Смекни!
smekni.com

Психологическая символика фасада, интерьера, костюма (стр. 6 из 8)

нашей культуре орнамент испытывает упадок и происходит переоценка его ценностей.

Некоторым вещам приписывают те ценности, кото-рых на самом деле они не имеют.

Внутренняя ценность других вещей не понимается, поэтому умаляется их действительная

ценность. Место для страховой компании отводят в каком-нибудь замке или старинном

дворце; в ванной комнате изобра-жают льва, сидящего на троне.

КОСТЮМ

Едва человечество научилось выделывать простейшие ткани и шить самые

незамысловатые одеяния, костюм стал не только средством защиты от непогоды но и

знаком, символом, выражающим сложные понятия социальной жизни. Одежда указывала на

нацио-нальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение и

возраст, и с течением времени число сообщений, которые можно было донести до

окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или

отсутствием некоторых деталей и укра-шений, увеличивалось в геометрической

прогрессии. Костюм мог рассказать, достигла ли женщина, например, брачного

возраста, просватана ли она, а может быть, уже замужем и есть ли у нее дети. Но

прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто принадлежал тому

же сообществу лю-дей, ибо усваивались они в процессе каждодневного общения. Каждый

народ в каждую историческую эпоху вырабатывал свою систему символов, которые с

течением веков эволюциониро-вали под влиянием культурных контактов,

совершенствования технологии, расширения торговых связей. По сравнению с другими

видами искусства костюм обладает еще одним уни-кальным качеством - возможностью

широко и почти мгно-венно реагировать на события в жизни народа, на смену

эсте-тических и идеологических течений в духовной сфере.

Психологическая характеристика костюма.

Характеристика психологическая - это передача свойств характера персонажа: доброты

скупости, чванства, скром-ности, удальства, щегольства, кокетства и т.д.; или

передача душевного состояния или настроения. Не может быть, чтобы характер человека

не отразился на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в

каких сочетаниях он составлен - все это черточки, выявляющие характер владельца.

"Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в колошах

и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате, - рассказы-вает Чехов о Беликове

("Человек в футляре"), - И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой

замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был

в че-хольчике; и лицо, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в

поднятый воротник..."

Внимательно вглядитесь в одежду, и сможете составить беглый набросок характера

владельца. Рассеянность и акку-ратность, педантизм и добродушие, широта натуры и

мещанство - все сказывается на внешности человека. Остро подмеченная деталь одежды

иной раз расскажет больше самой подробной биографии. Предметы, окружающие человека,

всегда несут в себе отпечаток его личности, проявления его вкуса и склонностей.

Нет более выразительного по силе человеческих переживаний изображения "мертвой

натуры", чем этюд Ван-Гога "Башмаки".

На полотне два потрепанных, только что снятых ботинка. Уже давно приняв форму

старых и больших ног, они сжались на полу, как бы боясь нарушить покой минутной

передышки. Грязь, солнце и дождь оставили в старой коже глубокие морщины. Вольно

или невольно зритель, одушевляя их, примет ботинки как живую часть того, кто только

что ушел, начнет питать ним жалость и сочувствие. "Измученные" ботинки вызывают

цепь глубоких ассоциаций и чувств, сострадания к обездоленым и немощным, мысли о

трагической, одинокой старости.

Нет человека на земном шаре, перед которым не возникла бы при упоминании Чарли

Чаплина маленькая щупленькая фигурка, утонувшая в огромных штанах и растоптанных,

не по росту, больших штиблетах. Котелок, усики и тросточка говорят о преуспевании,

но какое мы испытываем грустное разоча-рование, когда наш взгляд скользит по

мешковатому сюртуку и спадающим на ботинки "чужим" штанам! Нет, не удалась жизнь!

Так талантливо обыгран-ные , построенные по контрасту части одежды создавали

незабываемый по убедительности и силе воз-действия образ, ставший уже символом не

только "маленького человека", но и его исполнителя - Чарльза Спенсера Чаплина.

Костюм как характеристика времени

Костюм - самый тонкий, верный и безошибочный пока-затель отличительных признаков

общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей,

занятий, про-фессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах разви-тие

общества имело свои специфические особенности, и все они - климатические,

социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов.

Каждая эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты,

выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет,

прически, грим. Во все периоды существования сословного общества костюм был

средством выражения социальной принадлежности, знаком при-вилегий одного сословия

перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем

разнообразнее одеяния.

