Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростков (стр. 2 из 3)

В современной психологической литературе термину «эмпатия» соответствует широкий набор определяющих уточнений («эмпатическое взаимодействие», «эмпатийные реакции», «эмпатийные способности») и синонимов («альтруизм», «просоциальное поведение», «социальная сензитивность»). Даже перечень этих терминов позволяет утверждать, что обозначаемая ими реальность имеет самое непосредственное отношение к гуманистическим профессиям, то есть к таким профессиям, которые по классификации Е.А. Климова следует отнести к классу «человек-человек». Одной из характерных профессий этого класса является профессия педагога.

К вопросу изучения эмпатии социально-психологического явления обращались многие авторы. Так, проводя обзор литературы по данному вопросу, необходимо отметить следующих исследователей и их работы:

Основательно изучался вопрос эмпатии, а также ее развития Пономаревой М.А. Так, автору принадлежат такие работы как «Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы», «Роль художественной литературы в развитии эмпатии», «Эмпатическое литературоведение”. Можно отметить, что Пономарева М.А. много работает над вопросом соотношения и взаимодействия таких понятий как “эмпатия” и “художественная литература”. Автор, таким образом, прослеживает взаимозависимость и взаимовлияние названных понятий.

В работе Пономаревой М.А. доказано большое воздействие на внутренний мир человека художественной литературы. В обзоре литературы в данной работе указываются имена психологов, которые подтверждают роль и влияние художественной литературы на развитие личности. Так, в частности, автором упоминаются такие деятели как Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, Я.Л. Коломинский, Н.А.Бердяев.

Также в работе подчеркивается, что “искуство обладает поистине уникальной способностью преобразовывать саккумулированные в идеале общественный опыт в личный опыт каждого” [23; 15].

Пономарева М.А. рассматривает в своей работе направления взаимосвязи эматии и художественной литературы. Рассматривается автором также механизм воздействия художественной литературы на личность.

В результате проведенного исследования, анализа соответствующих источников, автор приходит к выводу, что в отечественных исследованиях определенное внимание уделяется выявлению роли художественной литературы в развитии эмпатии. В процессе постижения художественной литературы возникают художественные сопереживания воображаемому герою. Описанный процесс как раз и способствует развитию эмпатии у школьников.

Это же направление в изучении эмпатии выбрал для себя кандидат филологических наук, доцент Брестского университета имени А.С. Пушкина. Так, его работа (“Эмпатийное литературоведение”) посвящена анализу произведений художественной литературы с точки зрения их способности развивать эмпатию в детском и подростковом возрасте.

Заведующий кафедры вспомогательных и исторических дисциплин и методики преподавания истории БГПУ им. М.Танка Богданович И. посвящает свою работа рассмотрению и анализу развития эмпатии через призму истории как учебного предмета. В данной работе приводятся различные методические приемы, позволяющие развивать эмпатию на уроках истории.

Предметом исследования в работе Василюк Ф.Е. (“Семиотика и техника эмпатии») выступает одна из базовых единиц развиваемой автором психотехнических теорий. Рассматриваются возможности варьирования эмпатических реплик и функций этих вариаций в психотерапевтическом процессе.

Автор указывает, что эмпатия дает переживанию не только имя, но и значение. Полная сигнификация переживания позволяет сформироваться особому функциональному органу, который можно назвать «экспериментальным мышлением» [5; 9].

Автор, в результате проделанной работы, приходит к выводу о том, что анализ эмпатической сигнификации должен рассматривать саму эмпатию и переживание не в статике, а в динамике.

Исследователь Майковская Л.С. в своей работе («Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки») раскрывает сущность и содержание каждого из компонентов этнокультурной толерантности, рассматривает способы ее формирования с учетом специфики деятельности педагога-музыканта.

Работа соискателя кафедры немецкой филологии Томбовского государственного университета имени Г.Р.Державина Нелипа Л.Н. («Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте») посвящена речевым этикетам эмпативного типа и их реализации в коммуникативном акте. В работе дается определение понятию «эмпатия», рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различных областях наук.

Понимание субъектом других людей всегда эмоционально окрашено. Однако о присутствии в межличностных отношениях феномена эмпатии можно говорить, когда в целостном акте познания другого человека этот компонент наиболее выражен в форме сопереживания или сочувствия. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним. Сочувствие – переживание субъектом по поводу чувств другого.

4. Подходы к развитию социального интеллекта и эмпатии

Эмпатия, понимаемая как личностное свойство, имеет социальную природу и как любое социально обусловленное свойство поддается целенаправленному формированию.

Исходя из того, что эмпатия формируется и проявляется в ситуациях диалогического общения, когда ученик выступает не только как объект, но и как субъект взаимодействия.

Эмпатия, как и всякое эмоциональное явление, поддается развитию. В онтогенезе ребенка выделены две последовательно развивающиеся формы эмпатии – сопереживание как непосредственно импульсивная форма реагирования на неблагополучие другого и сочувствие – осознанный отклик на реальную жизненную ситуацию.

Применение ролевых игр в качестве метода актуализации эмпатийных свойств личности в моделируемой педагогической деятельности должно удовлетворять следующим требованиям:

1. неопределенность условий игры, что предоставляет субъекту большую вариативность действий;

2. включение субъекта в конфликтную ситуацию, «провоцирующую» сопереживание и помогающее поведение;

3. выбор и выполнение реальных завершенных действий;

4. создание возможности уточнения сведений, ввод дополнительных переменных ситуаций;

5. выполнение экспериментатором роли режиссера.

Ролевая игра, имитирующая психолого-педагогичекую ситуацию, требующая проявления педагогической эмпатии, может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:

А) если ролевая игра своим содержанием и организационно-методическим обеспечением создает предпосылки эмпатийного поведения; б) если ведущий владеет умениями педагога-режиссера, вызывает переживание чувств играемой роли; в) если ведущий осуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры [25; 85].

Развитие социального интеллекталичности рядом авторов (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский, А.Л.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский) понимается как самодвижение в системе отношений с другими людьми и являетсянеобходимым условием существования самой личности

Специфика данного подхода к изучению личности заключается в проблеме взаимосвязи коммуникативной и познавательной активности, являющихся основными компонентами социального интеллекта. Основываясь на концепции А.В.Петровского и его подхода к развитию личности выделяют два подхода к развитию социального интеллекта учащихся юношеского возраста.

Первый подход - собственно психологический, который заключается в понятии развивающейся личности.

В рамках этого подхода естественно предположить, что в пределах одного и того же возраста различные по типу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активно выбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития.

Второй подход— собственно педагогический: что и как должно быть сформировано в личности, чтобы она отвечала социальным требованиями. В рамках этого подхода деятельность всегда выступает как ведущая для развития личности, опосредуя ее отношения с социальной средой, ее общение с окружающими, конституируя «социальную ситуацию развития».

Заключение

Проанализировав литературу по вопросу взаимосвязи социального интеллекта и эмпатии, мы пришли к следующим выводам:

Социальный интеллект – интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним из процессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Это связано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамках общей и социальной психологий.

Социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек - человек», а также некоторых профессиях «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативных способностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются его сензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение, гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либо вызвать склонность к таковому.