Первое впечатление формируется за очень короткое время – 10 секунд. А свыше 90% из того, что запоминают люди, - это результат невербальной коммуникации: язык тела, лицевая экспрессия. Следует помнить, что в процессе коммуникации поступающая от человека невербальная информация оказывает большее влияние на реципиента. Может быть, кому-то и удобно сидеть, скрестив руки на груди, или с напряженной спиной и вытянутой шеей, но, как показывают исследования, это оказывает отрицательное влияние на реципиента [11, 45].
Прическа, поза, одежда также ключи к пониманию сообщений. И только 10% запоминается из того, что говориться [7, 81]. Однако для того чтобы приобрести популярность или внести весомый вклад в развитие компании, недостаточно от природы, быть только, лишь привлекательным человеком, ведь красота влияет, только на первое впечатление. Но первые впечатления также важны и приобретают все большее значение по мере того, как общество становиться подвижным и как человеческие контакты становятся все более торопливыми и эфемерными [7, 113]. Публика – это зеркало выступающего, в каждое мгновение она отражает его настроение. Главными же остаются - интеллект, знания, квалификация, опыт.
Манера одеваться достаточно многое может рассказать - об образовании, о том, что собой представляет человек и к чему стремится.
Одежда, которую мы носим, возможно, не делает нас легко узнаваемыми, однако, тем не менее, может сказать о многом. Хотя просто иметь соответствующий внешний вид явно недостаточно. Необходимо чувствовать себя комфортно, для того чтобы уверенность передавалась аудитории [8, 47].
В. Дунаев например, размышлял: доверительность рождается человеческим обаянием, манерой говорить, природными, прирожденными качествами, подаренными человеку [12, 59].
Вывод: Публика, так или иначе, составит мнение о компании в ходе выступления, правильное или ошибочное, - одежда специалиста по PR во многом его определит.
Составляющие внешности специалиста по PR
Подобающий внешний облик способен творить чудеса. Задачу по его созданию следует воспринимать как весьма существенную часть подготовки к выступлению перед людьми.
Во-первых, одежда должна быть удобной. Если выступающий уверен в том, что его одежда работает на него и соответствует его образу и, в тоже время, современной моде, то он может совершенно забыть о ней, сосредоточившись только на своей работе [8, 62]. Современность же - фундаментальная ценность в структуре моды. Современность ассоциируется с прогрессивностью, готовностью к изменениям, она противопоставляется косности, рутине, консерватизму. Стремление человека к новому опыту имеет в моде основное значение. Люди устают от старого и желают другого, нового. Различные общества, многообразные социальные группы, обладают своими собственными глубинными ценностями, ведь они из разных классов и слоев.
В оформлении внешнего облика (сюда входят покрой, цвет, длина, рельеф материала одежды, форма обуви, украшения, аксессуары) одним из главных моментов является эстетическая оценка «нравиться –не нравиться», «красиво - не красиво», - именно такие суждения высказывают люди, оценивая внешний облик выступающего [7, 147]. Следование современной моде для специалиста по связям с общественностью, является необходимым, в условиях того, что демонстрируется социальный статус и принадлежности к определенной социальной группе.
«Одежда, это не что иное, как информация о человеке, только бессловесная. Одежда – это автопортрет, человек есть то, что на нем надето». Мода прочно вдолбила нам такое представление, и оно стало до некоторой степени соответствовать истине.
То, что будет на вас надето, сообщит слушателям, две важные вещи:
- что сам выступающий думает о себе,
- и что публика думает о выступающем, пишет в своей книге Рон Хофф [14, 95].
Обретение индивидуального стиля – результат активности человека. Он приносит человеку чувство удовлетворения, является доказательством адекватной оценки своих способностей, необходим для повышения дальнейшей активности. Некоторые основополагающие принципы выбора подходящей одежды, например, классической и консервативной. При этом костюм должен быть хорошо скроен, безукоризненно пригнан и сшит из высококачественной ткани [8, 30].
Толщиной материала, добротность костюма, чернотой ботинок, безупречной чистотой воротничков и манжет представитель компании демонстрирует аудитории серьезный и деловой настрой. Такой вид одежды определяет профессиональный и коммерческий подход [7, 118].
