Правило второе: общение происходит на основе структурно-композиционной организации системы диалогов. Система диалогов в функциональных программах общения имеет внутреннюю композиционную структуру. В эту систему входят
- диалог-экспозиция (взаимодействие замкнутого типа, т.е. только участников-исполнителей, или открытого типа, т.е. взаимодействие участников-исполнителей с участниками-зрителями; этот диалог вводит в предметно-ценностный и психологический мир данной ситуации общения);
- диалог-завязка (раскрывает противоречие, которое необходимо разрешить в диалогах основного действия);
- диалог-кульминация (диалог, в котором раскрывается значимость заданного противоречия);
- диалог-рефлексия (организует коллективную оценку системы диалогов, которые проигрываются в психодраме, т.е. вскрывает социально-личностный смысл общения).
Правило третье: система диалогов должна обеспечивать групповой эмоциональный эффект. Иными словами, программа диалога должна строиться в расчёте на двойной эмоциональный эффект: эмоции стимулируют участников диалога, и эмоции диалога стимулируют участников тренинга. Это правило обязывает программировать диалог в расчёте на третий субъект общения.
Правило четвёртое: диалог должен быть единством "самораскрытия" и " самоизменения". Самораскрытие – это предельная активизация всех способностей и культуры общения, которыми участники диалога обладают. Наше же представление о самораскрытии в диалоге включает интеллектуальное (запас информированности) и ценностно ориентированное раскрытие личности. Настоящий диалог – это диалог позиций, в ходе которого формируется новая, более ценная и более социально значимая позиция, которая объединяет людей. Под самоизменением понимается психологическая маскировка своего внутреннего "Я", что позволяет в публичном диалоге преодолевать психологические барьеры. "Социальная маска" облегчает общение по принятым правилам.
Правило пятое: программа общения может включать в себя на уровне патетического действия и диалоги на уровне эксцентрического поведения. Такое единство противоречий служит средством психоэмоциональной разрядки и групповой релаксации.
Правило шестое: программа психотренинга должна быть программой противодействия. Противодействие – это всегда отстаивание своей позиции. Это требует строить каждую фразу диалога как возражение, а программу общения – как столкновение двух противодействующих сил. В основу организуемого противодействия может быть положена типология конфликтов. Согласно этой типологии, диалог-противодействие возможен как неприятие той или иной личности, обстоятельств. Норм и ценностей группы или всего общества. Важно, чтобы диалог раскрыл ценностные ориентации его участников.
Правило седьмое: система диалогов должна быть композиционно целостной.
Правило восьмое: необходимо учитывать специфику диалога в психодраматическом общении. В одном случае диалог организуется как психическое сопереживание, в другом – как соучастие, в третьем – как содействие, в четвёртом – как собеседовании (интеллектуальный диалог). Способ ведения диалога и определяет программу психотренинга.
В программе театрализованной игры задаётся логика развития событий, определяются игровые роли и условия действия участников тренинга.
Созданная при помощи техники драматизации программа даёт основание перейти к театрализации как психотехнике общения.
Театрализация как психотехника
Театрализация представляет собой психотехнику организации коммуникативных действий личности в роли, т.е. технику исполнения коммуникативной роли.
Социальная психология, изучающая закономерности взаимодействия людей, использует понятие роли для характеристики повторяющихся, стандартизированных форм и способов поведения. В любом человеческом поведении, отмечает И. С. Кон, есть момент представления, игры[2]. Значит, и общение как специфическое коммуникативное поведение может быть рассмотрено как социальная игра. Игра, в которой самовыражение личности складывается из двух компонентов: действий в предлагаемых обстоятельствах роли и действий как бы от себя, т.е. саморефлексии.
Второй план игрового действия – ауторефлексивный – выполняет функцию внутреннего регулятора первого – ролевого. В этом смысле ролевая игра всегда связана для личности с двумя психологическими проблемами: первая – это проблема эмпатии, или перевоплощения, вторая – рефлексии, или отчуждения от роли. Эмпатия и рефлексия – это две обязательные составляющие ролевого действия, определяющие главное требование к исполнителю: быть в роли, оставаясь самим собой.
