Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений при повторном браке родителей (стр. 5 из 11)

И, конечно, огромную и незаменимую роль в воспитании детей несет все же мать. Ребенок, чувствующий за спиной материнскую опору и любовь, оказывается более способным преодолевать негативные чувства, связанные с семейной напряженностью.

Итак, характер детских переживаний в условиях повторного брака матери опосредован качеством эмоциональной связи в диаде “мать-ребенок”. Чем менее выражена эмоциональная связь матери с ребенком, тем ощутимей у детей чувство неуверенности в любви к ним со стороны близких [2].

Когда брак распадается, отец и мать, каждый по отдельности, ищут свой язык общения с ребёнком.

Если раньше в отношениях было три участника, теперь их двое: ребёнок и отец или ребёнок и мать. Отношения с каждым из родителей приобретают свои отличительные черты и наделяются некими обязательствами. Дети привыкают к новым отношениям тет-а-тет довольно быстро и, следовательно, эти «пары» создаются раньше, чем у папы или мамы появляется следующий спутник жизни.

Создаётся ситуация, неестественная для обычной семьи, в которой отношения между родителями предшествуют появлению на свет ребёнка. При повторном браке любимый человек матери или отца приходит третьим, когда связь родителей с ребёнком уже сформировалась, и это создаёт определенные трудности. Об этом неплохо было бы знать семьям, в которых супруги приводят с собой детей [4].

Будем честными: вновь прибывшие «родители» не могут одинаково относиться к своим родным детям и детям своего супруга и, естественно, любовь, которую испытывают дети к своим биологическим родителям, отличается от привязанности к «пришельцам».

Конечно, это знание причиняет боль, потому что «новые» - как дети, так и родители чувствуют себя отвергнутыми. Львиная доля проблем связана с тем, что люди вступают в очередной брак, мечтая вновь обрести семью, которая однажды распалась. Конфликты возникают тогда, когда они начинают замечать разницу между своими ожиданиями и действительностью. А дальше как всегда, насколько мы способны принять ситуацию такой, какая она есть, настолько эффективно мы сможем выстроить отношения как с чужими, так и с родными детьми.

Другими словами, если в совместном быту вновь прибывшие мужчина или женщина занимают место папы или мамы, выполняя практические функции, но не значит, что они стали настоящими родителями ребёнку.

Зачастую дети и даже их непосредственный родитель отказываются наделить вновь прибывших необходимыми полномочиями, и это создаёт основную проблему. Поэтому своевременный разговор с партнёром на эти темы имеет первостепенное значение, так как вопросы, связанные со структурой семьи, только на первый взгляд кажутся проблемами общежития, где ни одна из сторон толком не понимает, из-за чего происходят ссоры. Поэтому нужно с самого начала чётко определить место, занимаемое каждым, и тип отношений, который вы собираетесь установить с остальными, а главное, добиться того, чтобы это стало понятным всем, избежав путаницы и недопонимания.

И потом, повторный брак для взрослого человека означает окончание периода одиночества, значит, является поводом для радости. Для детей же это событие предполагает начало тяжёлого этапа, к которому следует добавить боль потери, пережитую при разводе родителей или смерти одного из них.

Для многих детей такая перемена создаёт огромную проблему, связанную с чувством верности: «Если я люблю нового спутника моей мамы, я предаю своего папу».

Со всеми трудностями можно справиться, если их не замалчивать. Чаще всего об этом стараются не говорить, чтобы «не ворошить угли», и конфликты остаются неразрешёнными и напоминают о себе при совместной жизни…

И ещё - надо принять тот факт, что есть невосполнимые потери, что у наших детей есть нужды, которые появившийся в семье новый человек не сможет удовлетворить.

Мудрость отношений в паре состоит в том, чтобы наслаждаться тем, что мы имеем, и не ссориться, пытаясь добиться невозможного [4].

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских взаимоотношений при различных сиблинговых позициях детей в семье

Эмпирическое исследование особенностей детско-родительских взаимоотношений и особенностей сиблингового взаимодействия в семьях, воспитывающих детей от разных браков, их взаимосвязи, происходило в три этапа, на каждом из которых решались следующие задачи:

Первый этап -диагностическое исследование особенностей взаимодействия родителей и детей в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Второй этап - диагностическое исследование сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Третий этап - корелляционный анализ полученных на предыдущих этапах исследования данных. Проверка гипотезы о наличии значимой связи между исследованными параметрами.

Базой исследовательской работы явилась средняя общеобразовательная школа №30. В исследовании приняли участие учащиеся 40 семей, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

2.1 Исследование взаимосвязи особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков

На данном этапе исследования выявлялась связь между особенностей детско-родительских и сиблинговых взаимоотношений в семьях, воспитывающих двух сиблингов от разных браков.

