выйти замуж или жениться является в каком-то отношении правильным, необходимым. Его нередко называют
мизантропом. Порой создается впечатление, что он вообще видит только черное и что он сам - злое и
нехорошее существо. Нет. Он лишь живет все время будто бы опасаясь, что может что-нибудь проглядеть. Если
он от какой-нибудь угрожающей неприятности (удачи его меньше интересуют) не предостерегал бы
заблаговременно, то по-видимому, чувствовал бы себя лишним человеком.
Когда люди что-нибудь с энтузиазмом делают, возможные неудачи чаще всего забываются. Лишь увидев
хорошее настроение интровертная интуиция начинает напоминать о том, что нечего радоваться, что это
доступно любому глупцу и что еще неизвестно, сто из этого получится, - настроение портится, пыл угасает.
Зато он непревзойденный утешитель, когда другим не везет, когда все падает из рук, когда судьба кажется
враждебной. Сущность в том, что этот тип боится всех экстравертных эмоций, его раздражают как радостные
настроения, которые кажутся ему камуфляжем, мешающим видеть суть дела, так и любое отчаяние, трагизм. Он
их гасит. Он сам не может поступать под диктовку эмоций, отсюда отказ от чувствительности и склонность
смотреть на всех, разрешающих себе быть такими, как на эгоцентричных детей, которых полезно хотя бы
изредка возвратить в земную реальность. Вот это и нужно сенсорно-этическому экстраверту. Отлично, когда
любящее существо может заблаговременно подумать об ожидающих проделках судьбы, своими
предупреждениями охраняет от любого удара, неожиданности, а если постигнет катастрофа, умеет показать
релятивность зла во времени.
Кроме того, нужно сказать, что его едкие замечания совершенно не портят настроения людям, которые
довольны качеством содеянного. А все сенсорики качеством довольны. Слова "иначе и не могло быть", "выше
носа не прыгнешь", которые на индивида с экстравертной интуицией действовали бы как осуждение, очень
энергичного сенсорно-этического экстраверта лишь успокаивают. Убеждают, что не его вина, если не сделано
еще больше. Одно и то же одного морально успокаивает, а другому кажется упреком.
Интуитивно-логический интроверт из отдельных элементов поведения другого человека, его поступков,
составляет как будто бы действующую модель. Поэтому его невозможно чем-нибудь удивить. Отсюда его
неудовлетворенность теми, в поведении кого не хватает понятной им последовательности, а поэтому нельзя
составить такой бихевиористической модели поведения.
Г. Интуитивные экстраверты и сенсорные интроверты
Первая диада:
интуитивно-логический экстраверт
сенсорно-этический интроверт
Интуитивно-логический экстраверт (Дон Кихот), как и все другие экстраверты, не любит внимания со стороны
других лиц, которое превышает его собственную инициативу. Друзей выбирает сам. Не любит ни уступчивых,
которые кажутся ему неопределенными, ни тех, кто пользуется уступками других. Но, как правило, уступает, а
не наступает. Является исключительно плохим тактиком. Не только не умеет устанавливать с людьми нужное
ему расстояние, но и не соображает о том, каким оно должно быть. Не умеет сердиться. упрямиться, отстаивать
свои интересы. Поэтому тех, кто старается его использовать не ради какого-то нового, сложного и стоящего,
интересного дела, что является его страстью, а ради чьих-то личных, "эгоистических" интересов, старается
прямо рассердить. И поэтому часто славится плохим характером.
Уступок и услуг делать не любит. Но то, что делает для дела, даже когда делает за других, уступкой не считает.
"За других" не есть "для других". Чувства для него - табу, от них нужно бежать. Должен быть уверенным, что
любой поступок есть результат логического объективного, а не субъективного этического мышления.
Интуитивно-логический экстраверт видит объективные возможности партнера, но не его чувства. Является
исключительно чутким там, где неосторожность может ослабить жизненную активность другого человека.
Любит упрямых, очень хорошо знающих, чего они хотят, и вместе с тем веселых, теплых, спокойных
сенсорных интровертов. Он человек слова, выполняющий все, что пообещал, даже если это оказывается
невыгодным. Его страсть - забота о создании условий для жизненной активности других. Поддерживает
активность всех людей, поддерживает, руководствуясь своеобразным чувством объективного долга, а не
эмоциями. Апелляция на чувство долга, как и ни любое другое чувство, выбивает из равновесия, заставляет
ощетиниваться и восставать. Отношения с ними портятся сразу после намека на необходимость выполнять
долг, хотя до этого времени они могли делать гораздо больше, чем это сообразуется со здравым смыслом и
нормальной практичностью. Интуитивно-логический экстраверт никогда никого не упрекает. Упрекнуть - это
значит признаться в чувстве, а это выше его сил. Ему кажется, что у человека нет права на упреки. Упреков со
стороны боится, как и любых других признаков агрессивности, столкнувшись с которыми приходит в ярость.
