Смекни!
smekni.com

Факторы эффективности внешности специалиста по связям с общественностью на телеэкране (стр. 2 из 5)

На протяжении своей жизни каждый из лидеров либо государственных деятелей ставит для себя обычно похожие цели и задачи. В средние века правитель или государь, представал пред своим народом в определенном образе, который строился либо на личных амбициях и собственном опыте либо на чужом опыте своих предшественников, пусть порой и неудачном. Хотя только малая часть приближенных людей знала или догадывалась, но при этом они тщательно скрывали все тонкостях и загадки души и тела государя.

«Если б знать заранее, кто на что способен» - сказал как-то Глеб Жеглов.

В итоге, чуть позже вырисовывалась более четкая картина образа-имиджа и представлявшаяся на мнение народа. Однако все эти тонкости целиком и полностью зависели от происхождения и образования человека и, конечно же, от того пути следования, по которому он пришел к этой самой власти, по воле Божьей или по избранию народному.

Формирование имиджа - это «стилистическое препарирование человеческой фактуры». Имидж – это не просто «социальное Я» человека, это положительный, эмоционально окрашенный устойчивый образ личности, созданный для достижения определенных целей, сложившийся в сознании людей [7,61].

Индивид на экране, значим для нас не только своей биологией, психологией, но и динамикой образа. Казалось бы, здесь противоречие: забота о создании и поддержании имиджа исключает его развитие. Но статичный, «замкнутый на себя», образ может превратиться в маску [4, 71]. Выход - в индивидуальности образа, в естественной и органичной для данного человека персонификации.

Давно подмечено, что одно и тоже сообщение вызывает целый спектр представлений. В сознании аудитории могут возникать (и действительно возникают) самые неожиданные образы. Причем фиксируются не только частичные «помехи», «недопонимания», но порой и прямо противоположные «смыслы». Иначе говоря, сообщение принимается в совершенно ином содержательном истолковании. В сознании человека возникает отнюдь не зеркальное отражение самого факта, а его образ [4, 80]. Так происходит потому, что представление о событии в психике индивида обязательно включает в себя отношение и к фактам, и к их источнику, несет отпечаток субъективности и образности [12,32]. Между прототипом и имиджем на экране немалое расстояние. Иметь качества в собственной природе не означает еще, что они выявятся на экране [12, 46]…

Коммуникатор создает, строит свой телевизионный образ, формирует, играет определенный «имидж». Человек на экране перестает быть просто личностью, носителем определенных черт. Его индивидуальные качества («приватная индивидуальность» - в терминах Михалкович, 1982) становиться основой для построения обобщенного типического образа, воплощающего конкретные ценностные представления аудитории («публичная индивидуальность»). Восприятие телевизионной информации оказывается опосредованным личным обаянием, неповторимой индивидуальностью коммуникатора [10, 354].

Известно, что первые 90 секунд всякого выступления – самые важные. Слушатели видят выступающего первый раз в жизни, они вглядываются и составляют о нем мнение [14, 51]. Бывает, в жизни умный, интересный человек выглядит в кадре глуповатым, поверхностным.

Расстаться с имиджем трудно не только зрителю, но и самому его создателю, хотя, казалось бы, зрелищный телевизионный поток располагает к метаморфозам. Но не вздумайте шутить с Галатеей, хотя само собой понятно, что она рукотворна. Но ведь она ожила …. Извольте с этим считаться [12,35].

Вывод: Имидж должен быть настолько многогранен, насколько многогранна его целевая аудитория, и строиться он на преодолении сложившегося образа. Персонифицированный же имидж относительно целостен. Но он в тоже время многослоен, создается из разных слагаемых.[4,46] Итак, имидж – это целенаправленно созданный образ потребности целевой аудитории.

Коммуникативное пространство

В коммуникативном пространстве имеют место быть символические и знаковые варианты поведения. Чем выгоден символ для построения коммуникации?

Символ-это то, что уже воздействовало на наших предков в качестве эффективного инструментария. Символ содержит в себе больше информации, чем обычное слово. Символ, как правило, опирается на более древний арсенал воздействия, чем сегодняшние наши приобретения. Слово - также является символом. Но это символ с более четко определенной областью содержания. С помощью символов мы можем подключаться к иным, более информационным насыщенным сферам. Собственно говоря, так трактует символ П. Флоренский, когда говорит, что символ больше себя самого: «Символ есть такая сущность, энергия которой, сращенная или, точнее, растворенная с энергией некоторой другой, более ценной в данном отношении сущности, несет, таким образом, в себе эту последнюю». Интересно, что он оперирует при этом явлением резонанса, что в наше время уже включается в специальные техники пропаганды [12, 11].