Статистическая проверка эмпирической гипотезы осуществлялась с помощью метода ранговой корреляции Спирмена, позволяющего определить тесноту (силу) и направленность корреляционной связи между двумя признаками. Коэффициент rs вычисляют по формуле

где d — разность между рангами сопряженных значений признаков (независимо от ее знака), а — число пар. В нашей работе вычисления были произведены с использованием программного пакета Statistica 7.0.

Результаты корреляционного анализа, позволяющие оценить взаимосвязь между исследуемыми параметрами представлены в Приложении 3, Таблице 5,6. Из таблиц 5 и 6 видно, что у первых сиблингов сильная связь (Р<0.01) существует между следующими параметрами:

· Доверительностью общения и требовательность родителей (0.7). Вероятно, это объясняется тем, что чем больше требований предъявляют родители к сиблингам, тем больше возникает у последних потребность искать поддержки, доверия друг у друга.

· Доверительностью общения и контролем отца (0.58)и матери (0.86). Такая взаимосвязь также, вероятно, может быть объяснена взрастающей сплоченностью внутри сиблинговой подсистемы при высокой степени контроля со стороны родителей.

· Доверительностью общения и строгостью отца (0.83), что говорит о том, что чем больше строгости проявляет отец по отношению к детям, тем больше сиблинги стремятся к согласию по поводу верований и ценностей внутри своей подсистемы.

· Доверительностью общения и эмоциональной дистанцией отца (-0.59, -0.63). То есть чем более дистанцирован отец в отношениях с детьми, тем меньше у сиблингов стремление доверить друг другу свои тайны, свои дела, положиться на брата (сестру) в полной мере. Вероятно, дети усваивают родительскую модель «холодных» взаимоотношений.

· Доверительностью общения и отвержением отца (-0.71) и матери (-0.52). Что говорит о том, что отвержение родителей, вероятно, способствует формированию недоверия в отношениях с окружающими, в том числе и в сиблинговой подсистеме.

· Доверительностью общения и сотрудничеством с отцом (0.52) и с матерью (0.55). Вероятно, проявляя отношения сотрудничества в детско-родительских взаимоотношениях, родители транслируют детям необходимые умения для построения отношений, позволяющих достигать общих целей.

· Доверительностью общения и непоследовательностью отца (-0.52). Вероятно, непоследовательные воспитательные воздействия отца в семье препятствуют построению доверительных отношений, формированию согласованной системы верований и ценностей у сиблингов.

· Доверительностью общения и авторитетностью отца (0.62). Вероятно, авторитетность отца в семье привносит в отношения сиблингов умения уважать друг друга, относиться к общению как к ценности, уметь полагаться друг на друга в решении проблем.

· Взаимопонимание между сиблингами связано со строгостью отца (0.56, 0.81), с контролем матери (0.84) и отца (0.92). Вероятно, при строгом отце в семье у сиблингов возникает дополнительная мотивация искать взаимопониминие друг у друга в сиблинговой подсистеме.

· Взаимопонимание между сиблингами связано с эмоциональной дистанцией отца (-0.67), с отвержением матери (-0.61) и отца (-0.74). Очевидно, эмоционально дистанцированные отношения с родителями транслируются в сиблинговую подсистему. И такие дети не понимают друг друга, не стремятся узнать интересы, настроения другого.

· Взаимопонимание между сиблингами связано с сотрудничеством с матерью (0.66). Возможно, такая материнская позиция учит детей проявлению мягкости в отношениях, возможности предсказать и понять поведение брата/сестры в определенных ситуациях реакции на те или иные события.

· Взаимопонимание между сиблингами связано с несогласием - с матерью (-0.54) и отцом (-0.56): чем более дети «отделены» от родителей, тем более стремятся к взаимопониманию друг с другом.

Доверительность и взаимопонимание в общении тесно связаны между собой. Неудивительно, что эти параметры имеют много похожих взаимосвязей с особенностями детско-родительских взаимоотношений.

· Сходство взглядов связано обратной связью с принятием отца (-0.56) и сотрудничеством (-0.57), с согласием матери (-0.76) и отца (-0.81). Вероятно, при отсутствии поддержки в этой сфере со стороны отца, дети вынуждены формировать свою, общую для них систему интересов, взглядов, мировоззрения.

· Сходство взглядов связано авторитетностью отца (-0.63). Возможно, чем более поддержан авторитет отца в семье, тем более согласованы позиции членов семьи в различных вопросах.