Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь между депрессивностью, агрессивностью и склонностью к суициду у несовершеннолетних с девиантным поведением (стр. 3 из 19)

Еще в законах Людовика Святого (XIII век) самоубийцу предписывалось не только подвергать посмертному суду, но и лишать имущества, переходящего к барону. С централизацией власти наследователем самоубийц стала корона. Если преступник был дворянином, его герб ломали, замки разрушали, леса вырубали, а все прочее достояние доставалось казне. Уголовное уложение Людовика XIV наряду с освященными традицией эмоциональными карами (зачитать над самоубийцей приговор, проволочь труп на рогоже лицом к земле, а затем вздернуть на виселицу или отправить на живодерню) предусматривает и обязательную конфискацию имущества в обход прямых наследников.

При таких строгостях самоубийства происходили редко и вызывали у средневековых европейцев мистический ужас. Самоубийцы наряду с еретиками и закоренелыми преступниками считались источником кадров для вампиров, привидений и прочей ночной нечисти (отсюда и кол в сердце — как мера предосторожности). [39, стр.10]

Между Западом и Востоком наблюдаются существенные различия в восприятии самоубийства.

В странах Востока акт самоубийства чаще всего не рассматривался как что-то антиобщественное – он не только не запрещался, но часто, наоборот, приносил самоубийце уважение окружающих. Так, в Индии практиковалось ритуальное самосожжение жены, потерявшей своего мужа (сати). Вдове-самоубийце оказывались божественные почести, она канонизировалась перед «самовольным» уходом из жизни. В Китае же самоубийство считалось традиционным методом мести обидчику. Еще большее значение самоубийство играло в японской культуре. Известна существовавшая в феодальной Японии традиция ухода из жизни самураев с помощью харакири. Хотя у самих японцев это понятие не пользуется популярностью. Они предпочитают употреблять другое понятие – сеппуку. Этот ритуал был четко регламентирован и, будучи чрезвычайно болезненным и медленным способом самоубийства, одобрялся как наиболее эффективный для демонстрации храбрости, самообладания и решительности самурая. Добровольное сеппуку практиковалось с 12 в. и было связано со стремлением побежденных воинов избежать позора, попав в руки противника. В отдельных случаях добровольное сеппуку было призвано продемонстрировать лояльность к своему господину (если погибал господин, то подчиненные следовали за ним даже после его смерти) как протест против политики правительства или в качестве искупления ошибок, допущенных в работе.

Обязательное сеппуку применялось в тех случаях, когда самурай приговаривался к казни. Сеппуку при таких обстоятельствах рассматривалось как более достойный способ ухода из жизни, в сравнении со смертью от руки палача. Этот вид самоубийств был распространен с 15 в. и до 1873, когда он был запрещен. Именно таким образом ушли из жизни в 1703 знаменитые 47 «ронина» – самураи, потерявшие своего господина и отомстившие за него обидчику, за что были приговорены императором к самоубийству.

Такое лояльное отношение к самоубийству в странах Востока во многом объясняется влиянием буддизма. По классическим канонам этой религии, жизнь рассматривается как страдание, а душа человека проходит много циклов, переходя из одного состояния в другое. Поэтому уход из жизни вполне допустим, поскольку является индивидуальным выбором самого человека.

С зарождением концепции гуманизма варварство стало уходить в прошлое. Нравы смягчались, а жестокость и суеверие из похвальных качеств перешли в разряд постыдных. Европа вступала в новые времена.

1.1.4 Наше время (XIII – XX века)

Впервые о естественных правах человека — на жизнь, на справедливый суд, на собственность — заговорили в Англии и поначалу только применительно к барона. К началу Нового времени идея о том, что у государя есть не только права, но и обязанности, а у подданных не только обязанности, но и права, распространилась по всей северной Европе. Благодаря известным философам и писателям того времени в обществе стало изменяться отношение к суициду. Первым защитником самоубийц был Монтень (Мише́ль Эйке́м де Монте́нь 28 февраля 1533— 13 сентября 1592) — знаменитый французский писатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опытов».), оправдывавший «благородное самоубийство» и восхищавшийся доблестными женщинами античности, жертвовавшими жизнью во имя долга или любви. Дэвид Юм издал свой труд «О самоубийстве» (1777) через двадцать лет после того, как этот трактат был написан. Почти сразу же книга попала в список запрещенных изданий.

В это время происходит ослабление гонений на самоубийства. Люди все равно убивали себя, невзирая на земные и небесные кары. Друзья и родственники, которые не желали отдавать останки самоубийцы на поругание, чаще скрывали факт самоубийства. Покойника благополучно отпевали, хоронили на кладбище, а власти смотрели на это сквозь пальцы. В тех же случаях, когда утаить причину смерти было невозможно, самоубийцу объявляли безумным — в большинстве стран это освобождало от церковного и уголовного наказания.