Что касаетсяприкрывающих краев одежды,то это относиться в большей степени к женщинам. Выбор длины одежды строго индивидуален, возможно, использование мелких детали, которые подчеркнут их индивидуальность, но в тоже время не будут отвлекать внимания. Что касается юбок, следует избегать разрезов, которые распахиваются при посадке. Идеальная длина определяется в зависимости от роста, веса и предпочитаемого стиля. При выступлении перед публикой нельзя появляться в одежде с короткими рукавами, даже летом, так как короткие рукава выглядят слишком не формально. Тогда как длинные рукава придают стройность фигуре и делают ваш вид более профессиональным [8, 75]. Недопустима обувь яркой или же пестрой окраски и каблуки необычных форм.
Говоря о мужчинах, костюм должен быть не только самого лучшего качества, но и также должен быть сшит из ткани подходящего цвета и отлично сидеть. При посадке, края брюк не должны подниматься настолько, чтобы между брюками и носками открывалась полоса кожи. Ботинки должны всегда блестеть. Носки должны быть длинные, обнаженные голени выглядят очень не привлекательно, при положении нога на ногу.
Рубашка также должна хорошо сидеть и не в коем случае не быть слишком узкой. Галстук, если он не гладкий, должен иметь сдержанный рисунок, не резать глаз [8,76].
Выступающий всегда должны знать, какой длины у него рукава, насколько открыт вырез горловины, как сидят брюки, юбка. Следует заранее оценить, как выглядят костюм, когда человек стоит, сидит или ходит.
Много из вышесказанного может казаться очевидным, но в тоже время, такие, в сущности, простые вещи должны входить в число основополагающих правил хорошего вкуса и стиля специалиста по связям с общественностью.
Оформленность частей лица, волосы и прическа играет важную роль в облике человека. Волосы должны достойным образом обрамлять лицо. Прическа должна придавать голове форму, создавая мягкий, естественный, привлекательный фон для черт лица. Идеальная прическа должна создаваться в соответствии с индивидуальными чертами. Следует избегать сложных причесок, нуждающихся в фиксаторах. С другой стороны, прическа, требующая постоянной бдительности, невыгодно привлекает внимание. Откидывание волос от глаз, перекладывание прядей и прочая суета – все это отвлекающие жесты. Секрет хорошего вкуса таиться в выборе украшений и аксессуаров, они дают возможность выразить свое «я». С помощь аксессуаров можно изменить один и тот же костюм, приспосабливая его для различных сезонов и случаев.
Украшения должны подчеркивать внешность, не привлекая к себе внимания. Основное правило: избегать слишком блестящих, качающихся, мерцающих на свету, всего, что звенит и шумит, все то, что отвлекает внимание от лица и от того, что говорится. Например, крупные блестящие серьги, нитка слишком крупных бус, раскачивающаяся на груди, притянет к себе взгляды, и отвлекут внимание от коммуникатора. Ношение же простых украшений требует некоторого самоотречения, но человек, выступающий перед публикой, должен всегда помнить, что неправильно выбранные украшения могут разрушить его образ.
Мужчинам выбирать ювелирные изделия нужно с большой осторожностью. Например, отличительный знак организации на лацкане пиджака, может ярко вспыхнуть при движении, и тем самом отвлечь слушателя или зрителя. Часы и кольца не должны быть блестящими, а от цепочек вообще лучше отказаться. Также следует избегать галстуков броских рисунков, а также клетчато-полосатых, в горошек, ярких расцветок и из блестящих материалов. Недопустимы черные, красные и белые галстуки.
Динамика внешности – жесты, стиль, мимика,
открытость/закрытость телесности
Психолог Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%.
Профессор Бердвислл провел аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течении 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения, то есть в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40 % информации передается с помощью вербальных [11,60].
Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для «обсуждения» межличностных отношений, а в некоторых случаях используется взамен словесных сообщений.
Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в виду, что он обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать их с вербальными сигналами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушатели сидят глубоко в креслах и опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека или коммуникатора появиться предчувствие, что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию.