Смекни!
smekni.com

Эмоции в жизни человека (стр. 3 из 6)

Гнев, отвращение, презрение

Гнев, отвращение и презрение – различные фундаментальные эмоции. Они различны как по проявлениям, так и переживаниям. Человек может чувствовать себя раздраженным при гневе, переживать глубокое неудовольствие при отвращении и быть холодным и отстраненным при призрении. Однако в повседневной жизни гнев, отвращение и презрение кажутся часто возникающими вместе. Ситуации, которые вызывают одну из этих эмоций, часто вызывают и другие.

Гнев. Одной из причин гнева является чувство физического или психологического препятствия – физические помехи, правила, законы или собственная неспособность. Если препятствия незначительны или неочевидны, непосредственная реакция может в гневе и не выражаться, однако что-то действительно мешает достижению страстно желаемой цели, гнев рано или поздно обязательно возникнет. Низкие уровни гнева можно подавлять в течение длительного времени, что сопряжено с известным вредом для здоровья и с риском крайнего взрыва гнева. Другие причины гнева включают в себя личное оскорбление, прерывание ситуаций интереса или радости, обман, принуждение сделать что-то против желания. Эти причины вызывают гнев у многих людей, хотя существуют другие, индивидуальные и зависящие от уровня развития причины гнева.

Индивидуальные выражения гнева могут значительно варьировать, но на лице индивида в состоянии гнева почти всегда можно видеть хотя бы некоторые из естественных компонентов его проявления: движение мышц лба внутрь и вниз, нахмуренное и угрожающее выражение глаз, фиксирующихся на объекте гнева, расширение ноздрей, поднятие крыльев носа, покраснение лица.

При гневе у человека напряжены мышцы и горит лицо. Человек ощущает свою силу и хочет напасть на источник гнева. Чем сильнее гнев, тем более сильным и энергичным чувствует себя индивид, и тем больше потребность в физическом действии. Гнев заставляет испытывать сильное напряжение и сопровождается сильным чувством импульсивности.

В эволюции человека гнев имел важное значение для выживания. Оно объясняется способностью мобилизовать энергию индивида и сделать его готовым к активной самозащите. При развитии цивилизации необходимость этой функции гнева стала столь редкой, что большинством ученых она рассматривается как помеха, а не преимущество. Теперь, за исключением редких случаев, нападение в гневе почти всегда является нарушением юридического и этического кодексов. В ряде случаев небольшой по интенсивности, регулируемый гнев может быть источником психологической силы (веры в себя), которая бывает необходима в ряде жизненных ситуаций. Существуют данные, свидетельствующие, что невозможность или неспособность выразить соответствующим образом справедливый гнев может мешать ясному мышлению, ухудшать отношения и приводить к психосоматическим расстройствам (6, стр. 290-296).

Отвращение. Это отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и пр.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами или установками субъекта. (3, стр. 72). В некоторых отношениях отвращение тесно связано с гневом, однако оно обладает рядом отличительных черт. Само по себе оно не так опасно, как гнев. Ощущение отвращения подобно ощущению тошноты и скверного вкуса. Человек стремиться устранить объект отвращения или отстраниться от него. Если отвращение интенсивно, оно действительно может вызвать рвотный рефлекс.

Когда что-то вызывает отвращение, человек стремится устранить этот объект или изменить его таким образом, чтобы он перестал вызывать отвращение. В процессе эволюции отвращение, вероятно, способствовало поддержанию санитарного состояния среды и предотвращало употребление испорченной пищи и воды. Возможно, что отвращение играет важную роль в поддержании личной гигиены. Помимо этого отвращение может быть направлено на идею или личность, включая свою собственную. Отвращение, сопряженное с гневом может быть очень опасным, поскольку гнев может вызвать агрессивное поведение и нападение, а отвращение - желание физического избавление от кого-либо или чего-либо. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на самого индивида, понижая самооценку и вызывая самоосуждение. Совокупность гнева и отвращения в отношении себя, как правило испытывают страдающие депрессией (6, стр. 296-297).

Презрение. Это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с аналогичными категориями, присущими объекту чувства. (3, стр. 73). Испытывающий эту эмоцию человек как правило приподнимает бровь, у него вытягивается лицо, приподнимается голова, как будто он смотрит сверху вниз. В тоже время субъект отстраняется, создает расстояние между собой и объектом чувств. Чувство презрения - это чувство превосходства над кем-либо, целой группой или предметом. Презрение, как гнев и отвращение, является чувством враждебности. Человек негативно относится к тому, в отношении кого (чего) он испытывает эту эмоцию.

