Смекни!
smekni.com

Экспериментальное исследование особенностей психических состояний специалистов Бухгалтерский учет и аудит студентов 3 курса (стр. 4 из 5)

Для диагностики депрессивных состояний использована методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова.

Данный опросник состоит из 44 группы показаний, каждая из которых включает в себя 4 варианта ответа. В опросе приняло участие 14 человек, обучающихся на 3 курсе специальности «бухгалтерский учет и аудит».

Результаты исследования приведены в таблице 3.

Депрессивное состояние Количество человек В %
Депрессия отсутствует, либо незначительна 7 50
Депрессия минимальна 4 28,6
Легкая депрессия 2 14,3
Умеренная депрессия 1 7,1
Выраженная депрессия - -
Глубокая депрессия - -

Таблица 3. Результаты диагностики депрессивных состояний.

Как видно из результатов, лишь 1 опрашиваемый находился в состоянии умеренной депрессии и у 2-х опрашиваемых наблюдалась легкая депрессия. У остальных же участников депрессия либо минимальна, либо отсутствует вообще.

2. 2. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества.

В течение многих лет психологи высказывали свои суждения об одиночестве. Их рассуждения классифицируются на восемь групп: психодинамические, феноменологические, экзистенциально-гуманистические, социологические, интеракционистские, когнитивные, интимные и теоретико-системные.

Сама позиция, позволяющая называть некое собственное состояние одиночеством, уже исходит из отношения к себе извне, наблюдая как бы со стороны собственную ущербность и недостаточность в не принадлежности к коллективу или разделенному существованию общности. Признание за собой состояния одиночества свидетельствует о том пространстве существования, которое занимает личность. Одиночество может признаваться только у того человека, кто сознательно отторгает свое право на создание внутренних событий собственного сознания, признавая лишь наличие других, внешних себе личностей, в качестве событий собственного сознания; и при этом не сопротивляясь тому, когда другие себя навязывают и ведут как единственно возможные события твоего собственного сознания.

Поэтому для человека одиночество - определение его состояния его окружающих других, которые отражают ущербность собственной неразделенности на него, переносят собственную привычку находиться во внешнем самому себе пространстве событий на него, и в силу этого, называющие его так же одиноким. Внутреннее состояние одиночества как бедность собственного сознания интеллекта называется интенсиональным одиночеством. Внешнее восприятие другими такого чужого состояния неразделенности называется экстенсиональным одиночеством.

Экстенсиональное одиночество является широко исследованным, популистски постигаемым, и хорошо конвертируется в товар, если придать ему вид психологического или философского исследования. Интенсиональное одиночество кажется слишком заумным, чтобы когда-либо выступить в качестве отдельного направления исследования. Интенсиональное одиночество является самой серьезной проблемой, ибо это внутреннее восприятие своего состояния недостаточности, ущербности, неразделенности, которое гораздо основательнее удерживается, нежели простое уединение от других по разным причинам.

Опыт одиночества еще не дает права написания о нем, как не дает такого права и опыт преодоления одиночества. В разговоре об одиночестве понимание права есть морально осмысленный выбор уверенности в том, что предлагаемое другим достойно для подражания. Моральное же право для разговора об одиночестве дает лишь искреннее и глубокое непонимание одиночества по причине того, что находятся в ином пространстве восприятия реальности; где богатство событий этого пространства не порождает вопрос об однообразии этих событий, из чего обычно выводят одиночество как скуку, как недостижение интереса в суете и монотонности.

Эта парадоксальность выражения есть точное ухватывание смысла ощущения своего права: "Я живу и не знаю одиночества, не понимаю его настолько глубоко и сильно, что подозреваю за другими, говорящими об одиночестве, некоторое сумасшествие". Так понятое, или скорее непонятое, одиночество не нуждается в типологизации. Если вы видите типы или виды, вы не добрались до сути, вы не можете видеть главное - общее для этих типов и видов не как признак их деления, а как признак их неделения.

Одиночество в силу этого есть не ощущение, подобно радости или горю, а дедуктивное умозаключение об одиночестве от скуки и ненужности, во-первых, и от неспособности разделить это ощущение с другими в общении, во-вторых. Дедуктивное отношение (от общего к частному) вскрывает самое глубинное отношение сознания к себе лишь как к части от общего, где само общее вынесено вовне Я.

