Проекция - приписывание своих чувств, желаний, влечений, другому человеку. Так, ханжество - приписывание другим людям невозможных для себя, но подсознательно невероятно заманчивых моральных проявлений; приписывание окружающим мужчинам особой сексуальной активности и неподобающего поведения по отношению к себе самой у женщины, испытывавшей затруднения и неудовлетворенной общением с лицами противоположного пола и т.д.
Идентификация - бессознательный перенос на себя чувств и желаний другого человека. Такой вариант защиты свойственен детям, в процессе социализации усваивающих образцы поведет «значимых других», а также при принятии мужских или женских социальных ролей. Глубинная сущность такого защитного механизма - символическое обладание недоступным, но желаемым объектом (как в детских играх).
Сублимация - перенос энергии с запретного объекта на какую- либо приемлемую в обществе форму деятельности. Фрейд склонен был объяснять творчество реализацией свободной энергии такого плана; биографии известных художников, писателей, деятелей, ученых - варианты сублимированной энергетики.
Если психосексуальная энергия продолжает циркулировать в закрытом контуре и не разряжается, бессознательно мотивируя поведение, человек испытывает неприятные переживания, тревогу. Такое состояние может быть квалифицированно как невротическое.
Предлагая своим больным свободное ассоциирование в их рассказах о своих переживаниях, Фрейд видел в ассоциациях проявление мотивационных установок личности. Наиболее отчетливо, интенсивно и одновременно дезорганизующе выступили для Фрейда те энергетические характеристики, которые можно было отнести к сфере сексуальности. В работах «По ту сторону удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923) утверждается, что базовым компонентом личности является ее энергетический источник «оно», которое можно объяснить следующим образом:
Как правило, у человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт самосохранения и инстинкт продолжения рода, то есть размножения. Изначально эти факторы были очень важны, но в связи с развитием разума человека один из них, как жизненно необходимый, утратил свое былое значение. Это произошло потому, что у человека появились приспособления для добывания пищи. Со временем пища стала доставаться ему все легче и легче, и на ее добычу он стал тратить все меньше и меньше времени. Человек стал строить для себя жилища и другие приспособления и по почти полностью обезопасил себе жизнь.
Таким образом, инстинкт самосохранения утратил свою значимость, и на первое место вышел инстинкт размножения. Итак, «Оно» - инстинктивное начало, подчиняющееся принципу удовольствия. Оно социализируется в процессе воспитания ребенка в семье и далее, по мере осуществления жизненного пути человека.
В работе «По ту сторону удовольствия» (1920) Фрейд об "Оно" пишет следующее:² …Гроддек неустанно повторял, что то, что мы называем своим ²Я², в жизни проявляется имущественно пассивно, что нас, по его выражению, ²изживают² неизвестные и неподвластные нам силы. Все мы испытали такие впечатления, хотя бы они и не овладели нами настолько, чтобы исключить все остальное.
Я предполагаю считаться с этими взглядами и назвать сущность, исходящую из системы W[3] и пребывающую вначале предсознательной, именем "Я", а те другие области психического, в которых эта сущность проникает и которые являются бессознательными, обозначить, по примеру Гроддека, словом "Оно". Согласно предлагаемой теории, индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное "Оно", на поверхности которого покоится "Я", возникшее из систем W как ядра. <…>
Нетрудно убедиться в том, что "Я" есть только низменная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве W-BW как часть "Оно", своего рода продолжение дифференциации поверхностного слоя. "Я" также старается содействовать влиянию внешнего мира на "Оно" и осуществлению тенденций этого мира, "Оно" стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в "Оно", принципом реальности. Восприятие имеет для "Я" такое же значение, как влечение для "Оно". "Я" олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к "Оно", содержащему страсти.²
Фрейд в работе «По ту сторону удовольствия» (1920) рассматривает Эдипов комплекс. Фрейд считает, что сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте направлено на близких, а в большей степени, на мать, так как она ближе всего к нему, то есть, можно сказать, что вольно или невольно бессознательное «оно» создает инцестуальные предпосылки, которые подавляются общественной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие, которое или со временем (с возрастом) разрешается, или выливается в «Эдипов комплекс».
