Группа 4-7-2001 СПс
Чистополов Максим Юрьевич
По теме : «ТРИОНИКА(христианская самооценка личности)»
Специальность : «Прикладная психология»
Научный руководитель :
г. Запорожье – 2001
Введение
1. Личность в психологии - «Строили мы, строили и наконец…».
1.1. Самая популярная сказка.
1.2. Гуманизм – «Не так уж мы и плохи!».
1.3. Совсем не лирическое отступление. Немного о требованиях Небесного Папочки.
2. Эффект разбитой линзы.
3. Примерка Божьих очков.
3.1. Немного о смысле жизни.
3.2. Наследство живого Отца.
4. «Два мира – два образа жизни»(из печатных штампов времен застоя).
5. Насекомые и цари.
ВЫВОД.
«Сколько можно ошибаться, разбиваться и снова вставать ? Срываться у самой вершины и снова мучительно долго покорять ее ? Однажды подкрадется усталость и щупальца разочарования сомкнуться у меня на шее. Господи, если ты где-то есть, сделай хоть что-нибудь в моей жизни !
Стоит споткнуться, а стервятники уже тут как тут – кружат, кружат…
Но я не падаль, в конце концов – я ЧЕЛОВЕК, и я не сдамся, и я докажу это всем. Я возвращу все, что я потерял, я верну все, что было утрачено и украдено.
ГОСПОДИ, я слышал, что Ты кому-то глаза открывал, прокаженных очищал, воскрешал мертвых… Ну сделай хоть что-нибудь в МОЕЙ жизни. Собери мои осколки, если они тебе еще понадобятся. Стервятники, вам не достать моей души – это слишком роскошная добыча для вас. Плевать мне в душу – хватит !
Я не сдамся ! Но, Господи, сделай хоть что-нибудь. Двери заколочены, забиты наглухо – и мы живем за этими стенами. Живем ли ? Скорее существуем… Четыре стены – вот мое измерение. Господи, как все это надоело. Неужели Ты так высоко, что не видишь, сколько проклятия здесь – внизу ?
Если Ты есть, СДЕЛАЙ ХОТЬ ЧТО НИБУДЬ !»
Алексей Ледяев «Разорванная завеса»
«Если вы желаете, то это – НЕ СКАЗКА»
Теодор Герцль
«Я пришел для того, чтобы вы имели жизнь и имели с избытком»
Иисус Мессия, евангелие от Иоанна 10:10
1. Личность в психологии – «Строили мы , строили, и наконец…»
Понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается в той или иной мере всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. Каждая из этих науки привнесла оттенок своего видения на личность. Но мы будем рассматривать в рамках данного реферата именно психологический подход, так как он затрагивает именно вопросы формирования личности, ее устойчивых свойств и динамики поведения.
Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становиться личностью.
Таким образом, личность– это конкретный человек, взятый в системе его социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в его общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих. [1]
Если отвлечься на время от смысла приведенных выше формулировок, можно сделать некоторые более или менее логические выводы, касающиеся как происхождения самого человека, так и формирования его общественных взаимоотношений и попытаться ответить простыми словами на вопрос – «А что, собственно сделало нас всех такими, с позволения сказать личностями, обладающими полным набором комплексов неполноценности, скрытыми или явными обидами, условностями, манерами – то есть всем тем, что так раздражает нас в других людях и то, что очень часто мы не замечаем в самих себе ?»
В данной работе частично будут задействованы элементы психотерапевтического подхода, естественно – бытовой анализ и, что самое главное – точка зрения Того, кто «все соделал прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала и до конца»(Екклезиаст 3:11).
В данной работе часто будут использованы слова «Бог», «Господь», «Иисус» (в принципе – это одно и то же /см. Библию/) и т.п., но не потому, что автор религиозен, просто он немного лучше знает Того, о ком пойдет речь.
1.1 Самая популярная сказка.
Как вы уже , наверное, догадались, речь в этом разделе пойдет о том, как простая теория (именно теория – ведь проверить ее уж никак невозможно) стала фундаментальной основой научного подхода ко всем процессам и явлениям объективной реальности.
Итак, «Эволюционная гипотеза. Суть ее изложена в теории Канта – Лапласа и состоит в том, что жизнь возникла на Земле около 2 миллиардов лет назад из газо – пылевого облака благодаря фотосинтезу и уникальным климатическим условиям. Эволюционная гипотеза легла в основу теории Чарльза Дарвина, изложенной в его знаменитой книге «Происхождение видов путем естественного отбора»/2/.
