Смекни!
smekni.com

Взаимосвязь тревожности со стилем поведения в конфликтных ситуациях (стр. 11 из 13)

Найдем различия двух выборок (юношей и девушек) по уровню тревожности воспользовавшись t – критерием стьюдента. Критерий t стьюдента направлен на оценку различий величин средних X и Y двух выборок X и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине, как в нашем случае. Проверим гипотезу о том, что тревожность у юношей и у девушек приблизительно равна – H0; Тревожность различна – H1.

N1- юноши- 27чел. – x

N2 – девушки- 28 чел.- y; n1 ≠n2

X1(ср.значСТ трев.)- 38.4 ; Y1 – 41.07

X2(ср.знач ЛТ Трев.) – 38.6 ; Y2 – 44.03

Sd1= √ S2x1+S2y1= √∑(x1- x)2 +∑(y1-y)2 . (n1+n2)

(n1+n2-2) (n1 . n2)

Sd2 =√S2x2 + S2y2=√∑(x2- x)2 +∑(y2- y)2 . (n1 +n2)

(n1 +n2-2) (n1 . n2)

Sd1 = 2.67 ; Sd2 = 2.05; X1 – Y1 =2.67; X2 – Y2 = 2.96

tэмп.1 = │X1-Y1 ; t эмп2 = │X2- Y2

Sd1 Sd2

tэмп1= 1 ; tэмп2 = 2,65

число степеней свободы k = (n1-1) +(n2-1)= n1+n2-2= 53

для такого числа степеней свободы находим

12,71 для р ≤ 0,05 0,05 0,01 0,001

tкр1. ={ 63,66 для р ≤0,01 ——|————|————|—————|———————>

64,60 для р ≤0,001 1 12,71 63,66 64,60

Различия между СТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0.05%. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.

12,71 для р ≤ 0,05 0,05 0,01 0,001

tкр2. ={ 63,66 для р ≤0,01 ——|————|————|—————|———————>

64,60 для р ≤0,001 2.65 12,71 63,66 64,60

Различия между ЛТ тревожностью у юношей и девушек менее чем на 0,05 %. Гипотеза о равенстве H0 отклоняется и принимается гипотеза о различии H1.

Для удобства выявления взаимосвязи уровня тревожности и стиля поведения объединим данные по этим двум тестам в одну таблицу.

Табл.№4. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у девушек.

Ф.И. Сотр. Сопер. Компр. Избег. Присп СТ ЛТ
1 Г.Е. 8 2 8 8 4 42 43
2 П.Ю. 11 5 7 5 2 21 40
3 Д.Ю. 8 2 8 7 5 43 41
4 Д.Н. 4 11 7 4 4 49 47
5 Г.Л. 9 3 9 6 3 37 44
6 М.К. 8 4 11 3 4 32 36
7 И.К. 5 10 6 2 7 62 46
8 Х.З. 6 9 4 7 4 47 45
9 Д.Е. 6 10 7 4 3 44 45
10 Р.И. 8 4 5 8 5 33 33
11 Б.К. 7 1 9 6 7 35 35
12 П.Н. 12 4 6 5 3 34 43
13 К.Е. 8 3 4 5 10 28 41
14 Л.И. 9 - 10 4 7 29 37
15 Ф.А. 7 1 10 7 5 27 35
16 А.Л. 8 3 10 6 3 29 41
17 П.Е. 9 5 12 2 2 34 39
18 А.Е. 6 11 6 6 1 60 57
19 С.Т. 6 12 7 2 3 56 56
20 П.Ю. 6 7 7 6 4 44 45
21 Д.Ю. 9 3 8 8 2 44 39
22 Т.В. 8 6 10 1 5 37 39
23 К.К. 7 9 1 6 7 54 56
24 П.П. 3 11 6 9 1 62 68
25 А.Е. 8 5 3 8 6 37 36
26 К.Л. 5 8 4 8 5 51 53
27 М.Л. 6 9 5 7 3 44 52
28 К.Г. 10 2 8 4 6 35 41

Из Таблицы №4 мы видим, что у девушек с умеренным уровнем тревожности сотруднический и компромиссный стиль поведения в конфликтах, а высокому уровню тревожности соответствует сопернический и стиль избегания в конфликтных ситуациях.

Соотнесем также результаты исследования по юношам в таблицу №5.

Табл.№5. Определение стиля поведения в конфликтных ситуациях и уровня тревожности у юношей.

Ф.И. Сотр. Сопер. Компр. Избег. Присп. СТ ЛТ
1 Р.Я. 9 4 8 5 4 37 44
2 Б.В. 8 9 6 - 7 50 45
3 И.Э. 8 6 7 4 5 38 47
4 Б.А. 10 6 8 - 6 31 28
5 К.И. 8 3 9 5 5 2 34
6 Г.Л. 6 8 6 4 6 55 48
7 Т.Е. 9 - 6 8 7 36 31
8 Р.М. 8 1 9 5 7 40 41
9 П.К. 8 - 8 6 8 32 37
10 З.С. 6 4 10 5 5 32 30
11 М.Р. 10 4 8 7 1 35 31
12 Я.Р. 9 - 8 5 7 24 27
13 З.А. 7 5 6 3 9 37 30
14 Г.Д. 9 7 3 5 6 31 32
15 С.М. 8 2 8 6 6 35 44
16 М.К. 7 4 9 5 5 35 42
17 А.Д. 12 6 8 2 2 29 31
18 Ф.Ю. 9 6 8 1 6 36 38
19 Е.А. 7 5 8 6 4 30 33
20 К.А. 8 10 3 7 2 57 53
21 А.Р. 9 4 4 5 8 31 39
22 Б.В. 5 9 7 8 2 49 55
23 С.Н. 6 10 4 7 3 47 44
24 З.Р. 9 2 9 7 3 42 42
25 П.А. 8 5 8 6 3 39 36
26 Т.Р. 7 9 1 6 7 53 45
27 З.И. 9 5 7 6 3 43 37

Таблица №5 показывает, что юноши с высоким уровнем тревожности в конфликте используют сопернический стиль поведения и избегание, а у которых уровень тревожности умеренный и низкий, то используется сотруднический и компромисс.

Сравним юношей и девушек по уровню тревожности и представим результаты в диаграмме №1.

диаграмма №1

Диаграмма №1 показывает, что уровень личностной тревожности у девушек выше, чем у юношей, это означает, что девушки склонны больше переживать по поводу оценки окружающих.

Сравним юношей и девушек по стилям поведения в конфликтных ситуациях и представим результаты в диаграмме №2.

диаграмма №2

Диаграмма №2 показывает, что по стилям поведения девушки болеесклонны к соперничеству, легче идут на компромисс чем юноши, а юноши более склонны к приспособлению. Стиль приспособления означает, что человек действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.

3. Результаты исследования по рисуночному тесту «Несуществующее животное».

В большинстве девушки располагали рисунки ближе к верхнему краю, что означает высокую самооценку, уверенность в себе, но недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Из них всего 3 девушки расположили свой рисунок ближе к нижнему краю листа, это обозначает обратную тенденцию: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. У 5 % девушек на рисунке голова повернута влево – тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность.

У 10% на рисунках голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. У остальных на рисунке положение головы "анфас", т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. У половины девушек хорошо прорисованы уши - заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Всего 2 девушки прорисовали ресницы – истероидно-демонстративные манеры поведения. Ресницы – также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. На 80% рисунков рот округлой формы открыт и присутствуют зубы - вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная - огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание, боязливость, тревожность. Открытый рот в сочетании с языком, говорит о речевой активности, болтливости. Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Все девушки прорисовали отчетливо радужку, следовательно, у них присутствуют страхи. Многие девушки нарисовали оперенных животных с прическами - перья – тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически – чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль. На нескольких рисунках нарисованы когти, шипы и панцирь – защитно-ответная агрессия. На 2 рисунках отсутствуют ноги, это говорит о поверхности суждений, легкомыслии в выводах и неосновательности суждений и импульсивность принятия решений рисующего. У остальной части девушек ноги были нарисованы хорошо - основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию. На всех рисунках ноги хорошо соединены с туловищем – это говорит о характере контроля за своими суждениями, выводами, решениями. У большинства ноги на рисунках однотипны, это говорит о том что рассуждения этих девушек банальны, стандартны. На одном рисунке они разнообразны по форме и направлению, у этой девушки присутствует своеобразие суждений, самостоятельность и творческое начало. На 80% рисунков присутствуют украшающие и функциональные детали, поднимающиеся над уровнем фигуры – крылья, банты, одежда - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, "самораспространение" с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа – крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали – демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.