Смекни!
smekni.com

Библиотерапевтический эффект художественной литературы (стр. 2 из 4)

Главным отличием библиотерапевтического метода от прочих методов библиосоциальной работы является выявление через чтение механизмов конкретного выхода из проблемы.

В конце 19 – начале 20 века самое большое внимание исследованию восприятия художественных текстов уделялось специалистами общей и педагогической психологии. Харьковская психологическая школа (Потебин, Овсянников-Куликовский, Харцев и другие) отстаивали мысль о том, что «Идею вкладывает тот , кто воспринимает художественное произведение, кто его толкует, кто им пользуется для уяснения жизненных явлений… Нет ни этого объективного содержания, на раз навсегда данного смысла, ни идеи художественного произведения, есть лишь форма для всего этого, неподвижный образ, рождающий содержание в читателе из данной прозы». Именно такие идеи впоследствии послужили толчком к изучению терапевтического восприятия чтения художественной литературы, который нашел реальное воплощение в работе врачей кафедры психотерапии, психогигиены и психопрофилактики Харьковского института усовершенствования врачей, где активно применяется метод библиотерапии (А. Фикатов, А. Миллер) и где создан центр по изучению и внедрению библиотерапии в практику.

Активному научно-психологическому изучению чтения художественной литературы положили начало А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский и Н.А. Рубакин, разработавший свою теорию библиопсихологии.

Много внимания Н.А. Рубакин уделял влиянию различных «психических способностей» на выбор книги и на отношение к ней в процессе чтения. Однако такой функциональный общепсихологический подход к исследованию художественного восприятия не совсем был принят и позднее активно критиковался как психологами, так и библиотековедами. Интерес к этой теме, а особенно к ее частному проявлению – библиотерапии был приторможен.

Библиотерапия основана на утверждении, что художественная литература, воздействуя на психику человека и тем самым изменяя физиологические и патологические процессы в его организме, лечит больного. С помощью специально подобранных книг с учетом психических особенностей пациентов библиотерапевт оказывает благотворное влияние на лечение разных соматических и психических заболеваний, неврозов. Целенаправленное лечение чтением может «иметь успокаивающее действие, но оно может быть и средством тонизирующим, создающим бодрость и хорошее настроение. Оно может выравнивать эмоциональное состояние, содействовать воспитанию воли, делая характер более устойчивым», - так писал И.П. Кутанин, одним из первых в России поставивший вопрос о применении библиотерапии. В дальнейшем он предупреждал том, что чтение может и навредить – внести разлад в психику и не рекомендовал книги, требующие особого умственного напряжения, с преобладанием мрачного, пессимистического содержания, эмоционально перевозбуждающих.

Сейчас уже доказано (в том числе и онкологами), что положительные эмоции – любовь, надежда, вера, радость, смех, уверенность в собственных силах, воля к жизни таят в себе своего рода терапевтический потенциал. Однако не так просто привести в действие, запустить механизм положительных эмоций.

Библиотерапевтический эффект может исходить не только от чтения художественной литературы, но и от самого широкого круга материалов – журналов мод, газет, учебников, научных книг, энциклопедий и словарей. Наряду с художественной литературой можно использовать поэзию, литературу по интересам, медицинскому просвещению с учетом профиля заболевания. Для исследователей весьма любопытным должны быть результат от чтения литературы серии «Помоги себе сам» (Ю. Андреев, Н. Семенова, А. Малахов, П. Брэгг, Г. Шелтом, И. Васильева, В. Травинка, А. Левшинов и др.). Сюда же следует отнести авантюрные романы, детективы, фантастику и религиозную литературу, к которой особый интерес проявляют люди старше 40 лет.

По существу, библиотерапия необходима не только при лечении неврозов и соматических заболеваний, не только тем, кто оказался в больнице на продолжительный срок (беременные, послеоперационные и т.д.). У таких людей меняются культурные контакты, происходит тягостное отключение от тех ритмов, к которым они привыкли. Это изменяет мотивацию отношения к чтению. Они заинтересованы в ином чтении, которое помогло бы им благополучно пережить медицинское «заключение». Библиотерапия может применятся и в работе с негоспитализированными – инвалидами, которым необходима помощь в налаживании контактов с внешним миром или приспособлении к изменившимся из-за их болезни условиям, а также теми, кто временно нуждается в особом внимании в связи с какими-то проблемами. Более всего метод библиотерапии применяется в работе с инвалидами.

Использование метода библиотерапии поможет преодолеть в определенной степени дефицит общения, эмоционального отчуждения и наличие дискомфорта. Поможет снизить повышенную раздражительность, разлад с собой и окружающими.

Рассмотрение метода библиотерапии в таком ракурсе увеличивает объект его воздействия. В качестве объекта библиотерапии будут выступать не только и не столько больные, сколько вполне нормальные люди, но испытывающие какие-то проблемы, стрессы или пребывающие в кризисных ситуациях. Среди них те, кто блокировал свои эмоции как энергетический фундамент жизнедеятельности, кто нашел обходные способы высвобождения, что привело к разбалансировке их отношений с окружающим миром. Задачи библиотерапии в этой связи будет заключаться в противостоянии негативным патологическим тенденциям и в формировании установки к позитивной самореализации.

По мнению американских психологов, способность независимого манипулирования образами в воображении, сопереживания в процессе восприятия художественного произведения дают возможность компенсировать то, что человеку не удается реализовать в действительности.

Рассмотрение библиотерапии в ключе библиосоциальной работы ощутимо меняет ее конфигурацию.

Во-первых, увеличивает угол распространения библиотерапии, под ее воздействие попадают различные группы клиентов.

Во-вторых, в настоящее время начинается расширение границ ее применения.

В-третьих, изменяется функциональное предназначение библиотерапии. Рекомендуемая литература имеет цель адекватной самооценки клиента и выступает в качестве его защитной силы.

Идея библиотерапевтического влияния на понижение агрессивности личности выстраивается на конфликтологической парадигме. Мысль о возможности регулятивного воздействия чтения на состояние конфликтогенности и позитивного преобразования стратегии социального поведения требует серьезных эмпирических подтверждений.


Глава 2. Влияние экранизации художественной литературы на юношескую аудиторию.

Еще в 80-е гг. социологи отмечали смещение чтения в досуге подростков на 4-5-е место. Ведущими мотивами обращения школьников к телевидению являются познавательный и рекреационно-развлекательный интересы. Круг телевизионных предпочтений детей и подростков очень широк, от второго к пятому классу увеличивается количество просматриваемых передач, причем как детских, так и взрослых. Сегодняшний школьник обращается не к одному-двум, а к четырем-шести постоянно действующим источникам информации. Дети смотрят все телепрограммы, не разделяя их на взрослые и детские.

Наблюдается тенденция замедленного вхождения детей в книжную культуру и отсутствия стабильной привычки к чтению у младших школьников. Но и подростки не являются исключением, для них чтение также необязательное ежедневное занятие. И лишь немногие из них, в основном те, кто приучен был к постоянному чтению с раннего детства, регулярно обращаются к книге.

В чтении детей России накапливаются негативные тенденции. В новых исследованиях отмечается повышенное увлечение детей не только теле-, но и видеопрограммами. Все шире распространяется кабельное телевидение. А это означает, что наступает или уже наступило время, которое можно назвать кризисом чтения.

Различия телевизионной и читательской культур многообразны, но известный социолог С.Плотников выделяет три.

Первое – тип внимания. Телевидение, в силу доступности, не требует подготовки, легко воспринимается, а, следовательно, порождает рассеянное внимание. А чтение требует сосредоточенности.

Второе – особенность содержания. Телевидение – это огромное количество разнородных сведений. Все они интересны, увлекательны, но разбросаны и бессистемны. Они, как рассыпанная мозаика, не дают целостной картины мира. Тогда как книга – это всегда организованный материал, это система определенных знаний, наблюдений, образов, чувств, это целостность.

Третье – характер восприятия. Телевидение – это скорость, темп, динамика, быстродействие. Чтение, особенно художественной литературы, всегда остается медленным, вдумчивым, неторопливым процессом.

Особенно важным представляется процесс вхождения ребенка в информационную среду, где развиты оба типа культуры – вербальный (книжный) и визуальный. Когда ребенок учится читать, когда он продвигается от полного неумения к расшифровке, увеличению скорости и, наконец, постижению информации и получению знания, - его опыт телезрителя оказывает серьезное влияние. Если домашнее окружение усиливает и поощряет читательскую активность малыша, то он имеет хороший шанс одолеть все три фазы без особых проблем и стать настоящим читателем. Но если семья придает непомерное значение телевизору как главному средству развлечения, единственному каналу получения информации, то развитие ребенка как читателя может быть приостановлено.

Дети эры телевидения все еще читают, и с удовольствием. Правда, несколько по-своему. Их принято называть ленивыми читателями. Ленивый читатель – это ребенок из образованной семьи, приобретший навыки чтения, но неспособный вникать в смысл прочитанного и анализировать полученную из книги информацию. Джордж Штайнер по поводу такого рода читателей отмечает: «Большинство тех, кто прошел через начальное школьное образование, могут читать, о не в состоянии прочесть». И год от года ленивых читателей становится все больше. Способность концентрировать свое внимание – это навык, требующий постоянной практики. А у телеэкрана воспитать в себе внимательность практически невозможно. Состояние телезрителя точнее всего можно было бы охарактеризовать как некую ментальную распыленность. Вполне естественно, что дети, проводящие перед телевизором много часов, входят в мир чтения более нетерпеливыми и рассеянными. Телевидение заставляет детские глаза метаться по страницам, а это очень далекая от чтения вещь.