Он и так уж употребляет слишком много энергии для подавления чувств. На вызов, т.е. на любой упрек, чаще
всего отвечает как "Если так, то, значит, я здесь не нужен", и уходит, хлопнув дверью. Но этих бесконтрольных
состояний боится, старается избежать. Одной из причин своеобразного желания перестараться в любой
деятельности является желание избежать случайных намеков на долг, а тем самым и потери контроля над
своими взаимоотношениями с людьми.
В эротических чувствах очень сдержан. Положение осложняется экстраверсией, которая не позволяет
поддаваться воле и инициативе другого. Засекреченные чувства созревают трудно. Долго сомневается,
сравнивает, обдумывает. Иногда нужны год или два лишь для того, чтобы самому себе, не сомневаясь, сказать
"люблю". Еще тяжелее это показать другому, поэтому, если только можно, от чувства стараются избавиться,
чтобы в глазах другого не показаться смешным, слабым, зависимым и ничтожным. В чувствах партнера и его
эмоциональных установках совершенно не разбирается. Допустив, после того как себе объяснит, что
чувство- продукт собственного воображения, из памяти всплывает множество доказательств симпатии
любимого. Но только этому обрадуется и решит, сто собой бороться глупо, как память обеспечивает таким же
количеством доказательств противоположного толка. Любовь - неподвластный, бушующий в психике ураган.
Сплошной бред, когда ничем другим невозможно заниматься и ни о чем другом невозможно думать. Это один
из самых опасных видов платонической любви. На разговор о чувствах решается только когда понимает,
что они переросли в хроническую болезнь, от которой необходимо лечиться. Интересно, что не могут от них
избавиться, пока нет уверенности (и только до тех пор пока ее нет) в ответном чувстве. Духовное равновесие
восстанавливается, как только исчезает двусмысленность, то есть когда объект определенно отказывается от
его симпатий или принимает их. Интуитивно-логический экстраверт из-за любви никогда не конкурирует.
Если находится лицо, которое он считает более достойным внимания друга, уступает без щемящего чувства
сожаления, ведь свою жизнь старается подчинить логике. Но если объект любви через некоторое время
возвращается, ничего, кроме благодарности, не чувствует. Все интуитивные экстраверты в быту рассеяны,
невнимательны, им трудно ладить с окружающим миром вещей, и, если живут в одиночку, вокруг царит хаос,
перед которым чувствуют себя беспомощными. Эту свою слабость знают, как и то, что другими быть не могут,
поэтому их утомляет внимательность других. В партнеры полностью подходит только дружелюбный,
постоянно хорошо и оптимистично настроенный сенсорно-этический интроверт (Дюма-отец).
Интуитивно-логический экстраверт не говорит ни "я тебя люблю". ни "будь моей". Он с удовольствием отрекся
бы от своих чувств, как от никому другому не нужной слабости, но слишком хорошо видит, что его это губит.
Поэтому его внутреннему настроения, о котором он склонен молчать, наиболее соответствуют слова "ты меня
погубишь". Когда чувствует, что стоит на грани пропасти и его личности грозит полная катастрофа, говорит
"ты мне нужен" и, чтобы - прости господи - не обмануть в чем-то другого, открывает ему глаза на все свои
недостатки, чтобы тот не покупал бы кота в мешке. "Мне нужно" звучит убедительно только для уха
сенсорно-этического интроверта, которому своих эмоций хватает за глаза, для которого эти слова - лучшая из
всех возможных оценок его личности. Для того, кому своих эмоций не хватает, эти слова прозвучали бы сухо и
неубедительно, даже обидели бы.
Сенсорный интроверт является гедонистом более всех других и поэтому исключительно хорошо чувствует
реальность своей физической экзистенции. Так как каждый о другом склонен судить по себе, он думает, сто так
чувствуют себя и другие. Поэтому очень считается с удобствами других людей, является внимательным и
заботливым, когда им симпатизирует. Самое малое, что делает этот тип - не обременяет собой других. Он не
может ни просить, ни требовать услуг, все потребности старается удовлетворить своими силами.То, что
сенсорный интроверт так нужен интуитивному экстраверту, можно назвать особой чуткостью и тонкостью,
внимательностью к физическому "Я" другого. Сохраняя мир своих ощущений, охраняет и других.
Сенсорно-этический интроверт - хороший тактик. В повседневной жизни умеет отстаивать свой суверенитет,
т.е. нужное ему расстояние от людей, и не испортить отношений, что как раз и не получается у