Символическим, знаковым может быть тот или иной вариант поведения. Например, Л. Замятин следующим образом описывает первую встречу М. Горбачева и М.Тетчер:

«У Горбачева в кармане – заготовленная и прошедшая сквозь каналы МИД памятка «К беседам с М.Тетчер». Когда оба собеседника уселись у камина, поговорили, как это водиться в лондонском свете, о погоде, Михаил Сергеевич сунул руку во внутренний карман пиджака, дабы вооружиться инструкциями, а Маргарет открыла свою черную сумку. И тут Горбачев вдруг сказал: «А что, если нам поговорить свободно, без этих бумажек?» «О, охотно!» - отозвалась Маргарет. Так началась их беседа. Нарушение принятого ритуала становиться знаковым фактом поведения, предопределяет его ценность, задает особую его значимость. В семиотике вообще считается, что знаковым является выбор из двух вариантов, а при отсутствии выбора мы не видим этих характеристик вообще [12, 38].

Символы аккумулируют человеческий опыт, отмечая его ключевые моменты. Именно по этой причине человечество порождает символы, которые выступают в виде краеугольных камней, разделяющих типы жизнедеятельности и социальные группы. Коммуникаторы, а также специалисты по PR всегда используют символы в свою пользу. Символы обычно материализованы, что в чисто вербальном мире, в котором мы живем, несет двойную нагрузку. Поэтому представители холдингов выступают на фоне своих логотипов, также как и президенты выступают на фоне своих флагов, каждая страна имеет свой вариант символизации и любая компания имеет свой символ, что и позволяет им позиционировать себя среди всех остальных [8, 42]. Символы не складываются в общую грамматику, ее под них подгоняют люди.

Мы мыслим одинаково, порождая одинаковые типы решений, которые затем с некоторыми вариациями визуализируются. Однако визуализация может задавать то, чего исходно могло и не быть.

Коммуникатор работает с символами. Символ идеален для любого коммуникатора, поэтому все технологические системы коммуникативного воздействия обязательно опираются на символы [12, 13]. Наиболее эффективной средой для реализации символов является визуальная среда. Символ выступает в роли определенного «якоря» для ситуации, которая должна быть восстановлена с его помощью. Достаточно часто путь порождения символа в наше время идет от его определенных системных свойств, то есть тех характеристик, которые требует от него система.

Визуальная символика обеспечивает также многоканальность воздействия, к которой стремиться коммуникатор. Сообщения, посланные по нескольким каналам, должны коррелировать друг друга. Королевская речь должна совпадать с пышностью королевского одеяния. Одежда шута, сотканная из разноцветных кусков, отражает его тип сообщений. Клоун с огромным красным носом, рыжими волосами и штиблетами невообразимых размеров не может выступить в качестве объекта для почитания. Поэтому, нарушение типа одежды демонстрирует проигрыш [12, 36].

Визуальные символы из разных систем слабо вступают во взаимодействие друг с другом. Визуальные символы сами порождают контекст вокруг себя.

В событийной организации существует важная закономерность, знакомая всем специалистам по воздействию: люди не только больше верят тому, что видят, чем тому, что слышат, но и больше верят событиям, чем словам. А также соответствующее коммуникативное правило: «Сообщения, относящиеся к целям, лучше принимаются аудиторией, чем сообщения, относящиеся к промежуточным ступеням и методам достижения этих целей». Толпа не реагирует на сложные содержания. Причина этого одинакова в обоих случаях. Слово-это всегда описание ситуации, и при его оценке мы начинаем рассматривать его как правду или ложь. Событие – это всегда действительность, то есть всегда правда. Поэтому она убеждает больше. При этом люди, как правило, не думают, о том, что событие тоже может быть организованным, отрепетированным и должно запомниться своей неординарностью. В тоже время, событие является таким же вариантом сообщения, как и вербальный текст.

Вывод: Следовательно, заранее просчитанные характеристики лидера должны реализовываться в специально сконструированных под этот случай событиях.


Факторы эффективности специалиста по PR как коммуникатора

Например, английский ученый Сэм Блэк предлагает свое видение личностных качеств специалиста по PR: отличные организаторские способности, ясность суждений, объективность и критичность восприятия, богатое воображение и способность понимать точку зрения другого, живой пытливый ум, стойкость характера, внимание к деталям, старательность, склонность к длительной, самостоятельной и творческой работе, оптимизм, чувство юмора, гибкость и умение одновременно иметь дело с разными проблемами. Но, кроме перечисленных качеств, специалисту необходимо хорошо писать, редактировать; иметь оптимистический взгляд на жизнь; обладать ораторскими способностями, быть коммуникабельным, иметь презентабельную внешность[1, 29].

Среди профессиональных качеств, характеризующих вербальное и невербальное поведение, на первое место поставлено: владение литературным языком, общая эрудиция и кругозор, далее - умение четко формулировать свою мысль. Среди качеств самой личности коммуникатора были выделены следующие: ум, эрудиция, интеллект, далее идут такие качества - доброта, откровенность, чуткость.