В эволюции презрение могло играть конструктивную роль в развитии самообороны, однако когда презрение обращено на других людей (или на себя) трудно обнаружить в этой эмоции что-либо положительное или адаптивное. Возможно, что презрение умеренной силы служит конструктивным целям, если оно направлено против объективно асоциальных объектов. Наряду с этим легко определить отрицательные функции этой эмоции. Презрение – основная эмоция во всех видах предрассудков. Из трех эмоций враждебности – гнева, отвращения и презрения – презрение является наиболее холодной эмоцией. Презрение – это отстраненное переживание, побуждающее к агрессии, проявляющееся в высокомерии, хитрости и обмане (6, стр. 297 – 300).

Гнев, отвращение и презрение - это разные эмоции, но в жизни они часто взаимодействуют. Любая комбинация этих трех эмоций составляет основной аффективный компонент враждебности. Управление гневом, отвращением и презрением представляет собой значительные трудности. Нерегулируемое влияние этих эмоций на мышление и деятельность может создать серьезные проблемы адаптации (6, стр.311-312).


Страх

Страх рано или поздно испытывают все люди. Связанные с ним переживания легко воспроизводятся и могут прорываться в сознание во время сна. Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный страх приводит даже к смерти. Но страх не является только злом. Он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мыслительных процессов и поведение. С эволюционно - биологической точки зрения страх может усиливать социальные связи, включать коллективную защиту.

В современных цивилизациях существует все более возрастающее число объектов, событий, условий и ситуаций, которые пугают или могут быть пугающими. Понимание страха не избавляет от опасных или пугающих ситуаций, но оно может обеспечить дополнительную меру контроля над этой эмоцией.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся сигналом опасности. Угроза может быть как физической, так и психологической. Причиной страха может быть как присутствие чего-то угрожающего, так и отсутствие чего-то, что объекта, обеспечивающего безопасность, например, мать для ребенка.

Иногда страх не связан с чем-то конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. Из-за частой распространенности страдания связь его со страхом вызывает неврозы «тревожности».

Причины страха можно разделить на 4 класса: внешние события или процессы, влечения и потребности, эмоции, когнитивные процессы субъекта. Причины, относящиеся к каждому из этих классов, могут быть как врожденные, так и приобретенные.

Страх является эмоцией большой силы, которая оказывает заметное воздействие на восприятие, мышление и поведение индивида. По сравнению с другими эмоциями она оказывает наиболее сдерживающее влияние. При страхе ограничивается восприятие, человек становится функционально невосприимчивым. Страх может замедлить мышление, сделать его более узким по объему. Он приводит к напряжению мускулов, а при ужасе субъект может остолбенеть и стать совершенно неподвижным. Страх очень сильно сокращает число степеней свободы в поведении.

Страх в зависимости от своей интенсивности переживается как предчувствие, неуверенность, полная незащищенность. Появляется чувство недостаточной надежности, чувство опасности и надвигающегося несчастья. Человек ощущает угрозу своему существованию, которая может переживаться как угроза своему телу, своему психическому Я или тому и другому вместе. Страх занимает особое положение между первоначальным моментом удивления и конечным специфически адаптивным поведение. Страх является своего рода нащупыванием в темноте, необходимым перед тем, как произойдет удовлетворительная оценка опасности. Это значит, что страх изначально связан с чувством неуверенности в отношении истинной природы опасности и того, как справиться с этой опасностью.

Напряженность имеет более высокое значение в ситуации страха по сравнению с другими эмоциональными ситуациями. Таким образом, страх является наиболее опасной из всех эмоций. При слабой и средней интенсивности от часто взаимодействует и с положительными и с отрицательными эмоциями. Страх возбуждается резким возрастанием частоты нейронной импульсации. На нейрофизиологическом уровне страх имеет некоторые компоненты, общие с удивлением и возбуждением, во всяком случае в первоначальных стадиях возникновения эмоционального процесса.

Существуют как врожденные (природные), так и приобретенные (культурные) причины или стимулы для страха. Порог возникновения страха, так же как и пороги возникновения других фундаментальных эмоций, находится под влиянием индивидуальных различий, имеющих биологическую основу, индивидуального опыта и общего социокультурного контекста происходящего. Врожденные пусковые механизмы или естественные причины страха включают одиночество, незнакомость, высоту, неожиданное приближение, неожиданное изменение стимула и боль. Широко распространенная боязнь животных, незнакомых объектов и незнакомых людей рассматриваются многими исследователями как производные от естественных причин.