Одиночество как дедуктивное умозаключение не есть логическое умозаключение, но заключение в самом первом значении этого слова, как заключение ума в некоторые границы части, зависимой от неодинокого существования в среде иных умов, где исходят из следующего:

- события в мире есть лишь вне меня;

- другие Я и есть источники этих событий, и даже когда Я есть источник событий, то лишь таких, которые разделены другими, в которых задействованы эти другие;

- чтобы наполнить собственное Я, мне необходимы внешние события настолько, чтобы без них собственное Я - совершенное пустое, вне их мое Я - совершенно одинокое.

Одиночество отсюда есть заключение от неразделенной общности с внешними событиями к частному несобытийному и пустому Я.

Одиночество есть выбор того, кто остается один, но этот выбор осуществляется на ранней стадии формирования личностного феноменологического опыта Я. Чаще всего, одиночество - это когда не один бежит от остальных, в них не нуждаясь, а когда остальные бегут от одного, не видя в нем нужды, надежды и интереса. И чем сильнее они от него бегут, тем сильнее он в них нуждается.

Пустота Я, неинтенсивное проживание внутри Я, неумение создавать внутренние события Я - признаки отсутствия индукции внутренних событий Я. Событие, любое мировое событие, прежде всего, рождается как внутренне событие чьего-то Я. Это было и остается самой большой тайной и загадкой роли личности в истории. Не всякое внутреннее личностное событие Я может стать мировым событием, но уж наверняка всякое мировое событие рождается как исключительно личностное событие чьего-то Я. Спонтанных событий в мире социума не бывает. Спонтанность социальных событий - удобный миф, но не более.

Для диагностики уровня субъективного ощущения одиночества использована методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Опрашиваемым предлагался ряд утверждений, которые они должны были рассмотреть последовательно каждое утверждение и оценить с точки зрения частоты их проявления применительно к их жизни при помощи 4-х вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда».

В опросе приняли участие 18 человек, обучающихся на 3 курсе специальности «бухгалтерский учет и аудит».

Результаты опроса следующие предоставлены в таблице 4.

Степень одиночества Количество человек В %
Высокая - -
Средняя 5 28,8
Низкая 13 72,2

Таблица 4. Результаты диагностики уровня субъективного ощущения одиночества.

Как видно из результатов у большинства (около 70%) обследуемых низкий уровень субъективного ощущения одиночества, и лишь у незначительной (около 30%) части опрошенных низкий уровень субъективного ощущения одиночества средний. Среди опрашиваемых не было людей с высокой степенью одиночества.

2. 3. Методика измерения уровня тревожности.

Экспериментальные исследования психологов позволили разделить людей на две группы. Первая группа - это те, кто рискуя достигнутым, стремится к успеху. Вторая группа - это те, кто больше дорожит достигнутым, тем что имеет, избегает неудач. Люди второй группы - это люди с повышенным уровнем тревожности, тогда как у людей первой группы уровень тревожности пониженный.

Следует различать виды тревожности. Есть нормальные, или позитивные формы тревожности: это тревожность, которая побуждает человека действовать с целью лучшей адаптации к своему повседневному окружению, и тревожность, которая стимулирует созидательные процессы.

Тревожность становится негативной, патологической, когда она препятствует созидательной активности и искажает социо-профессиональную жизнь. Такая тревожность есть чувство интеллектуализированного беспокойства, часто связанное с соматическими толкованиями категории сердечно-сосудистых (сердцебиения, тахикардия), пищеварительных (пищеварительные спазмы, гастроэнтерит), нервномышечных (судороги, необъяснимые мышечные боли в области груди), дыхательных (ощущение свинцового кожуха на плечах, стеснение в грудной клетке). Следует вспомнить, что дыхательный и пищеварительный аппарат - это те основные места, где в первую очередь проявляются выражения переживаний у ребенка в процессе его взросления.

Астения и заторможенность также являются составляющими патологической тревожности. Тревожность может выражаться в острой и хронической формах и обладать разной степенью напряженности.

Одна острая форма тревожности, недавно описанная, это приступ паники, или пароксизмальный криз, сопровождающийся сильными соматическими симптомами.

Некоторые виды тревожности, не достигшие ещё патологических масштабов, внушают беспокойство, т.к. могут закрепиться, сформироваться в симптомы, которые, затянувшись на долгое время, рискуют повлечь за собой мучительное состояние жестокой тревоги, угрожающее социо - профессиональной интеграции человека.