Не имея ничего личного против Канта, Лапласа и Дарвина, позволю выразить удивление по поводу того, а почему, собственно, теория легла в основу всей сложной конструкции современной психологии. Практически, теория эволюции оказала человечеству медвежью услугу, так как именно она «уравняла в правах» человека и животный мир, лишив человека уникальности и неповторимости Божьего творения, до абсурда исказила его взгляд на самого себя и свое место в Божьем плане, и украла у него цель и смысл собственного существования.
Само собой напрашивается объяснение этому : эволюционизм тоже является верой – до предела фанатичной и абсолютно недоказуемой .
«Стало общепринятым, что жизнь может возникнуть только из жизни. Абсолютно известно, что это – единственно возможное заключение. Но так как это заключение в какой – то степени возвращает нас назад к сверхъестественному акту сотворения, оно является заключением, в которое ученые люди могут поверит с трудом»(Дж.В.Салливан «Ограничения науки»). Выражаясь еще конкретнее – «Теория эволюции сама по себе является общепринятой, но не потому, что она является доказанной логическими свидетельствами, но потому, что единственная альтернатива - теория особого сотворения – совершенно невероятна» (Д.М.Уотсон. «Nature», 1929, с.233)/3/.
Мы не будем критиковать эту сказку – сейчас ей достается «и в хвост и в гриву» (безопасно дергать за усы мертвого тигра) как от идеологов Newage, так и от самих психологов (вдруг выяснилось, что человеческий мозг в принципе не может эволюционировать). Можно лишь констатировать что теория эволюции послужила первой порцией динамита под самооценку личности, опустив человека от творения «по образу и подобию Божьему» (Бытие 1:26) до положения «бессмысленных скотов». Не знаю, как для Вас, уважаемый читатель, а для меня это оскорбительно.
Так же оскорбительно, как заявить, что между мной и тараканом, ползающим по моей кухне, - всего лишь пара миллиардов лет. Как однажды выразился К.С.Льюис : «От амебы до человека – путь зоопарка».
1.2. Гуманизм – «Не так уж мы и плохи !»
Когда теория эволюции стала приобретать все больше сторонников, стала постепенно распадаться вся система самооценки личности. В самом деле, как можно измерить сущность человека и смысл его жизни вне стабильной системы координат. Если Господь не является Творцом человека, то какое Он вообще имеет право управлять его жизнью, поведением, потребностями, жизненными целями и ценностями.
Т.е. , вне точки отсчета (в данном случае – Господа) вся система ценностей утрачивает смысл. Этому процессу содействовало и то, что к 18 – 19 векам христианство окончательно «расслабилось» и потеряло все те грозные черты, которые фундаментально отличали его от всех умозрительных религий.
Превратившись окончательно в набор религиозных церемоний и правил, часто лишенных всякого смысла, христианская религия не смогла противостоять тотальному распаду личности человека и к настоящему времени может оперировать только страхом по принципу «Смотри, а то Бог накажет !», чем пытается удержать “пересічного громадянина” от ну полной потери самоконтроля.
Гуманизм окончательно оформился в идеологию в эпоху Возрождения – как раз тогда, когда главным в любой деятельности становится творчество и складывается свобода суждений, независимый, критический подход ко всему. Избавившись от всех ограничений, накладываемых на него религией, человек понял, что можно, оказывается, и не стремиться к спасению души, постижению Бога, духовному развитию личности. Гораздо интереснее оказалось быть непослушным Отцу небесному, вырваться из узких рамок на свободу.
Все это поразительно напоминает «кризис трехлетнего возраста» с той лишь разницей, что бунтуют не какие-нибудь несмышленыши, а вполне «здравомыслящие» люди. И где-то здесь возникают корни извечно гуманистического ЧЕЛОВЕК – ЭТО ЗВУЧИТ ГОРДО !
1.3 Совсем не лирическое отступление.
Немного о требованиях Небесного Папочки.
Позволю себе немного отвлечься на время от основной темы этой работы и посмотреть непредвзято на те ограничения, которые Отец Небесный (далее – Папа) намеренно возложил на вечно склонную к бунту человеческую расу.
Возьмем для примера заповедь «Не прелюбодействуй» (исход 20:14, Второзаконие 8:15). Что заставило Папу дать такое сложное для исполнения указание ? Понять это поможет аналогия : отец (вполне земной и осязаемый) говорит своему малолетнему сыну – «Сынок, не суй пальчик в розетку, а то плохо будет !». И в принципе не так уж важно, отчего именно плохо будет: толи током ударит, толи палец застрянет, толи папа отшлепает, а может и умертвие приключиться. Важно одно – не суй ! Но ребенку так хочется это сделать (это у человека еще со времен Эдемского сада, когда нельзя было «вкушать от дерева познания добра и зла»).