Театрализация как психотехника ролевого общения имеет не только внутренний аспект (связанный с эмпатией и отчуждением), но и внешний, ориентированный на презентацию, т.е. на публичный эффект.
Социально-психологическое назначение театрализации состоит в том, чтобы, во-первых, обеспечить психологическую защиту личности в общении, а во-вторых, вызвать эмоциональный отклик у тех участников общения, которые остаются пассивными созерцателями действия.
Практическое назначение театрализации – "перевод" разработанной при помощи техники драматизации программы общения из "диадной" формы в "триадную". Это означает,
- во-первых, организацию физического пространства для общения так, чтобы взаимодействие могло бы стать зрелищем, увлекшим и третьего субъекта – зрителей;
- во-вторых, распределение ролей между участниками ролевого тренинга;
- в-третьих, определение ролевых задач каждого участника;
- в-четвёртых, заключение "игровой конвенции" о правилах психодраматической импровизации.
Театрализованное общение "триадного" типа вынуждает каждого участника психодраматической импровизации искать средства эффективного воздействия на два субъекта – на того, взаимодействие с которым осуществляется по программе, и на того, кто это взаимодействие воспринимает как зрелище.
Для этого используются следующие психотехнические приёмы:
1) костюмирование (т.е. изменение внешнего вида личности согласно роли);
2) деятельностная инверсия (т.е. реорганизация типов и способов взаимодействия в соответствии с ролевым статусом);
3) речевая экспрессия (т.е. использование подчёркнуто эмоциональных аффектированных речевых средств).
Каждый из этих приёмов рассчитан и на партнёра по театрализованной игре, и на зрителей.
Социально-психологические характеристики зрелища как формы общения рассмотрены Н. А. Хреновым[3].
Психологические принципы организации театрализованной игры как зрелища:
а) принцип состязательности (как основы театрализованного игрового взаимодействия);
б) принцип проблематизации отношений участников театрализованной игры;
в) принцип оппозиционности отношений между участниками и зрителями театрализованной игры;
г) принцип дистанционности (не позволяющий зрителям вмешиваться в игровое действие);
д) принцип заразительности (требование к "актёрам" увлекать, "заражать" зрителей театрализованной игры).
Три подхода к психологической организации театрализованной игры:
1) моносубъектный (одному из участников отводится психологическая роль индуктора, второму – резонатора индукции, а зрителям – роль объекта психоэмоциональной индукции);
2) полисубъектный (два субъекта-участника создают проблемную ситуацию для субъектов-зрителей и фактически делают их соучастниками действия);
3) межсубъектный (используемый в тренинге ролевых импровизаций).
Итак, театрализация как психотехника общения позволяет перевести человеческое взаимодействие на уровень "сценической модели", главная особенность которой – наличие трёх субъектов: двух участников взаимодействия и публики.
Для первых двух субъектов публика существует как
- коллективный субъект, к взаимодействию с которым они стремятся (что придаёт действию состязательный характер);
- своеобразный плацдарм, на завоевание которого направляются их усилия (что придаёт действию психодинамический характер);
- усилитель эмоционального воздействия (что заставляет их воздействовать и на партнёра, и на публику).
Наличие публики как третьего субъекта общения позволяет организовать тренинг, формирующий навыки прямого (убеждение, внушение, заражение) и косвенного воздействия. Среди средств косвенного воздействия особое место занимает идентификация.
Идентификация – это стремление, способность и умение поставить себя на место партнёра по общению. Смысл идентификации состоит в том, чтобы эмоциональное состояние того, кто оказывает воздействие, стало понятным, близким тем, на кого оно направлено.
Идентификация может происходить как подгонка действия под восприятие, понимание, поведение публики и как подстройка самой организации действия к психическому состоянию публики.
Театрализация как психотехника общения требует от его участника владения средствами внешней выразительности. К средствам внешней выразительности относятся, прежде всего, мимика, жестикуляция, пантомимика – невербальные средства общения.
Мимика – это выразительные движения мышц лица человека.
Пантомимика – это выразительные движения всего тела человека.
Жестикуляция – это выразительные движения рук человека.