Рассмотренные доминанты активности не являются альтернативными, взаимоисключающими. Это опоры устойчивости личности, которые вполне могут сочетаться друг с другом. Чаще одна из них занимает в сознании центральное место. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовершенная устойчивость: она может быть крепкой и длительной, но может быть и чревата возможностью возникновения личностной дисгармонии.
Три перечисленные доминанты активности конструктивны как опоры психологической устойчивости, поскольку поддерживают готовность принимать на себя ответственность за собственную активность. Неконструктивной следует признать магическую направленность сознания. Сочетание конструктивных видов направленности способствует гармонизации личности и тем самым укрепляет ее устойчивость.
Все рассмотренные выше опоры психологической устойчивости – вера, магическая направленность сознания, три доминанты активности – перестают быть опорами, если акцент на одной из них становится излишне сильным. Вера в себя становится самоуверенностью, отгораживает человека от других и неизбежно порождает внутриличностный конфликт. Фанатическая религиозная вера переводит всю активность в русло борьбы за чистоту веры, толкает к нетерпимости, ненависти к иноверцам (неверным), агрессивному поведению. Заострение магической направленности сознания, дошедшее до фиксации, вызывает навязчивое ожидание того или иного проявления неких сил «иного мира», взращивает страх перед потусторонним, парализует волю, блокирует любое проявление самостоятельности. Если саморазвитие становится сверхценностью, человек начинает игнорировать другие стороны самореализации, забывает о том, что развитые личные качества должны быть для чего-то использованы, должны служить достижению значимых целей, продуктивной деятельности, приносить пользу обществу, каким-либо группам или отдельным людям. Увлеченность деятельностью перерастает в трудоголизм как вариант психологической зависимости – излишне сильной зависимости от успехов в деятельности, а то и просто от возможности заниматься избранной деятельностью. Без нее жизнь теряет смысл. Просоциальная, альтруистическая интеракционная установка приводит к растворению в другом человеке и потере своего Я, манипулятивная интеракционная установка переходит в патологическое влечение к власти, вызывающее дисгармонию или множество деструктивных изменений в личности.
Психологическая устойчивость как сопротивляемость
Достижение жизненных целей обычно связано с преодолением трудностей. Чем более крупные (социально значимые) цели ставит личность, тем больше она встречает трудностей. Здесь есть и положительный момент: преодоление сопровождается интенсивными переживаниями самореализации. На пути преодоления всегда встречаются ошибки и неудачи, разочарования и обиды, сопротивление других людей, интересы которых затрагиваются или ограничиваются в связи с активностью субъекта. Чем меньше у личности ресурсов сохранения и восстановления душевного равновесия, оздоровления, поддержания устойчивости, тем более ограничены возможности достижения жизненных целей. При возникновении трудной жизненной ситуации, вызывающей необходимость адаптивных перестроек, комплекс происходящих в организме и личности изменений в наибольшей степени зависит от уровня личностной мобилизации. В систематизированном виде картину изменений в организме и психике при столкновении с трудностями представим в виде таблицы (см. табл. 1).
Таблица 1. Состояния в ситуациях преодоления трудностей
Характеристики | Мобилизация (уровень активности) | ||
Недостаточная | Адекватная | Избыточная | |
Отношение к ситуации, доминирующий мотив | Эмоциональное неприятие цели без адекватной когнитивной оценки | Согласованность эмоциональной и когнитивной оценки; стремление найти путь к цели | Эмоциональный компонент отношения доминирует над когнитивным; часто принятие цели до адекватной когнитивной оценки; стремление достичь цели немедленно |
Ведущая характеристика состояния | Вялость; пониженная активация | Деятельное состояние; адекватная текущей ситуации активация | Азарт; высокая активация и высокое напряжение |
Настроение | Сниженное настроение, уныние | Ровное настроение, бодрость | Неровное настроение, беспокойство |
Энергетическая характеристика физиологических процессов | Сниженное расходование энергии или трата ее на торможение | Адекватное, устойчивое расходование энергии | Избыточное расходование энергии |
Преобладающая фаза стресса | Фаза истощения | Фаза резистентности | Фаза мобилизации (фаза тревоги) |
Поведение | Пассивное (капитуляция) | Активное организованное | Активное дезорганизованное |
Вероятные последствия | Апатия или депрессивное состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону | Сохранение или повышение психологической устойчивости, удовлетворенность самореализацией | Переутомление или астеническое состояние, если жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую сторону |
При столкновении с трудностями обычно наблюдаются два основных варианта реагирования: гиперстения, связанная с активной деятельностью (порой нецелесообразной, саморазрушающей), и гипостения. В большинстве случаев проявляется тенденция к динамике от гиперстенических состояний к гипостеническим. При недостаточной мобилизации наступление фазы истощения может быть ускорено, потому что предыдущие фазы либо очень быстротечны и недостаточно развернуты, либо протекают в идеальном плане без соответствующего деятельностного, поведенческого выражения.