Наконец, каждая эпоха характеризуется определенным состоянием культуры, получающим

своё образное выражение в искусстве костюма.

Социальная характеристика костюма

Только в допетровской Руси могли быть созданы неповто-римые и своеобразные одежды

боярства. Богатство и спесь, чван-ливость и презрение к "работным" людям,

размеренный и незыб-лемый уклад жизни создали своё понятие "красоты" костюма и

облекли его в своеобразную форму. Так родились длинные шубы, подбитые мехом и

крытые тяжелыми и негнущимися тка-нями, длинные, опускающиеся до пола рукава,

высокие горлат-ные шапки. Стремление Петра приблизить Россию к евро-пейскому уровню

развития промышленности проявилось и в кос-тюмных реформах. На смену неподвижной и

неповоротливой одежде, символизирующей отсталую Россию, пришел удобный и

сравнительно простой европейский костюм.

Костюм русского купечества хранил до последнего дня сво-его существования традиции

допетровской старины: длинно-полую суконную одежду, подстриженные в скобку волосы.

Одно сословие от другого отделялось ощутимой стеной законодательства о ношении тех

или иных тканей, о размерах и форме одежды.

История костюма , начиная с европейского средневековья по 19-ый век включительно,

полна указов и постановлений, ограничивающих не только количество одежды для того

или иного сословия, но длину подола, длину и форму рукавов, глубину выреза платья

(декольте). Стоимость тканей опреде-ляла своих потребителей. Платье из дорогой

венецианской пар-чи (15-16в.в.) в Италии разрешалось иметь дожам и их дочерям,

тогда как знатным горожанкам полагались только парчовые рукава.

Не только характер ткани, но и рисунки имели своё соци-альное лицо. Шали были

специальных рисунков: купеческие, дворянские, деревенские. Даже носовые платки

разделялись по чинам и званиям: кружевной или тонкого батиста - дворян-ский,

фуляровый или клетчатый - для чиновников, бумажный цветной - для мещан...

Большие и малые события в мире , стране, направления в искусстве, литературные

течения. отдельные произведения поэзии и прозы, научные открытия и технические

совершенство-вания, прогресс транспорта - всё это отражается на формах костюма,

творит то, что мы называем модой.

Борьба женщин за равноправие и возможность образо-вания прежде всего отразилась в

костюме. При слове "курсистка" сразу возникает образ женщины в мужской прямой

блузе, простой юбке и шляпе-канотье (тоже мужской).

Костюм и технический прогресс

В конце 18-ого века технический прогресс в текстильной промышленности привел к

выпуску на рынок большого коли-чества тончайших хлопчатобумажных тканей : кисеи,

муслина, тарлатана и др. Светлая кисея становится модной тканью, без неё не

обходится ни один гардероб молоденькой барышни , её распространение настолько

обширно, что уже сами девицы по названию ткани получают прозвище "кисейных".

60-е и 70-е годы ХХ века , отмеченные печатью косми-ческой эры, вдохновили моду на

целую систему "простейших одежд". А новые ткани и материалы подтолкнули модель-еров

на создание курток, которые потомство расценит как дань ракетному веку:

простеганные, как аналоги скафандров, из блес-тящей ткани, тугие, на поролоне, они

изобилуют застежками "молний" (даже на локтях) и сверкают металлом "фурнитурных

конструкций".

Мы не замечаем одежду потому, что она часть нас самих, но именно поэтому она

больше всего нас характеризует, именно поэтому в ней отражается каждое событие,

участником или современником которого мы сами являемся.

Технический прогресс ускоряет бег моды, и каждый не-большой отрезок времени

рисуется нам одетым в свой костюм. Если до 19-ого века мы отсчитываем периоды смены

мод по векам, то сейчас такие периоды измеряются годами и месяцами.

Атрибуты, аксессуары

Иногда, мелкая найденная деталь костюма, какой-либо предмет, имеющий отношение к

нему, является "узлом" всей характеристики персонажа. У Паниковского ( "Золотой

телёнок" И.Ильфа и Е.Петрова), опустившегося мелкого жулика, остались от "раньшего

времени" белые крахмальные манжеты. Неважно, что они "самостоятельны" , так как

рубашки нет; важно, что теперь такой детали костюма никто не носит, и он,

Паниковский, этим подчеркивает своё аристократическое происхождение и презрение ко

всем окружающим "новым людям".