Восемнадцатое столетие завершилось тем, что признало за человеком право на жизнь. Ни в одной из конституций и деклараций прав человека не утверждалось, что право на жизнь – это еще и обязанность. Если у человека есть юридическое право жить - он может и не пользоваться этим правом, то есть прекратить свое существование. Французская революция, пролившая реки крови, но показавшая всему миру, как надо расправляться с предрассудками и анахронизмами, первой вычеркнула самоубийство из списка уголовных преступлений. Последней же из европейских стран на это решилась Великобритания, сохранявшая в кодексе антисуицидную статью вплоть до 1961 года.

Во второй половине XIX века в цивилизованных странах самоубийц уже не подвергали публичному поношению, но закон по-прежнему был суров по отношению к тем, кто пытался уйти из жизни, но не сумел. В 1881 году законодательное собрание штата Нью-Йорк определило неудачливым самоубийцам наказание в 20 лет тюрьмы. В Англии же государство бралось завершить не доведенное до конца самоубийство при помощи палача — попытка суицида каралась смертной казнью. XX век, по мнению Г.Ч. Чхартишвили, можно назвать веком самоубийств. «Современному человеку, которому повезло родиться в благополучной, сытой стране, жизненный инстинкт не очень то нужен: голод, холод, насилие какому-нибудь финну, канадцу или японцу известны больше понаслышке, благодаря привычке ужинать перед телевизором. Человек из благополучной страны знает, что почти наверняка будет жить а) в комфорте б) не подвергаясь принуждению в) долго. Перспектива ясна: умрет в 94 года от болезни Альцгеймера. От этой уверенности происходит размягчение жизненного мускула, а размягчение — первый шаг к атрофии.», «…человеку свойственно дорожить только тем, что дается с трудом.» [39, стр. 15]

В законодательствах многих стран мира долгое время существовало положение, объявлявшее самоубийство уголовным преступлением.

Из британского законодательства, например, эта статья была изъята в 1961 году. Любопытно, что законодательство соседней Шотландии самоубийство преступлением не считало.

В большинстве стран самоубийство как таковое в наши дни преступлением не является. В то же время пособничество при самоубийстве, подстрекательство к самоубийству, доведение до самоубийства и неоказание медицинской помощи при самоубийстве может повлечь за собой правовую ответственность.

В России в настоящий момент предусматривается ответственность по ст. 110 Уголовного кодекса (1996) за доведение «до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего». Любая другая помощь в самоубийстве не является наказуемой уголовным законом (например, передача человеку, близкому к самоубийству, информации о способах самоубийства, предоставление веревки для повешения, яда для отравления и т.п.). Неоказание медицинской помощи при самоубийстве может повлечь ответственность по ст. 124 УК РФ (если лицо, не оказавшее помощь, было обязано это сделать).

В Индии действует закон, согласно которому попытка самоубийства наказывается лишением свободы на срок до 1 года и/или штрафом.

В Сингапуре попытка самоубийства также наказуема заключением на срок до 1 года.

1.2 Религия и суицид

Религия имеет большое значение в жизни людей. Религия придает ей смысл и разумность. Верующий человек живет ради высшей цели и считает невзгоды – испытанием, которое необходимо преодолеть. Религия вводит понятие ответственности человека за его поступки и, в конечном итоге, за всю его жизнь. Главная социальная функция религии на протяжении истории состояла в том, чтобы человечество соблюдало хотя бы некие минимальные нормы общежития, чтобы наш биологический вид, склонный к истреблению себе подобных, выжил. Система религиозных запретов (заповедей) задавала определенные координаты этического поведения.

В наши дни религиозное чувство несколько ослабло, но человечество стало менее жестоким и нетерпимым чем пятьсот лет назад.

Религиозная принадлежность играет очень важную роль в принятии суицидального решения: одни конфессии воздвигают больше моральных и психологических запретов на пути к самоубийству, другие меньше. Восточные религии не считают самоубийство абсолютным злом, в отличии от «антисуицидных» конфессий (христианство, ислам, иудаизм). В протестантских странах уровень самоубийств выше, чем в католических. Дело в том, что протестантизм более индивидуалистичен, не перекладывает ответственность за неудачи с личности на Бога или судьбу. В этой конфессии выше степень свободы выбора.

Религия, являясь глубоко укорененным компонентом духовной и бытовой культуры общества, косвенно влияет даже на поступки человека нерелигиозного. Поэтому рассматривать феномен суицида необходимо не только со стороны науки но и в религии.