Интересные данные, свидетельствующие об эмоциональной памяти, приведены Ю.Л.Ханиным (1978) о запоминании спортсменками и спортсменами своейтревоги перед соревнованиями и во время них. В одном случае гимнасткам было предложено оценить свое состояние за час до начала соревнования и перед каждымиз четырех снарядов гимнастического многоборья. Затем через 18 дней каждая гимнастка по своим воспоминаниям ретроспективно оценила, “как она себячувствовала за час до начала соревнования и перед каждым снарядом”. Оказалось, что ретроспективные и реальные оценки ситуативной тревоги были достаточноблизки между собой. Коэффициенты корреляции были особенно велики в отношении переживаний перед теми снарядами, которых гимнастки боялись больше всего.
На основании результатов, полученных Ханиным, можно предполагать, что у женщинэмоциональная память лучше, чем у мужчин. К такому выводу склоняют следующие факты.
Группе женщин— прыгунов в воду было предложено за 20 дней до важных соревнованийоценить ретроспективно на основании своего прошлого опыта с помощью шкалы ситуативной тревожности “свое состояние перед ответственными соревнованиями”.Затем непосредственно перед соревнованиями (за два часа до начала выступления) с помощью шкалы ситуативной тревожности был измерен реально наблюдаемый уровеньтревоги. Оказалось, что между этими двумя показателями существует тесная корреляция. У мужчин же в результате проведения такого же исследованиядостоверной корреляции не было выявлено.
Правда, выявленные различия между мужчинами и женщинами в запоминании своих переживаниймогут быть объяснены худшей у мужчин, чем у женщин, рефлексией и меньшей у мужчин, чем у женщин, выраженностью, тревоги, но все это тоже нуждается вдоказательстве.
Следует отметить, что термин “эмоциональная память” не всегда используется адекватно.Например, Б. Б. Коссов (1973) говорит об эмоциональной памяти шахматистов, а на самом деле им изучалось влияние эмоции на запоминание (как эмоциональноевозбуждение влияет на запоминание позиций в партии).
Этот термин введен В.П.Морозовым (1991) и означает способность опознания эмоций по речи и пению человека. О том, что такая способность существует, можетсвидетельствовать тот факт, что между эмоциональным слухом и речевым слухом отсутствует корреляция. Поэтому “эмоциональная глухота” может встречаться и улюдей с хорошо развитым восприятием речи. Эмоциональный слух— филогенетически более древняя способность. В пользу существования этой способность,свидетельствует и то, что испытуемые разного возраста, пола и профессии показали существенные различия в правильности опознания эмоций— от 10 до95%. Было выявлено, что музыканты и вокалисты обладают более развитым эмоциональным слухом. В связи с этим эмоциональный слух стал рассматриватьсякак один из критериев художественной одаренности, который стал использоваться на приемных экзаменах в консерваторию. В контексте обсуждаемого в этомпараграфе вопроса важно не то, насколько эмоциональный слух пригоден для профотбора, а насколько он помогает опознавать эмоции человека.
А.Х.Пашина (1992) показала, что одинаковый у двух субъектов процент опознания всех эмоцийможет быть при разном количестве правильно опознанных эмоций. В связи с этим она выдвинула представление о структуре эмоционального слуха. Ею былоустановлено, что испытуемые по-разному опознают количество предъявленных эмоций: одни— все пять, другие— четыре, третьи— три ит.д. Больше всего опознают эмоций музыканты, затем учащиеся математической школы, еще меньше— работники детского дома и самое меньшеечисло правильных опознаний было у учащихся выпускного класса детского дома (рис. 9.2).
Эти данные свидетельствуют о том, что эмоциональный слух зависит от опыта, приобретаемого людьми в процессе общения. Но, с другой стороны, имеются лица,которые и без опыта способны опознать все пять эмоций, что говорит в пользу того, что эмоциональный слух может быть и врожденным.
Различия между выборками обнаружились и по виду эмоций, которые основная частьиспытуемых каждой выборки определяет с максимальной по сравнению с другими эмоциями вероятностью. Так, студенты музыкального факультета с большейточностью идентифицировали “радость” и “нейтрально”. Восемьдесят пять процентов учащихся-“математиков” лучше определяли “нейтрально”, а затем— “радость”.Сотрудники детского дома лучше идентифицировали “нейтрально” и “печаль”.
У воспитанников детского дома на первом месте были “страх” и “нейтрально”. Этонаводит на мысль, что лучше опознается то, что переживается самим испытуемым.
Пашина выявила, что лица, которые распознают только одну эмоцию, отличаются низкимуровнем эмпатии и нормальным уровнем тревожности, а те, кто распознает все пять эмоций, имеют достаточно высокий уровень эмпатии и очень высокую ситуативнуютревожность. Кроме того, имеет значение, какой в данный момент у испытуемого эмоциональный фон, т.е. какую эмоцию он переживает в данный момент (рис.9.3).
