Отец и мать новобрачного не сидят за столом, а ходят у столов н кланяются, угощая гостей, а прочие родные новобрачного подают за столы кушанья и напитки. За княжим столом новобрачные тоже ничего не пьют и не едят, а только если им подносят вино и пиво, "пригубливают", т. Е. Обмачивают губы. Новобрачных, как перед первым столом после брака, так и княжим, чтоб не возбудить в них аппетита, кормят отдельно, что и называется "покормить молодых на особинку". Подгулявшие гости за княжим столом часто обращаются к новобрачным и говорят: "Горько, очень горько!", Просят: "Нельзя ли подсластить?" Новобрачные должны встать, поклониться, поцеловаться "крест накрест", сказать: "Покушайте, теперь сладко!" Гости допивают из стакана или рюмки и говорят: "Вот теперь очень сладко", – а потом подходят к новобрачным и целуют их. Таким образом, за княжим столом только и слышится "горько", а потому поцелуям нет конца. Гости-супруги, не довольствуясь "подслащиванием" новобрачных, обращаются за словом "горько" муж к жене, жена к мужу и тоже "подслащивают" – целуются.
На княжий стол посмотреть приходит очень много постороннего народа. У небогатых хозяев, когда бывает один стол после брака, а княжего стола не бывает, – все церемонии и обычаи происходят за первым столом после брака, как за княжим.
Из новой родни на третий день остаются очень немногие. Третий день имеет вид праздника семейного. Утром молодую заставляют стряпать и выпекать блины, которые она и подает от печки на стол. После обеда, ввечеру, к новобрачным собираются посидеть девицы, молодые женщины и парни. Молодые люди поют песни, заводят разные игры и пляшут. На этом вечернем собрании новобрачная знакомится с соседями и потчует их: блинами, пирогами, пряниками и орехами.
Так называемые отводины бывают обычно через неделю после свадьбы. Отводины делает отец новобрачной и все прочие ее родные, бывшие на свадебном пиру. В назначенный для отводин день тесть едет звать к себе зятя и дочь, а также и всех родных зятя. Когда приедут молодые к отцу и отпируют сват у свата, зять у тестя, тогда приглашают к себе по старшинству и прочие родные новобрачной. На отводинах, таким образом, молодые ходят из дому в дом родных, у каждого угощаются закусками и чаем. С окончанием отводин свадьбу считают оконченной.
Русский человек без родни не живет
Мало где можно увидеть столько степеней родства, как в большой, разветвленной русской семье. Не зря говорят: много родни – мало беды.
Далеко не все знают, что, кроме ближайших родственников – родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, – есть у них еще шурины и золовки, девери и свояченицы. Приятно, когда в каком-нибудь городке или в далекой деревне обнаружится вдруг хоть и десятая вода на киселе, а все же родня, родная кровь.
Сколько присказок и анекдотов бродит о зятьях и тещах – на целый том хватит! Да и загадок, связанных с родней, немало. Например, шуринов племянник – какая зятю родня? Поразмыслив, ответите: сын. А вот еще одна: шли муж с женой, брат с сестрой да шурин с зятем; сколько их всего? Оказывается, трое: муж с женой да брат жены. Потому что этот брат – он же шурин. А муж шурину доводится зятем.
Постараемся разобраться в степенях родства.
Часто говорят: они единокровные, единоутробные. А ведь это далеко не одно и то же. Единокровными называют детей, которые родились от одного отца, при этом – не от одной матери; то есть родство по крови. Единоутробный дети – наоборот, дети от одной матери и от разных отцов. Родство по утробе.
С тестем, тещей, свекром и свекровью путаницы, как правило, не бывает.
Тесть – это отец жены. О нем говорят: "Тестевы обычаи уважай." Хотя, с другой стороны, коли зять недоволен, так может и ответить: "Что мне тесть, когда нечего есть!" Но коли уж выдал дочку замуж, то приходится и зятя принимать таким, каков есть. Отсюда – "Тесть, как ни вертись, а за зятька поплатись!"
Теща – мать жены. Она за родную дочь переживает, поэтому старается всячески ублажить зятя.
Свекор – это отец мужа. Соответственно, жена его сына – ему сноха, она же – невестка. О нем говорят, что "свекор – гроза", но этим, как правило, и ограничиваются. Все прочие характеристики относятся к свекрови.
