Значительное снижение уровня и качества жизни большинства молодых россиян, нарастание социальной напряженности, обусловливающей возникновение стрессов, обострение экологических проблем, особенно в городах, и другие подобные причины ведут к росту числа заболеваний, в том числе возникновению эпидемий и социально обусловленных заболеваний.
Важно, что нынешнее поколение молодежи растет в условиях экономической и культурной катастрофы. Для молодежи плохо то, что она не может перенять у старшего поколения ясных моральных ценностей, пригодных для жизни в плюралистическом обществе. Старшее поколение, жившее при советской власти, привыкло ко лжи, привыкло жить в плохих условиях и страхе, и одновременно считать, что живут в передовой и счастливой стране. Возникшее напряжение всегда старалось снять водкой. Наркомания молодых просто новая форма бегства от реальности.
Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД. Первый случай заболевания СПИДом выявлен в России в 1987 году и с каждым годом число больных растет с огромной скоростью. По данным научных исследований, более 50% подростков страдают хроническими заболеваниями (заболеваниями нервной системы и органов чувств, органов кровообращения, костно-мышечной системы, дыхания). (28; 10)
Более быстрое половое созревание и раннее начало половой жизни привели к появлению феномена "подростковое материнство", что негативно отражается на здоровье, как новорожденных, так и их матерей. Особенно актуальной является проблема абортов у молодежи. Ежегодно производится до 250-280 тыс. прерываний беременности, т.е. каждый десятый аборт в стране приходится на указанную возрастную группу.
К факторам риска, неблагоприятным для развития молодежи, относятся распространение курения, алкоголизма, наркомании и токсикомании. Высокими остаются показатели самоубийств молодых людей. Стремление уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Наркомания сегодня становится мощнейшим фактором социальной дезорганизации, представляя большую угрозу для нормального функционирования всего общественного организма. По свидетельству специалистов, причины роста наркомании в известной мере есть результат конфликта личности и общества, который особенно ярко проявляется в кризисе социализации. (28; 10)
Стоит сказать, что наркомания – болезнь молодых. Она выбивает из нормального потока общественной жизни самых дееспособных. Именно в этом ее угроза будущему страны.
В России, как, впрочем, и по всему миру, среди потребителей наркотиков преобладает молодежь в возрасте до 30 лет. И темпы роста наркомании в этой среде самые высокие. Средний возраст приобщения к наркотикам сегодня составляет 13 лет. Но уже выявлены случаи наркотической зависимости у 9-10-летних детей. Выборочные опросы подростков показывают, что 44% мальчиков и 25% девочек попробовали хотя бы раз в своей короткой жизни наркотики и другие психоактивные вещества. Более 14 тысяч несовершеннолетних (из них почти 6 тысяч учащихся) состоят на учете в качестве потребителей наркотиков и около 7 тысяч (из них свыше 1600 учащихся) – в качестве потребителей сильнодействующих одурманивающих веществ. Число подростков, впервые обратившихся за медицинской помощью, только за последний год возросло на четверть. (16; 109)
Наркоторговцы выработали и широко применяют тактику "затягивания в сети": в школах, в подъездах домов, в местах массовых сборов подростков они продают наркотики по сверхнизким, символическим ценам, чтобы приобщить к ним как можно больше детей. Потом цена, разумеется, повышается, а легковерный покупатель – "в сети". Почти бесплатное распространение наркотиков (но только на первом этапе) теперь повсеместно применяется для вовлечения подростков в наркотический омут, выбраться из которого многим из них не под силу. Наркотики стали неотъемлемым атрибутом молодежных вечеринок, концертов популярных артистов и музыкальных групп, дискотек.
Также необходимо сказать, что употребление наркотиков стало нормой, ведущей к смерти, для большинства беспризорных детей. Беспризорничество, как известно, граничит с "зоной", а туда, в том числе и в колонии для несовершеннолетних, зелье идет бесперебойно. Выходят они оттуда, как правило, с тяжелой наркотической зависимостью, не имея никакой надежды когда-либо от нее избавиться.
