Реферат на тему
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Брест 2009
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующихидеалистических теорий.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию, как своеобразную область знания и впервые выдвинул теорию о неразделимости души и живого тела.
Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому, «как воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметом, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации вакхических явлений.
Таким образом, I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.
2. ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Так, особенности психики животных изучает зоопсихология. Психика человека изучается другими отраслями психологии: детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития. Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания. Можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда — рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Инженерная психология — изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии. Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника. Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвленность психологии на отдельные отрасли, которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию — с педагогикой, через социальную психологию — с общественными и социальными науками и т. д.).
Согласно классификации наук академика А. Кедрова (рис. 1.1) психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.
Технические науки Общественные науки
Естественные науки
Рис. 1.1. Классификация А. Кедрова
Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а также практическое применение приобретенных знаний.
3. ЕДИНСТВО МИРА И ПРОБЛЕМА ПСИХИКИ
С древних времен человек верил в феномен единства мира, в то, что многообразие, сложность и множественность мира, природной жизни предполагает или содержит в себе также и существенное единство, самотождественность мира, что мир имеет какой-то единый первоисточник, первичный источник энергии и материи. Но откуда у нас такая уверенность в единстве мира? Классический ответ на этот вопрос гласит следующее. Эта наша уверенность исходит из устройства нашего сознания, из его принципа самотождественности («Я» = «Я»). Условием существования нашего сознания является некоторое определенное устройство мира. Причем само сознание это мировое устройство как-то обозначает, «снимает» в себе и опирается на него. Если существует единство мира, то должна существовать и некая сущность, субстанция, которая это единство выполняет. Поэтому обычно вводились и существовали в человеческом сознании понятия, аналогичные мировой душе. Понятие (именно как понятие) мировой души для нас может обозначать довольно простую вещь. А именно тот факт, что мы всегда включены в какую-то глобальную связность мира, всегда существуем внутри глобальной цепи мировых событий. Иными словами, факт включенности в мировую связность, которая замыкается в какое-то единство (существующее и везде и нигде, точно так же, как и наша психика по отношению к нашему телу). Поэтому Гегель как начальное, наиболее абстрактное определение психики вообще вводит понятие всеобщей души или мировой души, которая, по сути дела, есть просто всеобщая сущность, субстанция, то есть первичное основание мира, из которого все исходит и куда все возвращается. В такой субстанции должна сниматься вся разобщенность и разнообразие природной жизни. Гегель любил повторять, что душа (как сущность природной жизни, ее субстанция) есть «имматериальность», то есть истина всякой материальности. Хотя, по тому же Гегелю, душа и тело неразличимы и тождественны, душа есть тело, а тело есть душа, в том смысле, что как органического тела не может быть без души (психики), так же и психики не может быть без тела. И живой организм, его единство мы должны понимать в связи с этим базовым единством мира. Психика, которая организует единство этого организма, должна обязательно содержать в себе, «снимать» определения природы, так что многообразие этих определений свертывается в единство. В этом смысле, психика есть микрокосмос, где макрокосмос сжимается, свертывается, собирается в своей самотождественности, таким образом теряя свою внеположностъ. То, что в природе самостоятельно, в психике сжимается до простых качеств, из которых сплетается психическое единство. Эти психические качества имеют, конечно, в природной жизни свои подобия, эквиваленты, но только существующие как разобщенные друг от друга. И в этом принципиальное отличие природных качеств от качеств психических. В таком случае говорят, что природа, природные качества удерживаются в психике идеально, психика, чтобы выполнять функции психики организма, органического тела должна в свернутом виде содержать в себе природу. Таким образом, психику следует понимать как виртуальное сжатие природы, психика — это такая сущность, где вне-положность и многообразие природы собирается к своему единству, собирается в целое организма. Но организм — это такое целое, которое включено в более широкое целое, из которого оно происходит, наш человеческий организм есть дитя природы, и обязательно удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы уже в силу того, что осуществляет себя, становится внутри них, т. е. организм существует только в природной среде, в процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого единства всех существенных сил природы.