Содержание
Введение. 2
Глава 1. Проблемы развития сексуальных взаимоотношений в период раннего юношества. 4
1.1 Особенности развития сексуальных взаимоотношений с периода античности до настоящего времени. 4
1.2 Особенности психосексуального развития в юношеском возрасте. 12
Глава 2. Экспериментальное исследование проблемы сексуальных взаимоотношений в период ранней юности. 28
2.1 Подбор и обоснование адекватных методов исследования сексуальных взаимоотношений в ранней юности. 28
2.2 Интерпретация экспериментальных данных. 32
Выводы.. 42
Список использованных источников. 45
Воспитание современных юношей и девушек, формирование их взглядов происходит в непростых условиях: это и политические изменения, происходящие в стране, и материальные трудности, и, самое главное, девальвация нравственных идеалов. Разочарование старшего поколения в прежних и отсутствие новых, привлекательных для большинства идей, негативно влияют на воспитание ребенка. Родители и учителя избегают разговоров с юношами о «разумном, добром и вечном», считая себя «обманутыми жизнью». В связи с этим индивидуальная система сексуальных ценностей юношей в большей степени подвержена влиянию доступной эротической литературы, невысокой массовой культуры, теле и видеоштампов: «снижение нижней границы возраста вступления в сексуальные отношения не столько связано с ускорением физического развития современных юношей и девушек, сколько с незавершенностью эротического созревания, то есть несформированностью душевного строя личности» [6].
В тоже время исследователи отмечают, что в определенных юношеских группах существует тирания сексуальных ценностей. Сверстники ожидают от юношей приобретения сексуального опыта в возможно более раннем возрасте и считают тех, кого не устраивает такое требование, несовременными, людьми второго сорта.
Некритическое восприятие литературы, посвященной вопросам пола, в обществе создает упрощенное представление о сексуальности человека, что прежде всего отражается на молодежи. Негативные последствия либерализации половой морали в первую очередь отслеживают врачи, фиксируя рост абортов и венерических заболеваний у юношей и девушек, а среди молодых супружеских пар увеличение числа бесплодных браков. «На рынок хлынул поток не лучшей литературы, открывшей новые темы: безопасный секс, СПИД, проституция. Информация же о социологических и нравственных сторонах сексуальности обновляется столь же экстенсивно, как и в застойные 70-е годы» [6 ].
Попытки создать медицинскую программу профилактики нежелательных последствий путем обучения школьников методам контрацепции, были отвергнуты обществом. Тем не менее проблема осталась и сохранилась необходимость ее решения.
Цель данной дипломной работы является изучение особенностей сексуальных взаимоотношений в ранней юности.
Задачи:
Теоретическое исследование проблем сексуальных взаимоотношений в ранней юности.
2. Подбор и обоснование методик исследования сексуальных взаимоотношений в ранней юности.
Интерпретация экспериментальных данных о сексуальных взаимоотношениях в ранней юности.
Объектом исследования являются сексуальные взаимоотношения у юношей.
Предметом исследования является исследование эмоционального отношения, влияющего на приобретение сексуального опыта.
Гипотеза: мы предполагаем, что на приобретение раннего сексуального опыта у юношей влияет эмоциональное отношение к мотивам вступления в сексуальные взаимоотношения.
Глава 1. Проблемы развития сексуальных взаимоотношений в период раннего юношества
1.1 Особенности развития сексуальных взаимоотношений с периода античности до настоящего времени
Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и неспособное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек – центральный объект философии, то тема человеческой любви,взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях.
Любовь представляет собой средство социализации человека, вовлечение его в систему общественных связей на основе спонтанной и вместе с тем внутренне мотивированной потребности в движении к более высоким ценностям. Любовь – это также единственный способ понять другого человека в его глубочайшей сущности.
Философский анализ любви разворачивается в двух основных направлениях: описание многообразных конкретных видов любви и исследование тех общих черт, которые присущи каждой из разновидностей любви.
Главное внимание уделяется половой любви, являющейся парадигмой всякой любви.
Уже давно люди спрашивали себя, когда возникла любовь – вынес ли ее человек из животного царства, или она появилась позднее.
Исследователи древности говорят, что ее не было даже тогда, когда стало возникать единобрачие. Исходя из работ таких исследователей – Моргана и Бахофена, - Энгельс писал: «До средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в эти интимнейшие отношения. Но от этого до современной половой любви еще бесконечно далеко» [21].
