Переходный период требует повышенной затраты ресурсов организма. В сочетании со сменой интересов это может привести к снижению учебной успеваемости. У младших подростков закономерно появляется повышенная утомляемость, но сами они её не замечают. Младшим подросткам в отличие от старших – свойственна эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от радужных надежд к унынию и пессимизму.
Впервые, именно в подростковом возрасте у ребят появляется настоящий интерес к своей личности, подросток чрезвычайно занят самим собой, своими замыслами, своей внешностью подростку важно, как он выглядит в глазах окружающих. Он становится, особенно чувствителен даже к добродушным и невинным замечаниям о своей внешности. Быстрый рост конечностей приводит к временной угловатости, неуклюжести движений. Подростки могут страдать от пониженной самооценки ( феномен «гадкого утенка», придавать чрезмерное значение недостаткам своей внешности, становиться застенчивыми, домоседами), своими переживаниями ( главным стержнем подростковых переживаний является поиск нравственных ценностей, смысла жизни). Вероятно, никогда больше человека столь остро не тревожат проблемы нравственных ценностей и норм, как они волнуют подростка. Также нелегко подростку на нравственном распутье найти правильную, самую разумную дорогу. Переживания эти часто глубоко запрятаны и непонятны взрослым. Подростку трудно, потому что он видит то, что ещё не видит ребенок, но уже не замечает взрослый, ко многому привыкший и притерпевшийся. И поэтому подросток становится одиноким в своих исканиях и очень часто погружается в свой собственный мир, свои мечты.
У ребят подросткового возраста, появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой «жертвой» становятся самые близкие люди – родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность. Но не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстается практически любой из них. В отношении к окружающим, начинает часто сказываться какое – то нарочитое неуважение, запальчивая небрежность, заносчивость, нередко переходящая в форму навязчивого желания поучать других людей. Подросток преисполнен особой веры в то, что ему удастся то, что не удавалось другим.
У подростка по мере его созревания исчезает детская простота отношений, взаимная доверчивость. Общение мальчиков и девочек приобретает некоторую напряженность, которая со временем смягчается.
В отличие от младших подростков, старшие подростки становятся более уверенными в себе, уравновешенными, покладистыми. Повышается их выносливость к физическим и психическим нагрузкам. Они лучше учатся и при правильном отношении с ними легче ладить и родителям и учителям.
Наш выдающийся педагог В.А Сухомлинский обобщил главные черты подростка :
1) непримиримость ко злу , эмоциональное неприятие его с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни – с другой;
2) подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу. Но он не любит, когда его прямолинейно воспитывают. Его раздражают словесные назидания. Подростки, чётко улавливают, воспитательную фальш, болезненно реагируют на несправедливость. Неопытность подростка может привести к тому, что из добрых побуждений он может совершить и нечто предосудительное;
3) подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтичное. При наличии потребности к действию и желанию самоутвердиться подросток ещё не знает, как этого можно добиться, и может попасть в беду;
4) у подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Прежде чем найти, обнаружить свои способности, необходимо проверить их в деятельности – это ещё и поиск себя. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность, но он не терпит снисходительных советов и часто поступает наперекор им;
5) в подростке сочетаются грубые выходки, а также и романтическая восторженность. Восхищение красотой и ироническое отношение к ней. Подросток стыдится своих чувств. Тонкие человеческие чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что его будут считать чересчур чувствительным, и поэтому он прикрывается грубостью. Прилив физических сил побуждает к деятельности. Но если нет нравственной культуры, можно растерять добрые чувства, приобретенные в детские годы. Конечно, не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать.
2.1 НОВООБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Советские психологи, начиная с Л.С.Выготского, единодушно считают главным новообразованием подросткового возраста чувство взрослости.
Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.
Виды взрослости изучены и выделены Т.В.Драгуновой:
1) Подражание внешним признакам взрослости – курение, употребление вина, особый лексикон, стремление к взрослой моде в одежде, прическе, способы отдыха, развлечений и другое. Это самые легкие способы достижения взрослости и самые опасные. Подражание особому стилю веселой, легкой жизни социологи называют « низкой культурой досуга», при этом познавательные интересы утрачиваются и складывается специфическая установка, чтобы весело провести время с соответствующими ей жизненными ценностями;
2) Равнение подростков – мальчиков на качества «настоящего мужчины». Это сила, смелость, мужество, воля, выносливость, верность в дружбе и тому подобное. Средством самовоспитания часто становятся занятия спортом;
3) Социальная зрелость. Она возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Обычно это наблюдается в семьях, переживающих трудности, там фактически подросток занимает положение взрослого. Здесь забота о близких, благополучие их принимает характер жизненной ценности.
4) Интеллектуальная взрослость. Она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки и т.п.). Значительный объём знаний у подростков – результат самостоятельной работы. Учение приобретает у подростков личный смысл и превращается в самообразование.
Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким, несамостоятельным. При этом, в отличие от ребенка, он уже не считает такое положение нормальным и стремится его преодолеть. Отсюда противоречивость чувства взрослости – подросток претендует быть взрослым и в то же время знает, что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан. В период подросткового возраста наблюдается бурное развитие самосознания, ориентировка личности на собственную оценку.
А. Буземан посвятил два специальных исследования развитию рефлексии и связанного с ней самосознания в переходном возрасте. Первое исследование Буземана показало большое различие в развитии и структуре самосознания и личности подростка в зависимости от социальной среды, к которой он принадлежит. На основе проведенного исследования Буземан сделал вывод, что развитие функций самосознания совершается в шести различных направлениях, из которых и складываются в основном главнейшие моменты, характеризующие структуру самосознания подростка.
Первое направление есть просто рост и возникновение собственного образа. Подросток начинает всё более и более узнавать самого себя. Это знание становится всё более обоснованным и связным. Здесь существует много промежуточных ступеней между совершенно наивным незнанием себя и богатым углубленным знанием, которое выявляется иной раз у подростка к концу периода полового созревания.
Второе направление в развитии самосознания ведет этот процесс извне вовнутрь. Буземан говорит, что вначале дети знают только свое собственное тело. Лишь в 12-15 лет возникает сознание, что существует внутренний мир и у других людей. Собственный образ переносится вовнутрь. Сначала он охватывает сновидение и чувство. Важно, что развитие во втором направлении не идет параллельно с нарастанием самосознания в первом направлении.
Третье направление развития самосознания – его интегрирование. Подросток все более начинает сознавать себя как единое целое. Отдельные черты все более становятся в его самосознании чертами характера. Он начинает воспринимать себя как нечто целое, а каждое отдельное проявление – как часть целого. Здесь мы наблюдаем, ряд качественно различающихся друг от друга ступеней, которые постепенно проходит ребенок в зависимости от возраста и социальной среды.
Четвертым направлением развития самосознания является отграничение собственно личности от окружающего мира, сознание отличия и своеобразия своей личности. Чрезмерное развитие самосознания в этом направлении приводит к замкнутости, к мучительным переживаниям, которые часто отличают переходный возраст.
Пятая линия развития состоит в переходе к суждениям о себе по духовным масштабам, которые начинают применяться подростком для оценки своей личности и которые заимствуются им из объективной культуры, а не обосновываются просто биологически. Буземан говорит, что до 11 лет ребенок судит себя по шкале: сильный – слабый; здоровый – больной; красивый – безобразный. Некоторые подростки в 14-15 лет часто остаются ещё на этой ступени биологической самооценки. Но при сложных общественных отношениях развитие очень быстро идет вперед. Центр тяжести переносится на ту или иную способность к действию. За стадией «зигфридовой морали», согласно которой телесные добродетели и красота составляют все, в развитии ребенка следует мораль умений. Ребенок горд тем, что он умеет делать то или другое, благодаря чему он может снискать уважение взрослых, полагает Буземан.