В отношении к ситуации и в доминирующем мотиве центральная роль принадлежит согласованности и соразмерности когнитивного и эмоционального компонентов отношения. Близость механизмов стрессовых изменений в психике и невротических, предневротических расстройств достаточно известна. Сравнивая особенности целеполагания и его мотивационные детерминанты у здоровых лиц и больных неврозами. Оказалось, что более высокий уровень общей мотивации у больных неврозами образуется за счет эмоционального компонента. Предположим, что несоразмерность когнитивного и эмоционального компонентов становится одной из причин того, что мотивация избегания неудачи – ведущая при неврозах – не приводит к реальному избеганию конфликта, связанного с неудачей, как это обычно происходит у здоровых лиц. Кроме того, и мотивация достижения успеха при неврозах не способствует тому, чтобы была выбрана цель, соответствующая возможностям, так как эмоциональный компонент поддерживает прежний завышенный уровень цели (несмотря на неудачи).[13]
Большое значение имеет акцент на внешней активности (экстраактивности) или адаптивности. Довольно часто приходится сталкиваться с точкой зрения (не всегда высказываемую явно), в которой за средой признается большая активность, чем за субъектом. При таком взгляде человек в трудных ситуациях «отвечает на воздействия», «приспосабливается», «выдерживает обрушившуюся нагрузку» и т. п. Экстраактивность и адаптацию не следует рассматривать как противоположные полюсы одной шкалы. Речь идет не об отрицании одного процесса другим. Они оба необходимы личности для существования и развития. Направление всей энергии на экстраактивность делает человека уязвимым для воздействий среды, неизбежно ослабляет адаптивные механизмы.
Чрезмерный акцент на адаптации также неблагоприятен, поскольку делает человека излишне зависимым от среды. В том и другом случае психологическая устойчивость снижена. Поддержание устойчивости предполагает сбалансированное сочетание экстраактивности и адаптации. При отказе от активности, направленной на предметную или социальную среду, уменьшается независимость человека от нее. Добавим, что адаптация необходима для психологической устойчивости, но и сама успешная адаптация невозможна без достаточной психологической устойчивости.
Важную роль во всей совокупности явлений преодоления играет тревога. Приспособительное значение тревоги заключается в том, что она сигнализирует о неопознанной опасности, побуждая к ее поиску и конкретизации. Поскольку отвлечение внимания влияет на осуществляемую деятельность, то активно-побуждающая функция тревоги может лежать в основе «беспорядочного поведения» или дезорганизующего влияния тревоги на деятельность.
Вероятный исход преодоления трудной ситуации, затрагивающей жизненные цели индивида, определен сложными взаимосвязями между ситуативным поведением и всем ходом самореализации личности. Один процесс находится под влиянием другого.
В том случае, если субъект не находит способов разрешения трудной ситуации, а жизненные обстоятельства не изменяются в лучшую для него сторону, состояние становится настолько неблагоприятным, что наступают те или иные расстройства психики. Особой распространенностью отличаются депрессивные и астенические состояния.
Зависимое поведение как следствие снижения устойчивости
Мы уже касались вопроса негативных последствий дефицита психологической устойчивости. Заметим, что снижение психологической устойчивости увеличивает риск возникновения зависимости. Мы выделяем три основных группы психологических зависимостей: химическая,однонаправленная (акцентуированная) активность, интеракционная зависимость. Рассмотрим кратко причины установления того или иного вида зависимости.