».Нас привлекают такие люди, и мы получаем от этой близости удовольствие.
Первое, что мы должны сделать, приступая к научному изучению романтической любви – это решить как ее определять и измерять. Элизабет Баррет Браунинг поставила точно такой же вопрос: «Почему я тебя люблю? Давай взглянем на причины». Представители социальных наук выявили самые разные причины. Психолог Роберт Стернбегр рассматривает любовь как треугольник, тремя сторонами которого (разные по длине) являются страсть, интимность и преданность. Социолог Джон Алан Ли и психологи Клайд Хендрик и Сьюзон Хендрик идентифицировали три основополагающих любовных стиля: eros «страсть», ludus «игра», storge «дружба», которые, подобно основным цветам спектра, комбинируются и образуют вторичные любовные стили. Некоторые стили, в частности eros, предполагают высокую степень удовлетворенности отношениями, другие – такие, как ludus – чаще приносят меньшее удовлетворение. Некоторые любовные стили характерны для всех любовных пар: взаимопонимание, взоимоподдержка, удовольствие от общения друг с другом. Некоторые элементы являются отличительными чертами. Если мы испытываем страстную любовь, мы выражаем это физически. Мы считаем эти отношения исключительными, просто очарованы нашим партнером, это можно увидеть по нашим глазам. Рубин нашел этому подтверждение. Он предложил свою «шкалу любви» сотням молодых пар из числа студентов мичиганского университета. Он наблюдал за находящимися в приемной «слабо любящими» и «сильно любящими» парами через стекло с односторонним зеркальным покрытием. Полученный результат его не удивил: «сильно любящие» пары почти не обращали внимания на окружающих и главным образом не сводили глаз друг с друга.
Любовь-страсть эмоциональная, волнующая, интенсивная. Элайн Хатфилд определяет ее как «состояние не преодолимого желания соединиться с любимым». Если чувство обоюдное,мы переполнены любовью и испытываем радость, если нет – она опустошает нас и приводит в состояние отчаянья. Подобно другим формам эмоционального возбуждения, страстная любовь представляет собой смесь восторга и унынья, радостного трепета и тоскливой удрученности.
Страстная любовь понимается как состояние «влюбленности». Если кто-то говорит: «Я тебя люблю, но я в тебя не влюблена», это означает: «Ты мне нравишься. Я о тебе забочусь. Я думаю, что ты замечательный. Но сексуально меня к тебе не влечет». Иными словами: «Я чувствую по отношению к тебе «storge» (любовь-дружбу)», но не eros (страсть)».
Любовь-страсть: состояние мощного влечения к союзу с другим человеком. Страстные любовники целиком погружаются друг в друга, приходят в экстаз, когда добиваются любви своего партнера, и безутешно, когда ее теряют.
Есть ли какие-либо различия между мужчиной и женщиной переживаний чувственной любви? Изучение мужчин и женщин, начало влюбившихся, а потом разлюбивших, дало поразительные результаты. Большинство людей, включая автора следующего письма исходят из предположения, что женщины влюбляются с большей готовностью.
«Дорогой доктор Бразерс, Вы, наверное, тоже скажете, что это не достойно девятнадцатилетнего парня – влюбляться так сильно, что кажется, весь мир перевернулся. Похоже, я сумасшедший, потому что со мной уже несколько раз так бывало: живешь себе живешь, и вдруг – любовь сваливается как снег на голову. Мой отец заявляет, что так влюбляются только девчонки, с парнями такого не происходит, по крайней мере, не должно происходить. Я уже не могу измениться, и это меня беспокоит. Макс.»
Макса следует успокоить, потому что многочисленные исследования свидетельствуют о том, что именно мужчины более влюбчивы, экспрессивны и иногда на основе этого совершают необдуманные поступки. Кроме того, мужчины, похоже, медленнее выходят из состояния влюбленности. И, в отличие от женщин, менее склонны разрывать отношения, когда дело уже идет к женитьбе. Однако влюбленные женщины эмоционально вовлечены в любовные отношения едва ли не более сильно, чем их партнеры, и именно они более склонны говорить, что чувствуют эйфорию, приятное головокружение и беззаботность, что они как будто «парят в облаках». В отличии от мужчин, они более склонны фокусировать внимание на интимной доверительности отношений и на необходимости заботиться о своем партнере. Мужчин же более занимает игровая и физическая сторона их отношений.
Страстная любовь, какой бы она не была пылкой, в конце концов неизбежно угасает. Чем продолжительней взаимоотношения, тем меньше эмоциональных подъемов и спадов. Страстная любовь может сохраняться в течение нескольких месяцев, иногда – пару лет, но никакая страсть не может быть вечной. Сильное влечение друг к другу, романтическая взволнованность, чувство головокружительного «парения в облаках» сходит на нет. После двух лет замужества супруги говорят о вдвое меньшей влюбленности друг в друга, чем в то время, когда они были молодоженами. Если же тесная связь продолжается, она становится более ровной и устойчивой и даже сохраняет легкую романтическую подсветку. Такую связь Хатфилд называла любовью-дружбой. В отличие от бурных эмоций чувственной любви, любовь-дружба «звучит на более низких тонах» - это глубокая и нежная привязанность. Таким образом, когда двое людей соединяются, их сердца объяты пламенем, ими владеет великая страсть. Спустя какое-то время пламя угасает, и с этим ничего не поделаешь. Двое продолжают любить друг друга, но уже по-иному с теплотой и преданностью. Страсть обречена на угасание. После окончания любви-страсти любовники, разведенные с удивлением замечают, насколько пустой кажется жизнь без человека, которому они уже давно перестали испытывать страстную привязанность. Сосредоточив свое внимание на том, чего им не хватает, они перестали замечать, что имеют на самом деле. Здесь следует рассмотреть ритм чувственной любви у тех, кто вступил в брак по расчету и по любви. Уша Губта и Пушпа Сингх попросили 50 семейных пар в Индии заполнить шкалу любви Зика Рубина и выяснили, что те, кто женились по любви сообщили об угасании любовного чувства, если их брак продолжается более 5 лет. Те же, кто женились по расчету, напротив, отмечали усиление чувства по сравнению с тем периодом, когда они были новобрачными. Охлаждение страстной романтической любви зачастую приводят к разочарованию, в особенности тех, которые считали такую любовь необходимой, как для заключения брака, так и для его стабильности в дальнейшем. Вполне возможно ослабление завороженности друг другом является естественным адаптивным процессом, призванным обеспечить жизнеспособность вида.