При разрушении Эдипова комплекса необходимо отказаться от объективной привязанности к матери. Вместо нее могут появиться две вещи: либо идентификация с матерью, либо усиление идентификации с отцом.
²Итак, можно сделать грубое допущение, что в результате сексуальной фазы, характеризуемой господством Эдипова комплекса, в "Я" отлагается осадок, состоящий в образовании обеих названных, как-то согласованных друг с другом идентификации это изменение "Я" сохраняет особое положение: "Оно" противостоит прочему содержанию "Я" в качестве Я-идеала или "сверх-Я".
"Сверх-Я" не является, однако, простым осадком от первых выборов объекта, совершаемых "Оно", ему присуще также значение энергичного реактивного образования по отношению к ним. Его отношение к "Я" не исчерпывается требованием ²ты должен быть таким же (как отец)², оно выражает запрет:²таким (как отец) ты не смеешь быть, т.е. не смеешь делать все то, что делает отец.²[4]
В дальнейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам, их заповеди и запреты сохраняют свою силу в и Я-идеал, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями "Оно" и действиями "Я" ощущается как чувство вины.
Итак, Я-идеал является наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений "Оно" и самых важных судеб его либидо. Вставив этот идеал, "Я" сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться "Оно". В то время как "Я" является преимущественно представителем внешнего мира, реальности, "сверх-Я" выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира, или "Оно". И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между "Я" и Я-идеалом в конечном счете отразят противоречия реального и психического, внешнего и внутреннего миров.
«Сверх-Я» формируется в процессе социализации - компонент, представленный в личности теми требованиями социума, которые делают возможной совместную жизнь людей, движимых «Оно». Содержание «Сверх-Я» - законы, традиции, нормативы, запреты и т.д., все, что составляет моральные стандарты, принятые в данном обществе. Чем цивилизованнее общество и чем выше образовательный для представителей определенной его прослойки, тем мощнее срывающее инстинкты давление «Сверх-Я». Нужен компонент в структуре личности, который примирял бы «Сверх-Я» и «Оно», выбирая такой способ поведения, который по мере возможности не нарушал бы моральных требований и не перекрывал бы полностью энергетический «источник» «Оно». Такой компонент назван Фрейдом «Я». «Я» представляет собой центр личности, раздираемый извечным конфликтом и терпящий постоянное невыносимое напряжение.
Если интенсивность потребности велика, а условия ее удовлетворения отсутствуют, поведение человека регулируется «Я» с помощью механизмов защиты. Во фрейдовской концепции люди отличают друг от друга тем, какой способ защиты (выхода из конфликта) характерен для их «Я». Причем механизмы защиты служат не достижению какой-либо внешней по отношению к человеку цели, а только лишь способствуют снятию мучительного напряжения и обретению душевного равновесия.
Примечательно, что за порогом сознания фрейдовской личности оказалось не только «Оно», но и собственно «Я», ускользающее от рефлексии.
Согласно концепции Фрейда, невозможно такое сосуществование личности и общества, которое не порождало бы с неизбежностью конфликта. Все дело в том, что выход из конфликта поможет быть невротическим или нормальным. Если человек относится к такому слою общества, в котором «сверх-Я» не является слишком «громоздким», невроз менее вероятен и человек находит более простые способы удовлетворения влечений в меру меньшего количества усвоенных норм и запретов. Образование, «наращивающее» «Сверх-Я» и не ориентирующее личность на творческую деятельность – губительно. В любом случае нормальная или с отклонениями ми функционирующая энергетика человека - продукт его социализации в конкретном обществе.
Наверное ни одно из психологических учений не вызвало такой острой полемики и критики, как фрейдизм, и ни один ученый не был свидетелем столь массового перехода своих соратников и учеников в лагерь научной оппозиции.
Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию психоанализа, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы психоанализа и теории Фрейда.
1. Зигмунд Фрейд ²По ту сторону принципа удовольствия².
2. Зигмунд Фрейд ²Психология бессознательного².
3. Андреева И.В. ²Психология высшей школы².
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. ²История и теория психологии².
[1] Кратковременное затмение (отсутствие) сознания.
[2] Раздвоением сознания.
[3]Bw-сознательное
vbw-предсознательное
ubw-бессознательное
[4] Фрейд ²По ту сторону удовольствия².