Многие философы, психологи, ученые считают, что во время античности любви не было, а был один только телесный эрос, простое половое влечение.
Любовь ранней античности вполне можно назвать античным эросом. Это как бы предлюбовь, в ней еще много общеприродного, одинакового для человека и других живых существ. Не зря ведь Зевс становился быком, чтобы сочетаться с Европой, лебедем , чтобы любить Леду, сатиром, чтобы насытить страсть к Антиопе. Не зря ведь и Посейдон превращается в коня, чтобы сочетаться с Деметрой и тетанидой Медузой, которая родила потом крылатого коня Пегаса.
В этих фантастических превращениях, в этих поэтических метаморфозах прямо отпечатались взгляды древних на любовь, виден характер их эроса. Телесные тяготения, плотские желания – таким и был, видимо, ранний эрос античности.
У рождения любви много и других пружин – и прежде всего духовное усложнение человека, рождение в нем новых идеалов, подъем на новые ступени этического и эстетического развития.
Новые ступени в психологии любви запечатлевают римские поэты I века до н.э. – Катулл, Тибулл, Проперций, Овидий. Любовь достигает у них огромных высот, утончается, приобретает новые свойства, которых не было раньше.
Конечно, речь идет о высших точках любви того времени, пропущенной через сердце художника и поэтому опоэтизированной, рафинированной.
Немало было в те времена любви без озарений, простой, может быть, грубой, и любви обычной, незаметной, ничем особенным не выдающейся. Именно таким и было большинство любовных связей того времени – подножье, на котором возвышалась любовь искусства. Но в искусстве той поры больше всего запечатлелись высшие взлеты чувства.
Древние греки различали несколько видов любви. Это, прежде всего, эрот, обожествленный эрос. Эрот или эрос,- любовь – страсть, любовь, пограничная с безумием, безумная любовь.
Эрос, главным образом, - половая любовь. Отсюда «эротикэ» - искусство любви.
Более спокойна «филиа». У этой любви больший спектр значений, чем у эроса. Такой любовью можно любить многоразличное. Это, кроме того, не только эротическая любовь – лишь один из видов «филии», то есть не столько любовь, сколько влюбленность.
Все же в Древней Греции любовь ценилась высоко. В «Пире» содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится о ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит всегда руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не научит их лучше, чем любовь» [26].
Мысль Аристофана о любви как стремление к утраченной целостности была воспринята и развита В.С. Соловьевым, сказавшим, что «любовь – влечение одушевленного существа к другому, для соединения с ним и взаимного восполнения жизни» [40].
Главный вклад в истории христианства: идеал всеобъемлющей любви, как основы человеческого бытия. Страстной проповедью любви пронизаны тексты
Нового завета, ее не устают восхвалять, воспевать, всесторонне изучать и внедрять в сознание человека отцы и учители церкви на протяжении всего средневековья, а в ХХ веке сексуляризованное и предельно технизированное человечество вдруг остро ощутило дефицит любви, приведший ее на грань самоуничтожения, к пределам атомного и экологического апокалипсиса.
ХХ век превзошел все прошедшие времена по бесчеловечности и жестокости, по изощренности в изобретении все новых и новых «врагов» и средств массового уничтожения, по беспрецедентному росту человеконенавистничества. Хотя на протяжении многих столетий неустанно трудился над идеалом Любви, преодолевая неимоверное, а часто и жестокое, сопротивление противников и укрепляя себя Павловой Заповедью: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12,21).
Христианство сразу же осознало себя носителем принципиально новой, не Бывшей до того этики, нового понимания человека, его места в мире, новых законов человеческого бытия. Нагорная проповедь Христа строится на принципах снятия древней нравственности нравственностью новой, основанной на принципах любви.
Идеал всеобъемлющей и всепрощающей любви возник и сформировался в позднеантичном мире в наиболее целостном и завершенном виде в сфере религиозного сознания, ибо без освещения божественным авторитетом он практически не мог стать достоянием общественного сознания древнего мира и возник он как отрицание противоположного идеала. Если в Ветхом завете главным принципом взаимодействия Бога с человеком был страх, то в Новом завете им стала любовь, не отменившая полностью «страх Божий», но подчинившая его себе.