<...>
Житейское понимание слова “чувство” настолько широко, что теряет конкретное содержание.Это и обозначение ощущений (“чувство боли”), и возвращение сознания после обморока (“прийти в чувство”), и самооценка (чувство собственного достоинства,чувство собственной неполноценности) ит.п. Многофункциональное использование слова “чувство” выражается и в словах “чувствовать”,“предчувствовать”, “чувствительность”. Так, говорят “я почувствовал”, вместо того чтобы сказать “я ощутил”, или “я чувствую” вместо того чтобы сказать “ядумаю (полагаю, предвижу)”. Говорят также об органах чувств, хотя очевидно, что речь идет об органах ощущений, об анализаторах. С другой стороны, говорят об “острыхощущениях”, хотя ясно, что речь идет об эмоции страха.
Однако понятие “чувство” смешивается не только с ощущениями, но и с интеллектуальнымипроцессами и состояниями человека. Например, у К.Д.Ушинского (1974) в его труде “Человек как предмет воспитания” подробно рассматриваются такие“умственные чувства”, как чувство сходства и различия, чувство умственного напряжения, чувство ожидания, чувство неожиданности, чувство обмана, чувствосомнения (нерешительности), чувство уверенности, чувство непримиримого контраста, чувство успеха. К сожалению, это имеет место не только в прошлом, нои сейчас.
То, что чувства и эмоции тесно взаимосвязаны, не требует обсуждения. Вопрос не в этом,а в том, что вкладывается в эти понятия и каково соотношение между ними.
Попытки развести понятия “чувство” и “эмоция” делались давно. Еще У. Мак-Дугалл(MacDougall, 1928) писал, что “термины “эмоция” и “чувство”… употребляются с большой неопределенностью и путаницей, что соответствует неопределенности иразнообразию мнений об основах, условиях возникновения и функциях тех процессов, к которым эти термины относятся” (с. 103). Правда, и ему самомупреодолеть эту путаницу не удалось.
После многолетней систематической работы над тем, чтобы сделать свои представления поэтим вопросам более ясными, У. Мак-Дугалл пришел к выводу, что развести эти термины можно “на основе их функционального отношения к целенаправленнойактивности, которую они определяют и сопровождают, поскольку эти отношения в обоих случаях существенно различаются” (с. 104).
Он пишет, что существуют две первичные и фундаментальные формы чувства—удовольствие и страдание, или удовлетворение и неудовлетворение, которые окрашивают и определяют в некоторой, хотя бы незначительной, степени всеустремления организма. По мере своего развития организм становится способным испытывать целый ряд чувств, являющихся сочетанием, смесью удовольствия истрадания; в результате появляются такие чувства, как надежда, тревога, отчаяние, чувство безысходности, раскаяние, печаль. Такие сложные чувства вобыденной речи называют эмоциями. Мак-Дугалл полагает, что эти сложные “производные эмоции” целесообразно называть чувствами. Они возникают послетого, как успешно или неуспешно осуществлены стремления человека. Подлинные же эмоции предшествуют успеху или неуспеху и от них не зависят. Они не оказываютпрямого влияния на изменение силы устремлений. Они лишь открывают самосознающему организму природу действующих побуждений, т.е. имеющиесяпотребности.
Сложные чувства, по Мак-Дугаллу, зависят от развития познавательных функций и поотношению к этому процессу вторичны. Они присущи только человеку, хотя простейшие их формы доступны, вероятно, и высшим животным.
Подлинные же эмоции появляются на значительно более ранних этапах эволюционного развития.
Попытку У. Мак-Дугалла развести эмоции и чувства нельзя признать удачной. Даваемые имкритерии для такого разведения слишком неопределенны (что означает, например, “специфическое побуждение”, к которому он относит только эмоции?), а отнесениетого или иного эмоционального явления к чувствам или эмоциям мало обоснованы и понятны. Чем, например, “смешанная эмоция” стыда, позора отличается от таких явлений,отнесенных им к чувствам, как раскаяние, отчаяние? И те, и другие могут появляться после осуществления или неосуществления стремления.
Разведение эмоций и чувств по признаку “до и после деятельности” тоже не соответствуетистине, так как эмоции могут сопровождать деятельность и поведение и до, и во время, и после них. Остается не ясным и то, чем же в конце концов являются “двепервичные и фундаментальные формы чувства”: чувствами или эмоциями?
С точки зрения функционального подхода к психическим явлениям развести эмоции и чувствапытался и Э.Клапаред. Он задался вопросом— для чего нужны те и другие— и отвечает: чувства в нашем поведении полезны, тогда как эмоциицелесообразными не являются. С позиции того, что мы сейчас знаем об эмоциях и их функции, эту попытку отделить их от чувств тоже не назовешь удачной.