В) Теория Эриксона об адаптации и самоадаптации - психосоциальные стадии развития личности
Центральное положение теории Эриксона состоит в том, что каждый человек на протяжении жизни проходит восемь стадий, на каждой из которых ему выдвигается социальное требование. Проблема, встающая перед индивидом в его социальном развитии, создает кризисную ситуацию.
Кризис – это поворотный момент развития, из которого человек может выйти как более адекватным, сильным, так и ослабленным, не справившимся с решением конфликта. Успешное разрешение кризиса связано с установлением определенного компромисса между крайностями, между противоположными состояниями сознания, балланса в пользу позитивного компонента. Благоприятный результат – включение в ЭГО нового позитивного качества (например, инициативность или трудолюбие). Но исход конфликта может оказаться и неудачным, и тогда в структуру Эго встраивается негативный компонент (базовое недоверие или вина). Неразрешимая задача переносится на следующую стадию, где справится с нею тоже возможно, но это гораздо труднее и требует большого напряжения сил. Таким образом, люди преодолевают характерные противоречия стадий с разным успехом и разной скоростью – в этом состоит эпигенетический принцип концепции Эриксона.
Общество одобрительно относится к расширению возможностей человека, пытается поддержать его в этой тенденции роста. Эриксон считает, что в каждой культуре присутствует «решающая координация» между развитием индивидуума и его социальным окружением - «зубчатое колесо жизненных циклов». Согласно закону согласованного развития, общество оказывает помощь развивающейся личности и поддерживает ее именно тогда когда она особенно в этом нуждается (ребенок испытывает потребность в опеке, а родитель стремится опекать и заботится). Таким образом, с точки зрения Эриксона, потребности и возможности поколений симметричны, что ( 6, стр. 74 - 75) отражено в его концепции взаимозависимости. По Эриксону, необходимо изучать условия успешного разрешения каждого кризиса, ибо только в результате интеграции достижений формируется здоровая адаптированная личность: «Психологическая идентичность развивается из постепенной интеграции всех идентефикаций». Взаимодействие между биологическими потребностями индивида и требованиями общества задает направление и содержание развития.
Психосоциальные стадии развития личности.
1. Младенчество: базальное доверие/базальное недоверие.
Первая психосоциальная стадия – от рождения до конца первого года – соответствует оральной стадии по Фрейду. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям. Эриксон считает качество материнской заботы – способность матери так организовывать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний. Главный из ритуалов – взаимное узнавание, которое сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другим людьми. Надежда – ( оптимизм в отношении своего культурного пространства) – это первое положительное качество ЭГО, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие – недоверие».
2. Ранее детство: автономия/стыд и сомнение.
Этот период продолжается от 1 до 3 лет и соответствует анальной стадии по Фрейду. Постепенно расширяются возможности к самостоятельным действиям. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я то, что я могу». Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). Разумная дозволенность способствует автономии ребенка. Таким образом, при удачном разрешении конфликта ЭГО включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе – слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализаци, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.
3. Возраст игры: инициативность/вина.
В дошкольном периоде, который Эриксон назвал «возрастом игры» ,от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и ( 6, стр. 76 – 77) приобретение новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я – то, что я буду делать».
Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала ,с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связна с качеством ааптивности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми ( не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер – Эго, возникает новая форма самоограничения. Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствует становлению инициативности, расширения границ независимости, развития творческих способностей. Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало склонны к продуктивному труду.
4. Школьный возраст: трудолюбие/неполноценность.
Четвертый психосоциаллный период соответствует латентному периоду в теории Фрейда. Соперничество с родителями своего пола уже преодолены. В возрасте от 6 до 12 лет происходит выход ребенка за пределы семьи и начинается систематическое обучение, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему – то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям). Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эгоцентричность ребенка теперь выражается так: «Я – то, чему я научился». Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал – совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в проявлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.
5. Юность эго – идентичности / ролевое смешение.
Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается считаеться самым важным периодом в психосоциальным развитии человека: «Юность – это возраст окончательного ( 6, стр. 77 – 78). становления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни».
Эриксон уделили очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 – 13 лет до примерно 19 – 20 в американском обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я?», «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и так далее) и создать едины образ себя (эго – идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения. Реализация становится импровизацией – нахождение неожиданных решений в ходе процесса и мгновенное его воплощение. Кроме того в ней вычленяется идеологический аспект – процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима. Согласно Эриксону:
Идеология – это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры.
Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности. Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который так же может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связи с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душного разлада и бесценности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, деликвентного (отклоняющегося поведения). В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смещение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям к собственной половой идентификации. ( 6, стр. 78 – 79).