Свекровь – мать мужа. В старину был свадебный обычай: утром после брачной ночи свекровь ударяла сноху три раза плеткой, приговаривая: "Это – свекрова гроза, это – свекровина гроза, это – мужнина гроза".
3ять – муж дочери. Но точно так же называется и муж сестры, или, как пишет В. И. Даль, – "золовкин муж". Родители жены – мужу (зятю) тесть и теща. Брат жены – мужу ее (своему зятю) шурин. А сестра жены – свояченица. Посему один и тот же человек приходится зятем – тестю, теще, шурину и свояченице.
Сноха, она же невестка, – жена сына по отношению к родителям сына. Сноха – от слова сын: "сынова" – "сыноха". Невесткой также называют жену брата. Жены двух братьев – между собою тоже невестки. Таким образом, невесткой женщина может быть по отношению к свекру, свекрови, деверю и золовке.
Тетка (тетя, тетушка) – сестра отца или матери.
Дядя – брат отца или матери. В зависимости от этого о нем, как и о тетке, говорят с уточнением: "дядя по отцу", "дядя по матери". Нередко младшие называют дядей старшего, независимо от родства.
Мачеха – не родная мать детям, вторая жена отца. Дети мужа от первого брака – мачехе пасынки и падчерицы.
Отчим – не родной отец, отец по матери, второй муж матери. Отчиму дети его жены от первого брака – пасынки и падчерицы.
Шурин, он же шуряк, шуряга – родной брат жены.
Деверь – брат мужа. Деверь и золовка – для жены то же, что и шурин и свояченица для мужа.
Золовка – сестра мужа. В некоторых местах так называют и жену брата. Золовка обычно указывает молодой, командует ею. Отсюда и само слово золовка – от "зловка".
Свояченица – сестра жены, а муж ее – свояк. Свояками называют и двух мужчин, женатых на родных сестрах. Родство это считалось не очень надежным, поэтому говорили: "Два брата – на медведя, два свояка – на кисель".
Ятровь (она же ятровица) – жена деверя. Но так зовут и жену шурина. Жена брата по отношению к деверю и золовке – тоже ятровь. И жены братьев между собою – тоже ягпрови.
Кум, Кума – крестные отец и мать. Они в духовном родстве не только между собою, но и относительно родителей и родичей своего крестника. То есть кумовство – это не кровное, а духовное родство.
Есть и другие степени родства в русском народе, более отдаленные, о которых говорят, что это "седьмая (или десятая) вода на киселе".
Порою в большой семье сами с трудом разбираются, кто кому кем доводится, и тут приходят на выручку производные от слова свои: свойственники, свойки, свойники.
Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: "Венчается раб божий такой-то", – то последний должен креститься и говорить тихонько: "Я, раб божий (имярек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются". Народ верит, что если у брачующихся есть какие-то болезни да с ними венчают, тогда их никода не вылечить.
Во время венчания, когда под ноги подстилается полотно или платок, – то кто на него вперед ступит ногой, тот из новобрачных и будет "большим" в семейной жизни.
Во время венчания замечают: у кого из брачующихся венчальная свеча скорее сгорит, тому прежде и умереть.
Во время венчания ни жениху, ни невесте не следует смотреть друг на друга, а если же будут, а в особенности посмотрят в глаза, то не возлюбят друг друга или кто-нибудь изменит в супружеской жизни.
Когда от венца молодую вводят в дом к свекру, то он и свекровь встречают новобрачных у калитки; первый из них дает молодой в руки скляницу с вином или с пивом, а последняя кладет потихоньку в пазуху новобрачной пирог и под ноги кидает хмель. Пирог новобрачные должны съесть пополам перед свадебным столом, на "особинке". Это делается для того, чтобы они жили всю жизнь сыто, в любви и согласии, а хмель рассыпается под ноги, чтобы жили век весело.
Как за первым столом, так и за княжим, новобрачные должны свои ноги переплести или поставить нога на ногу – для того чтобы между ними не пробежала кошка, а то молодые будут жить несогласно, как кошка с собакою.
Список используемой литературы:
- "Берегиня" №1. Книга для семейного чтения. (Вып. 1. - М.: Либерия, 1998 г. - стр. 188)
- "Современные праздники и обрядов народов СССР". (М., "Наука", 1985 г.)