Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей: "дать понять человеку, в каком ты отчаянии" - около 40 процентов случаев, "заставить сожалеть человека, который плохо с тобой обращался" - около 30 процентов случаев, "показать, как ты любишь другого" и "выяснить, любит ли тебя действительно другой" - 25 процентов, "повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение" - 25 процентов, и наконец в 18 процентов случаев "призыв, чтобы пришла помощь от другого" (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).
Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи, детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого.
Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами (усиливается процесс "дифференциации") - это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды и ряда других причин.
Все это приводит к тому, что проблема "отцов и детей" может быть, как никогда, остро стоит именно сегодня и от ее решения зависит успех диалога между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сводятся к метаниям между анархистскими лозунгами "полную свободу молодежи" и стародавними призывами "надо уважать и слушаться старших".
С другой стороны, будем оптимистами, ведь молодые являются поколением, которое находится в наилучшем положении в современной ситуации, так как имеет гораздо больше других потенциальных возможностей использовать преимущества, связанные с тенденциями перестройки общества.
В молодости человеку свойственно относиться к жизнибезответственно и легкомысленно, потому что кажется, что ее еще оченьмного впереди. По-настоящему жизнь начинают ценить только пожилые люди,инвалиды или смертельно больные, несмотря на все страдания, которые имприносит каждый день . Человеку для счастья нужно очень немного, нужно уметьнаслаждаться каждым мгновением, а в могиле всегда успеешь оказаться.
Здесь, на земле, есть солнце, тепло, музыка, цветы, жизнь, любовь, а там—холод, черви, тьма.
Так зачем же сознательно приближать это мгновение?
Жить - страшно, трудно и невыносимо. Не потому, что денег нет и никогда уже не будет. Не потому, что оказался в чудовищном котловане эксперимента, задуманного не тобой. Не потому, что не умеешь, не можешь впрыгнуть(впрочем, это в самом деле невозможно) в дарованную свободу.
Трудно, страшно и невыносимо, ибо не знаешь, зачем живешь. Ради детей? Ради страны? Человечества? А нужен ли ты им? И все-таки жить надо. Жить, чтобы жить. Жажда стабильности совершенно естественна. Перемены всегда пугают. Но храм истины не построить на болоте. Его возводят всегда на возвышенности.
1. Лазарев С.Н. Диагностика кармы.–СПб: Кн.изд «Любовь», 1999.
2. Философия Достоевского в систематическом изложении –М: Республика, 1996.
3. Бурханов Рафаэль Айратович Трансцендентальная антропология И. Канта и Ф.В. Шеллинга – Екатеринбург, Изд-во Уральского государственного университета.
4. Плотников Н. Сомоубийства в России // СОЦИС – 1999 №5 с.82-83
5. Римашевская Н.М. «Русский крест» (О чистенности населения) // Природа – 1999. – №6 – С.3-10.
6. Акопян К.З. Самоубийство: проблемы мотивации // психологический журнал, 1996 №2. С. 16-23.
7. Бердяев Н. О самоубийстве. М.: Изд-во МГУ, 1992.
8. Фромм Э. Бегство от реальности // Тайны порока. Харьков: ИКФ «Гриф», 1995. С 146-204.