Особенно тревожит рост наркомании среди школьников и среди студенческой молодежи (в 6-8 раз) в последние годы. (18; 82)
Если не будет принято экстремальных мер, то демографический спад на предстоящие 15-20 лет поставит страну на грань физического выживания. К этому стоит добавить, что после того, как человек стал наркоманом, он живет 5-7-10 лет. Не более! Подавляющая же часть наркоманов не доживают до 30 лет. Следовательно, эта возрастная группа людей не только не даст потомства, но и сама не вступит в воспроизводительный процесс. Не стоит забывать и о том, что один наркоман в год может вовлечь в свою среду не один десяток человек. Значит, большая часть сегодняшнего поколения 15-17-летних практически обречена.
Многочисленные исследования подростков группы риска наркотизации сводятся к исследованию характера, некоторых черт личности, либо эмоциональных состояний, приводящих к употреблению ПАВ. При этом зачастую выделенные характеристики либо свойственны не только подро сткам группы риска наркотизации, но и просто социально дезадаптированным людям, либо отмечаются в подростковом возрасте.
На наш взгляд, влечение подростка к употреблению ПАВ является признаком более глубокого личностного неблагополучия. Выявление психологических характеристик подростков группы риска наркотизации обусловливает необходимость нового подхода к решению проблемы профилактики наркомании.
Усиленного внимания требуют дети-сироты, особенно социальные сироты. Таких детей в общем числе сирот в России 95%. Свыше 200 тысяч детей содержатся в сиротских учреждениях (детских домах). Из них ежегодно убегают до 10% воспитанников, ведь там совсем не сладкая жизнь. У нас много различных учреждений, комитетов, фондов, предназначенных для работы с детьми, улучшения их положения, условий жизни и воспитания, но они не дают нужных результатов (11; 12)
В особенно сложном социальном и материальном положении оказались неполные молодые семьи и семьи с детьми. Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Приобретает все более актуальный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых, а 40% испытывали на себе рукоприкладство родителей. Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте 14-29 лет. Решение многообразных и острых проблем молодежи в России возможно лишь при реализации последовательной государственной молодежной политики. (28; 11)
Выделяют следующие факторы риска, присущие учащейся молодежи:
Алкоголизм у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)
Наркомания у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)
Хронические психические расстройства у ближайших родственников (родители, сибсы, дедушки-бабушки, дяди-тети)
Ранняя (до 15 лет) сексуальная активность.
Раннее (до 14 лет) начало приема алкоголя, ранее (до 12 лет) курение.
Низкая толерантность по отношению к употребляемому веществу.
Повторный прием после первой пробы.
Прием веществ, быстро вызывающих зависимость
Органическое поражение головного мозга с психическими расстройствами.
Задержки и асинхронии психического развития.
Формирующаяся личностная патология. Расстройства поведения.
Доступность ПАВ по объективным причинам (например, район проживания)
Аномальные стили воспитания в семье
Воспитание в семье с низким доходом (намного ниже среднего)
Воспитание в семье с высоким доходом (намного выше среднего)
Дисфункциональная семья.
Среди друзей, одноклассников — дети с систематическим асоциальным поведением
Низкая успеваемость в школе
Систематические конфликты с педагогами и учениками.
Индивидуальные особенности, не достигающие уровня психических расстройств.
Пассивная социальная позиция.
Низкий уровень социальных навыков
Отсутствие реальных взглядов на будущее
Отсутствие жизненных перспектив в ближайший год (по объективным причинам). (15; 47)
Непатологические формы аддиктивного поведения не связаны с выраженными и стойкими психическими расстройствами или нарушениями психического развития и не являются его следствием. Они обусловлены преимущественно биологическими, микросоциальными (семейными, школьными, коммуникативными), а также психологическими (личностными) факторами риска, а не формируются по патологическим механизмам. Современное понимание злоупотребления ПАВ как формы отклоняющегося поведения (аддиктивное поведение) исходит из единства факторов риска и защиты для всех типов поведения, отклоняющегося от социальных норм.
Первая группа риска (вариант непатологического аддиктивного поведения) определяется взаимодействием ключевых микросоциальных и психологических (личностных) факторов риска с искажением позитивно-субъективных отношений ребенка к условиям своей жизнедеятельности. Диагностика отношений ребенка к самому себе и значимому окружению является важным критерием выявления детей этой группы риска, а также критерием оценки эффективности проведенной психопрофилактической и антинаркотической работы.